Раздел 1. Становление российского государства в контексте мировой истории

ИСТОРИЯ

(история России, всеобщая история)

 

Методические указания для студентов заочной формы обучения всех направлений подготовки

 

Составитель

А.С. Минин

 

 

Санкт-Петербург

2020

 

Утверждено

На заседании кафедры ОН

10.09.2020 г., протокол №1

 

Рецензент В.Д. Кузнецов

 

 

Данная учебно-методическая работа соответствует рабочей программе дисциплины «История» стандарта ФГОС 3++ и содержит основной теоретический материал по разделам курса, раскрывающий содержание основных этапов отечественной и мировой истории. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями, вопросами для текущего контроля, указаниями по написанию контрольной работы.

Методические указания предназначены для бакалавров заочной формы обучения всех направлений подготовки.

 

 

Учебное электронное издание сетевого распространения

Издано в авторской редакции

 

Системные требования:

Электронное устройство с программным обеспечением для воспроизведения файлов формата PDF

 

Режим доступа:          , по паролю. – Загл. с экрана

Дата подписания к использованию 15.01.2021 г. Рег.№

 

ФГБОУВО «СПбГУПТД»

Юридический и почтовый адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18

http://sutd.ru

Введение.

Цели и задачи курса.

 

История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. В совокупности гуманитарных наук, история является дисциплиной, формирующей мировоззрение человека. Осознание общего прошлого соединяет людей в сообщество, нацию, государство. Понимание методов исторической науки, способность к критическому самостоятельному мышлению в столь сложной и важной области – основа формирования гражданской позиции.

Цель дисциплины: сформировать компетенции обучающегося в области основ исторического мышления.

Задачи дисциплины:

• Рассмотреть этапы и движущие силы всемирноисторического процесса во всей его многовариантности.

• Раскрыть принципы научной исторической методологии, способствовать формированию критического мышления.

Достижение поставленных цели и задач позволит решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью выявления его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив будущего.

 

Роль и место дисциплины в учебном процессе.

Основным содержанием учебной дисциплины является исторический процесс развития (т.е. условия, ход и результат) российской государственности: формирование русского, а затем и российских народов, их территории, создание и функционирование органов государственной власти и других атрибутов российской государственности. Одной из важных задач курса является изучение накопленного исторического опыта в управлении государством, в использовании различных форм человеческого общежития, ознакомление с основными законами и правовыми актами, регулировавшими на различных этапах исторического развития отношения между гражданами и государством. В учебном курсе значительное место отводится освещению государственной, общественной, реформаторской деятельности отдельных исторических личностей, стоявших во главе важнейших экономических и политических реформ в России, ускоривших процесс ее исторического развития. Развитие России носило самобытный характер, имело свои особенности, и тем не менее, оно происходило в общих рамках развития европейской цивилизации, впитывало в себя опыт других стран и народов. Не случайно, составной частью курса является Всемирная история.

Особенностью изучения курса «История» студентами заочной формы обучения является значительный объем самостоятельной работы. В течении семестра студенты должны успешно сдать контрольную работу по одной из тем курса.

В результате освоения дисциплины «История» у обучающегося должны сформироваться следующие компетенции:

УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. В рамках данной компетенции обучающийся должен:

Знать: основы методологии исторической науки, виды и особенности исторических источников, критерии качественной оценки научных работ, методы поиска, критического анализа и обобщения информации, основные направления в современной историографии.

Уметь: применять методы исторического исследования, источниковедения, анализа и обобщения информации для критического анализа содержащейся в источниках информации, формулирования выводов, оценки исторических работ, формирования целостной концепции отечественной и мировой истории как основы мировоззрения.

Владеть: основными методами исторического исследования, источниковедческого анализа, критики, анализа и синтеза информации, формулирования обобщающих выводов в рамках исторических концепций.

УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах. В рамках данной компетенции обучающийся должен:

Знать: закономерности общественно-исторического и культурного развития, основные факты отечественной и мировой истории, современные концепции философии истории.

Уметь: применять знания о принципах и закономерностях общественно-исторического и культурного развития для толерантного восприятия разнообразия культур и общест.венно-экономических и политических различий.

Владеть: основанными на понимании сущности исторического процесса навыками совместной деятельности в мультикультурной среде, в условиях общественно-экономических и политических различий.

 

 

Содержание курса.

Раздел 1. Становление российского государства в контексте мировой истории.

 

Тема 1. История как наука. Философия и методология истории. Сущность, формы и функции исторического знания. Предмет и объект изучения истории, основные отрасли и направления исторической науки. Взаимосвязь исторической науки с другими гуманитарными дисциплинами. Философия истории. Цивилизационный и формационный подходы. Методология истории. Понятие исторический источник. Виды источников и их особенности. Методы исторического исследования. Качественные характеристики исследовательской работы. Критика фальсификации истории. Основы мировой политики.

Тема 2. Зарождение и этапы развития древнерусской государственности. Источники по истории Древней Руси. Политогенез и этногенез. Первобытное общество. Участие славян в Великом переселении народов. Славянские племенные союзы на территории Восточно -Европейской равнины. Образование Древнерусского государства. Торговые пути. Норманнская проблема. Русь и кочевники. Крещение Руси. Проблема генезиса феодальных отношений. Социально-экономическое и политическое развитие Руси. Распад Древнерусского государства. Новгородская государственность. Владимиро- Суздальская земля. Галицко-Волынское княжество. Особенности развития древнерусской культуры. Киевская Русь и западноевропейская цивилизация.

Тема 3. Московский этап развития российской государственности. Образование и экспансия монгольской державы. Походы Батыя на Русь и Юго- Восточную Европу. Золотая Орда: территория, население, политическое устройство, экономика, культура. Ордынское иго как историческое явление и политико-философский дискурс. Источники по русско-ордынским отношениям. Отражение экспансии немецких крестоносцев и шведских феодалов. Александр Невский. Даниил Галицкий. Великое княжество Литовское и древнерусские земли. Раскол Литвы и унии с Польшей. Москва и Тверь. Причины и этапы возвышения Москвы. Хан Узбек и Иван Калита. Московское государство при Дмитрии Донском. Куликовская битва и ее значение. Московская Русь и европейская политика.

Тема 4. Образование российского централизованного государства. Феодальная война в Московском государстве. Дворянство – новый класс служивых людей. Иван III – государь всея Руси. Падение Константинополя и независимость русской церкви. Распад Золотой Орды. Стояние на реке Угре и падение монгольского ига. Собирание русских земель: Новгород, Тверь, Смоленск, Рязань. Москва – III Рим. Борьба с удельной системой. Появление и развитие централизованного аппарата управления. Судебник 1497 г. Московская Русь в орбите европейской цивилизации.

Тема 5. Московское царство в XVI в. Отношения сословий и их противоречия. Политический портрет царя Ивана IV Грозного. Царь и церковь: религиозные споры и Стоглавый собор. Реформы Избранной Рады. Судебник 1550 г. Становление сословно-представительной монархии в Европе и России. Земские соборы. Завоевание Казанского и Астраханского ханств, начало освоения Сибири. Ливонская война. Опричнина. Историография опричнины. Экономический кризис и указ о заповедных летах. Борис Годунов. Династический кризис и начало Смуты. Интерпретация Смуты в отечественной историографии. Феномен самозванства. Польская и шведская интервенция. Семибоярщина и народные ополчения. Избрание Михаила Романова, окончание Смуты. Развитие русской культуры в XIV – XVI вв.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: