Виды структур. I. БюрократическиеЭти структуры характеризуются высокой сте­пенью разделения труда, развитой иерархией управления

I. Бюрократические Эти структуры характеризуются высокой сте­пенью разделения труда, развитой иерархией управления, многочисленными нормами и пра­вилами поведения.

В качестве недостатка бюрократических структур отмечается пре­увеличение значимости определенных правил, норм, процедур. В этом слу­чае организация утрачивает гибкость.

Выбор организационной структуры зависит от двух основных фак­торов:

• технологических особенностей производства (размер, характер, объем,
номенклатура выпускаемой продукции);

• рыночной среды.

При функциональной (классической, или традиционной) организа­ции управления производством создается структура б результате объедине­ния аналогичных производственных и хозяйственных функций.

Важнейшие блоки - отделы производства, маркетинга, финансов (рис. 9).

Главный менеджер (general manager)

Производство Маркетинг Финансы

(prodaction / (marketing) (finance)

operations)

Рис. 9. Три базисные функции


В качестве примера приведем организацию, построенную по функ­циональному признаку (рис. 10).


Рис. 10. Организация, построенная по функциональному признаку

Такая структура имеет определенные преимущества: это наиболее эффективная форма организации труда для выполнения простых операций, которые не требуют частых контактов между разными службами для при­нятия решений или постоянного изменения в работе. Функциональная ор­ганизационная структура сокращает дублирование каких-либо функций в аппарате управления.

Названную структуру целесообразно использовать в тех организа­циях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру про­дукции, действуют в стабильных внешних условиях, для обеспечения сво­его функционирования требуют решения стандартных управленческих за­дач.

В этой структуре прежде всего уделяется внимание эффективному выполнению функций внутри подразделений, а не обеспечению конечного результата.

Такая структура не подходит для организаций, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими характери­стиками, а также для организаций с широкими международными связями, которые действуют в странах с различными социально-экономическими системами. Не подходит она и в том случае, если требуются многочислен-ные контакты по"горизонтали", т.е. между функциональными отделами.


Дивизиональная структура стала завоевывать популярность в 50-х годах. В настоящее время по оценке экономистов из 500 крупнейших зару­бежных компаний 95% построены по дивизиональному принципу.

При дивизиональной {division - отделение, филиал) деление органи-

структуре зации на элементы и блоки происходит

1) по видам товаров и услуг;

2) по группам покупателей;

3) по географическим регионам.

В случае создания продуктовой организационной структуры в каче­стве основного структурного элемента в аппарате управления выделяется не функциональная служба, а полностью автономное в хозяйственном от­ношении производственное отделение, выпускающее определенный вид продукции (например, автомобили легковые, автомобили грузовые).

. На эти отделения возлагается вся ответственность за разработку, производство, сбыт более или менее однородной продукции. В них форми­руются и аппарат управления, и производственные подразделения.

Этот подход способствует повышению гибкости производства и оперативности в управлении.

Однако, он неизбежно приводит к дублированию функций управле­ния в каждом отделении.

Ключевую роль в высшем эшелоне начинают играть вице-президенты, возглавляющие одно или несколько отделений, а не замести­тели президента компании по финансам, бухгалтерскому учету и т.д.

Структура организации, построенная по продуктовому принципу, представлена на рис. 11.


           
   
 
   
 
 


Рис. 11. Структура организации, построенной по продуктовому

принципу

Организационная структура может строиться исходя из ориента­ции на потребителя в том случае, если эти группы потребителей значи­тельно различаются.

Например, издательство может иметь следующие подразделения:

• литература для взрослых;

• юношеская литература;

• детская литература.

Каждое из подразделений действует как независимая компания, т.е. имеет свой редакторский отдел, отделы маркетинга, финансов, производст­венный и др.

Региональная (географическая) структура облегчает проблему учета специфики местного законодательства, нужд и обычаев, характерных


для различных стран. Главное ее преимущество состоит в быстрой реакции на тот или иной фактор окружающей среды.

Региональная (географическая) структура приведена на рис. 12.

       
   
 
 


Рис. 12. Региональная (географическая) структура

II.Адаптивные В отличие от бюрократических структур они могут

структуры (орга- эффективно реагировать на происходящие изменения
нические) (например, в технологии).

Выделяются два типа органических структур: проектные и матрич­ные.

Проектные организационные структуры - это временные структуры, соз­даваемые для решения конкретной задачи.

Цель состоит к том, чтобы собрать в одну команду самых высоко­квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложно­го проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества.


Когда проект завершен, команда распускается. Если задача не очень важная, то осуществляется координация реализации проекта в рамках обычной функциональной структуры.

Матричная организационная структура является вариантом про­ектной и образуется путем наложения проектной на постоянную для дан­ной организации функциональную структуру.

В матричной организации члены проектной группы подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где ра­ботают постоянно.

Все материальные и функциональные ресурсы передаются руково­дителю проекта.

Руководители функциональных отделов решают, где и как должна быть сделана та или иная работа.

Недостатком такой структуры является сложность организации, подрыв принципа единоличия, что может привести к появлению внутри-личностных конфликтов (человек не знает, чье распоряжение выполнять).

Матричная организационная структура приведена на рис. 13.


Начальник производственного отдела
Начальник отдела проектирования
Начальник отдела маркетинга
Начальник финансового отдела


Рис. 13. Матричная организационная структура

Под организациями конгломеративного типа понимают организа­ции, у которых в различных отделениях наблюдаются различные структу­ры: функциональная, продуктовая, матричная и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: