Восстановление платежеспособности предприятия-должника. Эффективное использование механизма банкротства позволяет не только избежать возможных его негативных последствий

Эффективное использование механизма банкротства позволяет не только избежать возможных его негативных последствий, но и, наоборот, использовать его возможности и предпосылки. Банкротство служит инструментом вывода субъектов предпринимательской деятельности из кризисной финансово-хозяйственной ситуации, поскольку в основе самой процедуры банкротства заложены конкретные экономико-правовые действия, результатом которых является освобождение предприятия от долгов, возврат его дебиторской задолженности, после чего становится возможным привлечение инвестора или другие меры финансово-экономического оздоровления предприятия.

Прибегая к аналогии с медицинской практикой банкротство можно сравнить с хирургической операцией - с одной стороны - это достаточно радикальная и опасная мера, применяемая только в крайних случаях, когда исчерпаны все терапевтические способы лечения диагностируемой болезни, с другой стороны она является единственно возможным вариантом выздоровления, последним шансом побороть тяжелый недуг.

Банкротство можно рассматривать с нескольких позиций - с позиции должника-предприятия, инициирующего собственное банкротство и кредитора- заявителя о возбуждении дела о банкротстве. В любом случае процедура банкротства представляет собой реальную возможность получить возмещение за счет имущества должника, его корпоративных прав.

В этом аспекте банкротство, с учетом изменений в законодательстве, следует рассматривать как инструмент перераспределения собственности, или реприватизации. Для должника представляется одна из немногих реальных возможностей при продуманном проведении этой процедуры решить вопросы вывода ликвидных активов из-под угрозы их реализации для погашения задолженностей.

Предприятие, осуществляя коммерческую, хозяйственную деятельность независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками, реализаторами и потребителями его продукции). У предприятия возникают обязательства, невыполнение которых в силу каких-либо объективных или субъективных причин может привести к тому, что оно станет должником, то есть обязано будет выполнить определенные действия в пользу кредитора - произвести платеж, поставить товар, выполнить работы, оказать услуги.

Обязательства предприятия могут быть условно разделены на несколько групп:

- обязательства перед фискальной системой - по налогам, штрафам и пени перед бюджетами, платежам в Пенсионный и иные фонды;

- обязательства перед финансово-кредитной системой, то есть обязательства перед банками, финансовыми компаниями, страховыми компаниями в случаях, когда предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме или в виде ценных бумаг на основании кредитного договора;

- обязательства перед кредиторами за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги;

- обязательства перед акционерами, работниками предприятия (внутренний долг), то есть обязательства по оплате труда, выплате премий и дивидендов.

Кредитор имеет право, предусмотренное законодательством Украины, требовать от должника исполнения обязательств, а также возмещения убытков, понесенных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств должником. Когда предприятие испытывает дефицит или кризис возможностей для исполнения имеющихся у него обязательств, возникает вопрос, способно ли оно в полной мере удовлетворить требования кредиторов, то есть, является ли оно платежеспособным.

Понятие платежеспособности и состоятельности предприятия и легло в основу определения банкротства в соответствии с новой редакцией Закона Украины «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом»: «Банкрутство – визнана господарським судом неспроможність боржника відновити свою платоспроможність та задовольнити визнані судом вимоги кредиторів не інакше як через застосування ліквідаційної процедури» [5, статья 1].

Банкротство становится юридическим фактом с момента вынесения хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом. Однако предшествует этому достаточно длительная и сложная процедура возбуждения н рассмотрения дела о банкротстве. Сценарии развития самой процедуры банкротства в зависимости от конкретных обстоятельств могут быть различными.

Основанием для возбуждения дела о банкротстве является письменное заявление любого из кредиторов, самого должника, органов государственной налоговой службы или контрольно-ревизионной службы в хозяйственный суд по месту нахождения должника.

К исполнительным документам действующее законодательство Украины относит:

1. исполнительные надписи нотариуса;

2. исполнительные листы;

3. приказы апелляционного суда;

4. свидетельства комиссий по трудовым спорам предприятий, учреждений, организаций;

5. решения и постановления, полный перечень которых предусмотрен ст. 348 ГПК Украины;

6. документы о бесспорном списании органов государственной налоговой службы.

Дополнительным сигнальным документом согласно Инструкции № 7 Национального Банка Украины «О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины» является платежное поручение на оплату определенных сумм, в том числе на перечисление в бюджет сумм обязательных платежей и не оплаченное в течение трех месяцев.

Необходимо отметить, что законодательство предусматривает возможность приостановления возбуждения дела о банкротстве в случае, если до окончания предварительного слушания должник предоставит документы, доказывающие, что он предъявил встречный иск о признании не подлежащим исполнению принятого банком документа.

До публикации в официальных печатных органах заявление может быть отозвано заявителем, если это не нарушает прав кредиторов.

Закон предусматривает возможность обращения в апелляционный суд с заявлением самого предприятия-должника, в случае его неплатежеспособности или угрозы такой неплатежеспособности. Инициирование должником возбуждения дела о своем банкротстве однозначно свидетельствует об отсутствии спора про наличие и неоплатность долга. Поэтому от должника при подаче заявления в суд не требуют доказательств неоплатности его долга. К заявлению предприятие-должник прилагает перечень его кредиторов и долгов, список дебиторов, бухгалтерский баланс, аудиторское заключение, опись заложенного имущества, размер задолженности по налогам и сборам и размер задолженности по компенсации ущерба, нанесенного жизни и здоровью, заработной платы, авторской награды. Суд требует информацию обслуживающего банка о наличии денежных средств на счету и платежных документов, которые не оплачены в связи с недостатком средств и помещены на картотеку.

Вопросы, решаемые на этапе возбуждения дела о банкротстве:

1. Введение процедуры распоряжения имуществом, назначение распорядителя имуществом.

2. Назначение даты проведения подготовительного заседания введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

3. Применение мер по обеспечению денежных обязательств кредиторов.

Судебными процедурами, применяемыми в отношении должника в процессе по банкротству названы:

1. распоряжение имуществом должника;

2. мировое соглашение;

3. санация (возобновление платежеспособности) должника;

4. ликвидация банкрота.

Большинство из перечисленных судебных процедур имеют свою строгую хронологию, некоторые, например мировое соглашение, могут иметь место на любой стадии производства по делу о банкротстве.

Учитывая то обстоятельство, что из выше перечисленных судебно-правовых процедур экономическим содержанием в полном объеме, реструктуризации предприятия – должника, является лишь санация, поэтому дальнейшее исследование акцентируется именно на этой процедуре.

Под санацией [5, статья 1] понимается система мер, осуществляемых во время возбуждения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направления на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворения в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов, капитала илиизменение организационно-правовой и производственной структуры должника.

Инвестор заключает соглашение с кредиторами о переводе на себя долгов предприятия-должника взамен на удовлетворение требований кредиторов. Только при процедуре санации в ходе банкротства законодательно разрешено переводить долг.1

Следовательно, процедуру санации можно рассматривать, прежде всего как привлечение инвестора, вкладывающего средства в оздоровление финансово-экономического состояния предприятия-должника, в результате которого происходит перераспределение собственности.

Кроме того, предусмотрена (и это является составляющей санационной процедуры), возможность продажи имущества должника уже в процессе санации для возможности погашения долгов через открытые торги. Изменены основания и порядок признания недействительными сделок должника.

Могут быть признаны недействительными сделки должника:

- с заинтересованными лицами, в результате которой могут быть нанесены убытки кредиторам;

- с отдельным кредитором или другим лицом на протяжении 6 месяцев до принятия решения о санации, дающая преимущества одному кредитору перед другими или связанная с передачей доли в имуществе должника.

Под мировым соглашением имеется в виду договоренность между должником и кредиторами относительно рассрочки и списания долгов, которое оформляется соглашением сторон и может иметь место на любой стадии банкротства.

Если расчеты с кредиторами должником не осуществлены до окончания санации, суд признает предприятие банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

Рассмотренный выше порядок проведения предусмотренных законом процедур восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом предусматривает четкое соблюдение регламентных функций ключевой фигурой санационного процесса – арбитражным управляющим. Анализ практики, уже сложившейся в Украине, убедительно свидетельствует о многочисленных фактах нарушений и коррупционных проявлений именно при выполнении арбитражным управляющим своих обязанностей.

Законодательство Российской Федерации четко определяет главные функции арбитражных управляющих по наблюдению за имуществом должника, финансовым оздоровлением предприятия внешним управлением и конкурсным производством (причем каждая из приведенных функций регламентируется как по содержанию и порядку выполняемых операционных действий, так и во времени).К сожалению, уровень детализации разработки полномочий арбитражных управляющих согласно отечественного законодательства значительно абстрактней и, следовательно, бездейственнее. В частности, Законом Украины определены следующие функции арбитражного управляющего:

- осуществление мероприятий по защите имущества должника;

- анализ финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности должника и его положения на рынке;

- предоставление государству необходимой информации;

- исполнение других полномочий, предусмотренных Законом.

Неопределенность функциональных обязанностей арбитражных управляющих, которые, по сути, должны нести полную ответственность за результаты антикризисного, реструктуризационного управления, усугубляется положением об обязательности страхования деятельности арбитражного управляющего в случае причинения вреда (ущерба) должнику или кредиторам.

Декларативный характер этого законодательного требования (ст. 3 Закона) подтверждается отсутствием в практике страховых компаний Украины предоставления подобной услуги. От субъективизма в выполнении функций арбитражного управляющего, находящегося под «давлением» интересов должника и кредиторов (см. рис. 6.8.), целесообразно уходить наделением соответствующими полномочиями руководства предприятия, попавшего в финансовые затруднения (если это не было «ловушкой» искусственного банкротства, поставленной предприятию «своим» же коррумпированным руководством).

 
 


1 Примечание: за исключением случаев, предусмотренных Постановлением КМУ № 515 от 17 марта 2000 г. «Об утверждении Порядка проведения досудовой санации государственных предприятий»

       
 
 
   


Рис. 1.8. Схема обеспечения арбитражным управляющим

интересов субъектов предпринимательской деятельности,

трудового коллектива и государства.

Делегирование полномочий «спасения утопающих самими утопающими» оказалось наиболее эффективным средством восстановления платежеспособности одного из лидеров машиностроения Одесского региона ОАО «Холдинговая компания «Краян». В 2001-2002 г. г. был разработан план санации, предусматривавший переуступку инвестору прав собственности на часть активов в обмен на погашение долгов предприятия (см. выдержку из «Плана санации»).

Выдержка из Плана санации ОАО «ХК «Краян»:

«План восстановления платежеспособности предприятия»

В план включены следующие мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия:

1. Погашение инвесторами части признанной хозяйственным судом кредиторской задолженности с соответствующим приобретением прав собственности на часть имущества должника.

2. Списание (прощение) и рассрочка кредиторской задолженности налоговыми органами и Пенсионным фондом Украины.

3. Списание (прощение) и рассрочка кредиторской задолженности другими кредиторами.

4. Возврат дебиторской задолженности.

5. Реструктуризация имущественного комплекса социальной сферы.

6. Уменьшение размера платежей за пользование земельным участком вследствие сокращения его площади.

7. Восстановление рентабельной хозяйственной деятельности предприятия.

Более детально процедура погашения инвесторами части признанной судом кредиторской задолженности выглядит следующим образом: инвесторы обязуются не позднее оговоренного срока перевести на специальный счет санации ОАО «ХК «Краян» определенную сумму. При условии выполнения этого обязательства инвестор вступит в права собственности на часть активов ОАО «ХК «Краян» включая ряд цехов, вспомогательных строений, помещений с инфраструктурой (дороги, подъездные пути и т. д., а также прилегающей территорией).

 
 


1 Примечание: за исключением случаев, предусмотренных Постановлением КМУ № 515 от 17 марта 2000 г. «Об утверждении Порядка проведения досудовой санации государственных предприятий»

После вступления инвесторов в права собственности создаются хозяйственные общества, в состав учредителей которых войдут как инвесторы, так и ОАО «ХК «Краян». Имущественные доли учредителей определяются пропорционально стоимости имущества сторон, установленной согласно экспертной оценке.

План восстановления платежеспособности предполагает:

- привлечение средств, необходимых для нормализации хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- организацию работы новых субъектов хозяйствования на старых, не используемых активах и территориях, что резко снижает эксплуатационные расходы;

- существенное сокращение платежей за пользование земельным участком;

- предотвращение неоправданных расходов на содержание социальной сферы и уменьшение «операционных» затрат предприятия;

- создание условий для производственного кооперирования между вновь созданными хозяйственными структурами. Особенно значимым является тот факт, что все предварительно отобранные руководством ОАО «ХК «Краян» инвесторы являются потенциальными партнерами по выполнению единой маркетинговой стратегии – восстановлению производства уникальной для масштабов СНГ продукции – самоходных телескопических кранов повышенной грузоподъемности;

- укрепление финансового положения предприятия, повышение его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

Согласно расчетам, источники поступления средств в течение 18 месяцев выполнения плана санации в состоянии полностью перекрыть долги перед комитетом кредиторов, признанные хозяйственным судом Украины.

Руководство акционерного общества вышло из труднейшего финансового кризиса, успешно использовав предпосылки и возможности, предоставленные ему как государством - Фонд Государственного Имущества как единоличный собственник 100 % акций данного общества утвердил план санации, а хозяйственный суд предоставил председателю правления ОАО «ХК «Краян» статус арбитражного управляющего.

По истечении нормативных сроков проведения санационных мероприятий и совместной хозяйственной деятельности с инвестором, ОАО «ХК «Краян» в первом полугодии 2002 года впервые вместо убытков получил прибыль.

Деятельность государственных органов, уполномоченных содействовать восстановлению платежеспособности предприятий нуждается в радикальном улучшении. Особенно значимые резервы таятся в обеспечении ответственного выбора и профессиональной подготовки арбитражных управляющих, соблюдении ими действующего законодательства и использовании современного научного аппарата в проведении диагностирования предприятий, разработке антикризисных, санационных документов. Использование методических подходов автора и предложенных в третьем и четвертом разделах настоящего научного исследования, позволит реально повысить шансы восстановления платежеспособности должников и упростит собственно процедуру банкротства предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: