Цель и задачи учебной дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Все направления подготовки

Все профили подготовки

Уровень образования: бакалавриат

 

 

Донецк

2016



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Все направления подготовки

Все профили подготовки

Уровень образования: бакалавриат

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

«Философия»

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.

 

Утверждено

на заседании

Учебно- издательского

совета ДОННТУ

Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.

 

 

Донецк

2016

 

УДК 215(072)

 


Конспект лекций дисциплины «Религиоведение» / сост.: В. И. Пашков. – Донецк: ДОННТУ, 2016. – 163 с.

 

Конспект лекций включает темы, отражающие требования высшей школы и программы дисциплины «Религиоведение», которая читается по выбору студентов в Донецком национальном техническом университете. В конспекте лекций представлен широкий спектр религиоведческих знаний: теория религиоведения, социально-исторические основы религии, ее исторические типы, а также история свободомыслия в многообразии форм его проявления и тенденций развития. Овладение такими явлениями мировой культуры, как религия и свободомыслие – необходимое условие формирования мировоззренческой культуры человека.

Конспект лекций составлен в соответствии с требовании Основной образовательной программы высшего профессионального образования.

 

 

Составитель:

В. И. Пашков, к.филос.н., доцент

 

Ответственный за выпуск:

Т. Э. Рагозина, к.филос.н., доцент

 

  СОДЕРЖАНИЕ Введение Общие положения   5 6
Тема I Религиоведение: предмет, структура, основные черты и функции. Религия как социальное явление 7
  1. Предмет и структура религиоведения 7
  2. Методологические основы, основные черты и функции религиоведения 10
  3. Сущность и структура религии 15
  4. Религия и общество. Социальная роль и основные функции религии   18
  5. Свобода совести и ее конституционно-правовые основы 19
Тема II Происхождение религии 20
  1. Проблема истоков религии в контексте теологических решений 21
  2. Светские варианты решения проблемы истоков релегии 24
  3. Научные концепции происхождения религии 26
  4. Основные вехи в истории развития человека: время и уловия возникновения религии   29
  5. Причины возникновения и существования религии 35
Тема IІІ Исторические типы религии 38
  1. Ранние формы религиозных верований 38
  2. Родоплеменные религии 41
  3. Этнические религии: народные и национальные 45
  4. Мировые религии 63
  4.1. Буддизм 65
  4.1.1. Условия возникновения, развития и распространения буддизма 65
  4.1.2. Особенности вероучения и культа буддизма 69
  4.1.3. Основные течения буддизма 73
  4.2. Христианство 76
  4.2.1. Предпосылки возникновения христианства, его эволюция формирование Христианской Церкви: I-XI века   76
  4.2.2. Особенности вероучения, культа и организации       Православной Церкви.   87
  4.2.3. Характерные черты и своеобразие католического       вероучения, культа и организации.   92
  4.2.4. Вероучение и культ протестантизма и его основные направления.   98
  4.3. Ислам 107
  4.3.1. Социально-исторические причины возникновения,  идейные истоки и география распространения ислама   107
  4.3.2. Основные черты вероучения и культа мусульман.  Организации мусульманского духовенства   109
  4.3.3. Направления и ответвления в исламе 116
  4.3.4. Влияние ислама и особенности его проявления в       жизнедеятельности народов мусульманского мира   118
  5. Новые религиозные течения 120
  5.1. Причины возникновения, характерные черты и   разновидности новых религиозных течений   120
  5.2. Новые религиозные течения в Украине 123
Тема IV Свободомыслие 134
  1. Исторические формы свободомыслия 134
  2. Возникновение и особенности развития свободомыслия в странах Древнего Востока и античного мира   138
  3. Средневековое свободомыслие, его особенности и специфика   141
  4. Содержание и формы проявления свободомыслия эпохи Возрождения   145
  5. Свободомыслие Нового времени 151
  6. Свободомыслие в истории русского народа 155
  7. Современное свободомыслие: основные направления, своеобразие их проявлений и тенденций развития Литература   158 163

 




ВВЕДЕНИЕ

Интеллектуальное и мировоззренческое становление человека связано со знанием таких явлений мировой культуры, как религия и свободомыслие. Изучение тем дисциплины «Религиоведение» позволит не просто познакомиться с академическим религиоведением с точки зрения становления его предмета, структуры, принципов, понятийно-категориального аппарата и методов, основных черт, функций и тенденций развития. Исследование религии с научно-теоретических позиций даст возможность рассмотреть проблему ее происхождения, различные подходы и концепции в интерпретации этого феномена, раскрыть его сущность, структуру и особенности функционирования, изучить исторические типы религии на разных ступенях жизни общества, осмыслить в нем тенденции и перспективы религиозного процесса. Исследование будет не полным, если не увидеть, что исторические ступени развития человечества были и той почвой, на которой возникло и развивалось в многообразии своих форм свободомыслие как закономерный результат общественно-исторической практики людей.

Включаясь в контекст процесса исследования, не нужно следовать академической (светской) тенденции или теологическому подходу описания религии и свободомыслия. Важно понимать, что изучение этих феноменов во всем их многообразии форм и всей сложности их истории – это столь же многообразный и сложный процесс вхождения человека в мир их духовных проявлений: понятий, идей, теорий, фактов и т.д. Формированию интеллектуальной честности и мировоззренческой зрелости в этом процессе претит выпячивание, а то и абсолютизация значимости одного из них и принижения другого как несостоятельного. Тенденциозность, будь она результат, так сказать, глубокой аргументации, веяний моды или собственных предубеждений в отношении религии и свободомыслия, делает уязвимым мир человеческого общения, подвергает эрозии внутренний мир человека, согласие в мире как таковом. Толерантность усвоения религиоведческих знаний в образовательном плане, с учетом личных духовных исканий, необходимости формирования духовных основ становления общества и является одним из условий самоопределения человека в нем и в мире в целом, выработки отношения к нему и себе, своей жизни.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и найти определенную позицию, которая идет из внутренних побуждений; стремится к основанным на моральных основания объективно-верным решениям проблем, которые возникают в жизни.

 

Задачи освоения дисциплины:

– изложить и объяснить разделы академического религиоведения, изучаемый им предмет, содержание и функции, а также его место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;

– рассмотреть проблему происхождения религии, разные подходы ее толкования, раскрыть сущность религиозного феномена, его структуру и особенности функционирования, показать тенденции и перспективы религиозного процесса;

– ознакомить студентов с разными типами религиозных верований, начиная с ранних форм, родоплеменных религий, вплоть до этнических и мировых, а также новых религиозных течений;

– рассмотреть процесс возникновения и развития свободомыслия, показать, что его становление является закономерным следствием общественно-исторической практики людей и присуще их духовному миру, начиная с самых древних периодов человеческой истории;

– показать качественное своеобразие проявления свободомыслия на уровне атеизма в отличие от других его исторических форм;

– раскрыть историю развития свободомыслия как имманентно присущего момента преимущественно философско-материалистического (теоретического) постижения мира и действительного (практического) утверждения в нем человека;

– проанализировать место и роль религии и свободомыслия, знания религиоведческой проблематики в интеллектуальном и культурном развитии человека, в его самоопределении.

 

ТЕМА I


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: