Бюджетно-налоговая политика России в условиях
Особенности современной налоговой системы России. Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц. Груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно. Преувеличенное внимание уделяется налоговым льготам как средству достижения тех или иных общественных целей. На практике это приводит к искажению экономических приоритетов, сужению доходной базы бюджета и создает дополнительные возможности для ухода от налогов.
Российской налоговой системе свойственно чрезмерное преобладание фискальной направленности. Это проявляется, в частности, в достаточно высоких ставках по некоторым налогам, в высоком уровне штрафных санкций. Слабо проявляется социально справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц. Остро стоит проблема собираемости налогов.
Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель «собираемость налогов», которого нет ни в одной цивилизованной стране. В настоящее время он составляет около 74 %. А это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на четверть меньше налогов, чем они сами обязались внести.
Современные тенденции налоговой политики. На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике:
1) сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов;
2) в доходах федерального бюджета возрастают доля и объем налогов на внешнюю торговлю;
3) в структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ;
4) в доходах федерального бюджета снижается доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль;
5) в доходах федерального бюджета уменьшается сумма подоходного налога с физических лиц.
Экономическое содержание проводимой налоговой реформы в первую очередь предполагает относительно равномерное распределение налогового бремени, чтобы начал действовать сформулированный А. Смитом принцип справедливости налогообложения. Реформа налоговой системы должна быть комплексной, т.е. все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме. Для этого надо принять два принципиальных политических решения: существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых ставок, начиная с товаропроизводителей; одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.
Государственный долг как инструмент воздействия на российскую экономику. Становление рынка государственных ценных бумаг происходит в условиях переходной экономики, сложности которой (низкая продуктивность производства, недостаточная конкурентоспособность, общая инфляционная ситуация) сказываются на его формировании. Прежде всего наблюдается монополизация финансового рынка. Произошел усиленный отток инвестиций из реального сектора в более доходные и менее рискованные операции на рынке государственных ценных бумаг. Высокий уровень доходности государственных облигаций инициировал повышение общего уровня цен заемных средств, в том числе банковского кредита. Все это препятствовало перетоку инвестиций в реальный сектор российской экономики. Реальные инвестиции вытеснились государственным долгом.
Государственный долг России связан не с государственным регулированием экономической конъюнктуры и стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства, а с кризисными явлениями в экономике страны. Вследствие этого становится проблематичным использование в настоящее время в РФ дефицитного финансирования в качестве инструмента ускорения экономического развития.
В целом бюджетная политика государства в России сегодня малоэффективна, основными причинами этого являются низкая эффективность налоговой системы, безынфляционное финансирование дефицита государственного бюджета, а также неудовлетворительная работа всех ветвей власти федерального уровня по совершенствованию и использованию законов.






