Управление и планирование на предприятии

3.1. Управление предприятием: принципы, функции и организационные структуры механизма управления

Управление предприятием – это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения необходимых конечных результатов. Как вид профессиональной деятельности управление базируется на обоснованном применении управленческих технологий, представляющих собой искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие на объект. Управленческие технологии включают совокупность:

− методов и средств сбора и обработки информации;

− приемов эффективного воздействия на работников;

− приемов, законов и закономерностей организации производства и управления;

− систем контроля управленческих решений и их реализации.

Формирование организационной структуры управления предприятием в основном связано с организацией и закреплением тех или иных функций управления за подразделениями (службами) аппарата управления. Организационная структура аппарата управления характеризуется различным числом звеньев, чаще всего используется трехзвенная система: директор – начальник цеха – мастер. Каждый из них несет личную ответственность за порученные ему участки работы. Всей деятельностью предприятия руководит директор (президент, управляющий), который может быть как собственником имущества, так и наемным работником, в последнем случае с ним заключается контракт.

Для обеспечения стратегического, текущего и оперативного руководства предприятием у директора имеется подчиненный ему функциональный аппарат управления и заместители. Каждый из них руководит определенной частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные службы.

Управление предприятием может включать ряд функциональных подсистем: стратегическое и оперативное управление, управление персоналом, управление маркетингом, управление производством, управление финансами и др. Исходя из этого аппарат управления может включать следующие основные службы: оперативного руководства предприятием; управления персоналом; экономической и финансовой деятельности; переработки информации; административного управления; маркетинга и др. Каждая служба возглавляется начальником и подчиняется директору и одному из его заместителей.

С переходом на рыночные отношения хозяйствования наметилась тенденция отхода от традиционного построения по признаку выполнения однородных функций (узкой специализации), объединенных в службах, отделах, и перехода к формированию центров, групп, ориентированных на определенный вид деятельности (производство товаров, услуг и т.д.), ориентация работников не на узкую специализацию отдельных работников. В рамках цеха (отдела) создаются комплексные группы работников – универсалов, которые полностью отвечают за качество, экономию ресурсов, получение прибыли, привлечение новых работников и другие составляющие. С одной стороны, это обеспечивает экономию средств и ресурсов, с другой – усиление ответственности за конечные результаты. В развивающихся рыночных отношениях на предприятиях новые организационные структуры управления более экономичны, мобильны, быстро реагируют на изменения в производстве, коньюктуре рынка, способны вбирать в себя новые технологии и осваивать производство новых видов продукции.

Управление – это синтез прогрессивных способов и приемов подготовки управленческих решений, вытекающих из разумно построенной организационной структуры управления.

Современная сложная система хозяйствования требует научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления.

Принципы – это правила, требования, в рамках которых реализуются связи с распорядительными, исполнительными и структурными элементами управленческой системы предприятия.

1. Основной принцип – оптимальное соотношение административного единоначалия и децентрализованных методов управления (путем делегирования части своих полномочий), четкое разграничение функций.

2. Принцип сочетания обязанностей и ответственности (единства команды) используется в американских фирмах.

3. Принцип демократического управления основан на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление, т.е. коллегиальность сочетается с выработкой коллективных решений.

4. Принцип экономичности (эффективности производства) означает работать экономично, при оптимальных затратах – максимум результатов.

5. Принципы финансовой устойчивости, когда предприятие в любой момент является платежеспособным и может произвести обязательные платежи. При утрате финансовой устойчивости предприятие в исключительных случаях может получить государственные субвенции (дотации), объявить о несостоятельности, банкротстве или не допустить банкротства путем санирования (финансового оздоровления) с помощью кредитов и других источников.

6. Принцип получения прибыли путем превышения результатов над затратами – высшая цель предпринимательской деятельности.

В управлении используются определенные методы:

1) организационно-правовые и административные – приказы, распоряжения, положения, инструкции и др.;

2) экономические –прогнозирование, планирование, программирование, экономические рычаги (налоги, кредиты, нормы, нормативы, цены) и др.;

3) социально-психологические – творческая активизация, развитие инициативы, учет индивидуальных интересов работников, совместимость, мобильность, психологический климат и др.

Функции управления находятся в единстве с принципами и методами управления и являются основой для формирования структуры управления. Функции представляют собой круг обязанностей и деятельности отдельного работника или органа управления как часть общей системы. С одной стороны, функции выражают профессиональный род деятельности персонала предприятия: планово-экономический, учетно-статистический, рекламно-информативный, расчетно-аналитический, инженерно-технологический, оперативно-производственный и др., с другой – административно-управленческие, основанные на разделении функций между руководителями и специалистами различных уровней по группам цехов, отделов и служб. Функции – это основа для формирования структуры вновь создаваемого предприятия (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности) при диверсификации или полном изменении профиля производства.

В зависимости от характера связей между различными подразделениями, профессиональной деятельности, размера и структуры управления могут применяться различные управленческие технологии.

1. Управление по целям, где в основу идеального, мысленного предвосхищения результатов деятельности заложены упреждающие меры и их обоснование в бизнес-плане.

Цель как философская категория включает 4 составляющие:

– желаемое (учитывает интересы и потребности человека);

– возможное (наличие ресурсов и т.д.);

– необходимое (потребность и интересы);

– традиционно-приемлемое (традиции, уклады, вера в окружающих людей).

По видам целевое управление может реализовываться с помощью:

– простого целевого управления, когда руководители разрабатывают только сроки и конечную цель управления без указания механизма ее достижения;

– программно-целевого, когда руководитель не только разрабатывает цели, но и задает механизм и сроки достижения цели;

– регламентного, предусматривающего разработку руководителем конечной цели с заданными ограничениями ресурсов и не определяющими ее решения вовремя.

Приоритеты вариантов целевого управления зависят от типа и размеров предприятия.

Управление по целям, связанным с риском, включает ряд стратегий:

– уклонение от деятельности, связанной с большим риском;

– ответственность за риск собственными средствами;

– продажа и передача ответственности за риск (страхование);

– сокращение возможных отрицательных последствий;

– ставка на риск, т.е. использование всех ресурсов и средств.

2. Управление по результатам. Эта управленческая технология базируется на функциях координации и хорошо зарекомендовала себя в малых и средних организациях, в которых время между принятием решений и результатами минимально.

Известно, что многие управленческие факторы для любой организации либо малоизвестны, либо неизвестны вообще и их трудно рассчитать. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать персонал для достижения необходимого эффекта, поэтому руководитель должен постепенно проводить ротацию и подбор кадров.

Существуют различные организационные структуры управления, используемые при формировании системы управления предприятием (выбор управленческой структуры зависит от условий и характера деятельности предприятия).

1. Линейная схема – управление деятельностью осуществляется руководителями (сверху вниз) – руководитель, подчиненный, исполнитель. Линейная схема управления представлена на рис. 3.1.

Рис.3.1. Линейная схема управления

2. Кольцевая схема предполагает выполнение каждым работником определенной части общей работы согласно четкому разделению функциональных обязанностей и ответственностей профессиональных работников. Руководитель не вмешивается в работу специалистов. Кольцевая схема управления представлена на рис. 3.2.

 
 


Рис. 3.2. Кольцевая схема управления

3. Штабная схема управления, когда линейному руководителю помогают правильно принять решение профессиональные консультационные подразделения при руководителе крупного многопрофильного предприятия. Штабная схема управления представлена на рис. 3.3.

 
 


Рис.3.3. Штабная схема управления

4. Функциональная схема управления предусматривает специальные подразделения, ориентированные на выполнение отдельных функций управленческой деятельности (отделы планирования, бухучета, сбыта, обслуживания, социологии, маркетинговые). Они получают право управления в рамках делегированных полномочий. Функциональная схема управления представлена на рис. 3.4.

Рис.3.4. Функциональная схема управления

5. Матричная схема – характеризуется линейными и функциональными связями и представлена на рис. 3.5.

 
 


Рис.3.5. Матричная схема управления

6. Управление на базе потребностей и интересов (стимулирование активизирует деятельность человека). Стимулирование труда лишь на уровне удовлетворения основных материальных потребностей может формировать только минимальную эффективность. Но стоит усилить его социальными стимулами и личными интересами, как существенно улучшается эмоциональное состояние, настроение работника и повышается эффективность труда.

В целом, эффективность управления отражает его результативность в достижении целей объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления – в обеспечении наибольшего экономического эффекта в виде экономии и получения конечного результата. Социальный смысл – в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: