С высоким и низким уровнем дистанции власти

Характеристика культур Таблица 2

Характеристика индивидуалистической и коллективистской культуры организации Таблица 1

ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Существует несколько подходов к типологии организацион­ной культуры. Каждый подход использует определенные крите­рии для анализа организационной культуры, позволяющие вы­делить ведущИ-е тенденции жизнедеятельности различных пред­приятий.

I. Типология Г. Хофштеда. Голландский ученый профессор антропологии Герт Хофштед выделяет четыре аспекта в организационной культуре. Его типология была построена на основании практических исследований в 60-80-х гг.. Он оп­росил более 60 000 менеджеров и сотрудников организаций сначала в 40-а, затем более чем в 60 странах мира об удовлетво­ренности их своим трудом, коллегами, руководством, о воспри­ятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Ана­лизируя результаты исследования, Г. Хофштед выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабо­чих ценностях и отношениях объясняются национальной куль­турой, а также зависят от места в организации, профессии, воз­раста и пола.

Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофштед выделил аспекты, характеризующих менеджеров, специалистов и организацию в целом:

· индивидуализм - коллективизм;

· дистан­цию власти;

· стремление к избежанию неопределенности;

· муже­ственность – женственность

· долгосрочность ориентации (этот компонент встречается на во всех работах)

1. Индивидуализм - коллективизм.

Параметры культуры Индивидуалистическая культура организации Коллективистская культура организации
Вмешательство в личную жизнь Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел
Влияние органи­зации на само­чувствие сотруд­ников Слабое Сильное
Защита интере­сов Сотрудники считают, что должны надеяться Только на себя, отстаивать свои интересы Сотрудники ожидают, что предприятие будет за­щищать их интересы
Функционирова­ние предприятия Индивидуальная иници­атива каждого члена орга­низации Чувство долга и лояль­ность сотрудников
Продвижение по службе Внутри или вне организа­ции на основе компетен­ции Исключительно внутри организации в соответ­ствии со стажем
Мотивация Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов и групп. Руководство использует традиционные формы
Социальные свя­зи Дистанционность Сплоченность

2. Дистанция власти. Второй параметр дистанция власти измеряет степень, в котором наименее наделенный властью индивид в орга­низации принимает неравноправие в распределении власти и считает его нормальным положением вещей. До какой степени подчинен­ный принимает, что его начальник имеет больше власти? Прав ли начальник только потому, что он начальник, или потому, что он боль­ше знает? Выполняет ли сотрудник работу таким образом потому, что так хочет начальник, или потому, что он считает, что это наилучший способ выполнения? Вот вопросы, на которые необходимо ответить при диагностике этого параметра в организации. При этом низкая степень характеризуется равенством в обществе, а высокая – наоборот.

Параметры культуры Культура с высоким уровнем дистанции власти Культура с низким уровнем дистанции власти
Частота выраже­ния подчинен­ными своего не­согласия Низкая Высокая
Предпочтение стиля управле­ния Директивный Демократический
Восприятие не­равенства Неравенство людей Неравенство ролей
Отношение к ру­ководителям Подчиненные рассматри­вают своих руководите­лей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа Подчиненные рассмат­ривают свое высшее ру­ководство в качестве та­ких же, как они, людей
Доступность ру­ководства Высшее руководство не­доступно Высшие руководители доступны
Отношение к праву Приказы не обсуждают­ся: сила предшествует праву В организации право пер­венствует по отношению к силе
Структура орга­низации Многоуровневая, тенден­ция к централизации Плоская, тенденция к децентрализации
Размер управ­ленческого аппа­рата Большое количество управляюще-контролирующих сотрудников Управляющий состав ма­лочислен
Дифференциа­ция заработной платы Большая Достаточно небольшая
Квалификация работников низшего уровня Низкая Высокая
Статус рабочих и служащих “Белые воротнички” обладают более высоким статусом по сравнению с “синими воротничками” Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие

3. Стремление к избежанию неопределенности. Степень, с которой люди данной страны оказывают предпочтение структурированным ситуациям в противоположность неструктурированным. Структурированными являются ситуации с ясными и четкими правилами того, как следует себя вести. Эти правила могут быть формализованы, а могут поддерживаться традициями. В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности люди имеют тенденцию проявлять большое волнение и беспокойство, лихорадочность в работе или "авральность".

В организациях с высоким уровнем избегания неопреде­ленности руководители, как правило, концентрируются на ча­стных вопросах и деталях, ориентированы на выполнение задания, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность.

В странах с высокой степенью стремления избегать неопределенности преобладает мнение, что все "не наше и непривычное" представляет опасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: