3.1. Управление предприятием: принципы, функции и организационные структуры механизма управления
Управление предприятием – это процесс целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения необходимых конечных результатов. Как вид профессиональной деятельности управление базируется на обоснованном применении управленческих технологий, представляющих собой искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие на объект. Управленческие технологии включают совокупность:
− методов и средств сбора и обработки информации;
− приемов эффективного воздействия на работников;
− приемов, законов и закономерностей организации производства и управления;
− систем контроля управленческих решений и их реализации.
Формирование организационной структуры управления предприятием в основном связано с организацией и закреплением тех или иных функций управления за подразделениями (службами) аппарата управления. Организационная структура аппарата управления характеризуется различным числом звеньев, чаще всего используется трехзвенная система: директор – начальник цеха – мастер. Каждый из них несет личную ответственность за порученные ему участки работы. Всей деятельностью предприятия руководит директор (президент, управляющий), который может быть как собственником имущества, так и наемным работником, в последнем случае с ним заключается контракт.
Для обеспечения стратегического, текущего и оперативного руководства предприятием у директора имеется подчиненный ему функциональный аппарат управления и заместители. Каждый из них руководит определенной частью работы по управлению производственным процессом и имеет в своем подчинении соответствующие функциональные службы.
Управление предприятием может включать ряд функциональных подсистем: стратегическое и оперативное управление, управление персоналом, управление маркетингом, управление производством, управление финансами и др. Исходя из этого аппарат управления может включать следующие основные службы: оперативного руководства предприятием; управления персоналом; экономической и финансовой деятельности; переработки информации; административного управления; маркетинга и др. Каждая служба возглавляется начальником и подчиняется директору и одному из его заместителей.
С переходом на рыночные отношения хозяйствования наметилась тенденция отхода от традиционного построения по признаку выполнения однородных функций (узкой специализации), объединенных в службах, отделах, и перехода к формированию центров, групп, ориентированных на определенный вид деятельности (производство товаров, услуг и т.д.), ориентация работников не на узкую специализацию отдельных работников. В рамках цеха (отдела) создаются комплексные группы работников – универсалов, которые полностью отвечают за качество, экономию ресурсов, получение прибыли, привлечение новых работников и другие составляющие. С одной стороны, это обеспечивает экономию средств и ресурсов, с другой – усиление ответственности за конечные результаты. В развивающихся рыночных отношениях на предприятиях новые организационные структуры управления более экономичны, мобильны, быстро реагируют на изменения в производстве, коньюктуре рынка, способны вбирать в себя новые технологии и осваивать производство новых видов продукции.
Управление – это синтез прогрессивных способов и приемов подготовки управленческих решений, вытекающих из разумно построенной организационной структуры управления.
Современная сложная система хозяйствования требует научно обоснованных и проверенных практикой принципов управления.
Принципы – это правила, требования, в рамках которых реализуются связи с распорядительными, исполнительными и структурными элементами управленческой системы предприятия.
1. Основной принцип – оптимальное соотношение административного единоначалия и децентрализованных методов управления (путем делегирования части своих полномочий), четкое разграничение функций.
2. Принцип сочетания обязанностей и ответственности (единства команды) используется в американских фирмах.
3. Принцип демократического управления основан на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление, т.е. коллегиальность сочетается с выработкой коллективных решений.
4. Принцип экономичности (эффективности производства) означает работать экономично, при оптимальных затратах – максимум результатов.
5. Принципы финансовой устойчивости, когда предприятие в любой момент является платежеспособным и может произвести обязательные платежи. При утрате финансовой устойчивости предприятие в исключительных случаях может получить государственные субвенции (дотации), объявить о несостоятельности, банкротстве или не допустить банкротства путем санирования (финансового оздоровления) с помощью кредитов и других источников.
6. Принцип получения прибыли путем превышения результатов над затратами – высшая цель предпринимательской деятельности.
В управлении используются определенные методы:
1) организационно-правовые и административные – приказы, распоряжения, положения, инструкции и др.;
2) экономические –прогнозирование, планирование, программирование, экономические рычаги (налоги, кредиты, нормы, нормативы, цены) и др.;
3) социально-психологические – творческая активизация, развитие инициативы, учет индивидуальных интересов работников, совместимость, мобильность, психологический климат и др.
Функции управления находятся в единстве с принципами и методами управления и являются основой для формирования структуры управления. Функции представляют собой круг обязанностей и деятельности отдельного работника или органа управления как часть общей системы. С одной стороны, функции выражают профессиональный род деятельности персонала предприятия: планово-экономический, учетно-статистический, рекламно-информативный, расчетно-аналитический, инженерно-технологический, оперативно-производственный и др., с другой – административно-управленческие, основанные на разделении функций между руководителями и специалистами различных уровней по группам цехов, отделов и служб. Функции – это основа для формирования структуры вновь создаваемого предприятия (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности) при диверсификации или полном изменении профиля производства.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями, профессиональной деятельности, размера и структуры управления могут применяться различные управленческие технологии.
1. Управление по целям, где в основу идеального, мысленного предвосхищения результатов деятельности заложены упреждающие меры и их обоснование в бизнес-плане.
Цель как философская категория включает 4 составляющие:
– желаемое (учитывает интересы и потребности человека);
– возможное (наличие ресурсов и т.д.);
– необходимое (потребность и интересы);
– традиционно-приемлемое (традиции, уклады, вера в окружающих людей).
По видам целевое управление может реализовываться с помощью:
– простого целевого управления, когда руководители разрабатывают только сроки и конечную цель управления без указания механизма ее достижения;
– программно-целевого, когда руководитель не только разрабатывает цели, но и задает механизм и сроки достижения цели;
– регламентного, предусматривающего разработку руководителем конечной цели с заданными ограничениями ресурсов и не определяющими ее решения вовремя.
Приоритеты вариантов целевого управления зависят от типа и размеров предприятия.
Управление по целям, связанным с риском, включает ряд стратегий:
– уклонение от деятельности, связанной с большим риском;
– ответственность за риск собственными средствами;
– продажа и передача ответственности за риск (страхование);
– сокращение возможных отрицательных последствий;
– ставка на риск, т.е. использование всех ресурсов и средств.
2. Управление по результатам. Эта управленческая технология базируется на функциях координации и хорошо зарекомендовала себя в малых и средних организациях, в которых время между принятием решений и результатами минимально.
Известно, что многие управленческие факторы для любой организации либо малоизвестны, либо неизвестны вообще и их трудно рассчитать. Например, заранее трудно рассчитать и подобрать персонал для достижения необходимого эффекта, поэтому руководитель должен постепенно проводить ротацию и подбор кадров.
Существуют различные организационные структуры управления, используемые при формировании системы управления предприятием (выбор управленческой структуры зависит от условий и характера деятельности предприятия).
1. Линейная схема – управление деятельностью осуществляется руководителями (сверху вниз) – руководитель, подчиненный, исполнитель. Линейная схема управления представлена на рис. 3.1.

Рис.3.1. Линейная схема управления
2. Кольцевая схема предполагает выполнение каждым работником определенной части общей работы согласно четкому разделению функциональных обязанностей и ответственностей профессиональных работников. Руководитель не вмешивается в работу специалистов. Кольцевая схема управления представлена на рис. 3.2.
![]() |
Рис. 3.2. Кольцевая схема управления
3. Штабная схема управления, когда линейному руководителю помогают правильно принять решение профессиональные консультационные подразделения при руководителе крупного многопрофильного предприятия. Штабная схема управления представлена на рис. 3.3.
![]() |
Рис.3.3. Штабная схема управления
4. Функциональная схема управления предусматривает специальные подразделения, ориентированные на выполнение отдельных функций управленческой деятельности (отделы планирования, бухучета, сбыта, обслуживания, социологии, маркетинговые). Они получают право управления в рамках делегированных полномочий. Функциональная схема управления представлена на рис. 3.4.

Рис.3.4. Функциональная схема управления
5. Матричная схема – характеризуется линейными и функциональными связями и представлена на рис. 3.5.
![]() |
Рис.3.5. Матричная схема управления
6. Управление на базе потребностей и интересов (стимулирование активизирует деятельность человека). Стимулирование труда лишь на уровне удовлетворения основных материальных потребностей может формировать только минимальную эффективность. Но стоит усилить его социальными стимулами и личными интересами, как существенно улучшается эмоциональное состояние, настроение работника и повышается эффективность труда.
В целом, эффективность управления отражает его результативность в достижении целей объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с использованными ресурсами и затратами на управление. Экономический смысл эффективности управления – в обеспечении наибольшего экономического эффекта в виде экономии и получения конечного результата. Социальный смысл – в обеспечении наибольшего социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.


