Функциональная роль исследования в развитии СУ

Функциональной ролью называют тот конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования СУ, при выполнении функций управления:

· государством;

· социальной группой;

· организацией;

· индивидуумом;

· их совершенствование.

Функция – это то, что и с какими параметрами (эффективностью, затратами, рисками) должна сделать система управления для достижения поставленных целей.

Функциональная роль исследований тесно связана и во многом определяется спецификой этапа развития объекта, предметом и особенностями решаемых задач.

Функциональная роль – один из основных факторов в классификации исследований СУ.

Основой разумности человека считается его сознание, которое находит отражение в целенаправленной деятельности и поведения, определенном соотношении индивидуума к его бытию на основе знания.

Разум считают высшим уровнем рационального познания, для которого характерны сознательное исследование собственной природы (самого рефлекса), творческое оперирование абстракциями.

Рассудком называют исходный уровень мышления на котором оперируют абстракциями в пределах определенного шаблона. Он связан со способностью систематизировать факты последовательно и ясно, рассуждать, правильно строить схемы рассуждений.

Научные исследования – одна из форм познания и преобразования внутренней и внешней среды обитания.

В зависимости от участия в международном разделении труда и используемых технологий государство состоит (или может состоять) из характерных или индивидуальных организаций.

Представляется возможным сформулировать следующую аксиому:

С ростом иерархического уровня организационно-производственной системы (ОПС) возрастает число возможных направлений изменений (развития) и, одновременно, расширяются возможные диапазоны этих изменений. При этом важно отметить, что ограничения конкретной ситуации управления могут существенно сужать число действительных, реализуемых вариантов действий. Справедливость этой аксиомы может быть обусловлена тем, что ОПС более высокого уровня иерархии (например, государство) состоит из большого числа элементов, что позволяет создать на их основе (синтезировать) большее число функций (направлений возможного развития), чем у организации низшего уровня иерархии. При этом, параметры ОПС более высокого иерархического уровня, полученные посредством иерархического объединения (агрегирования) большего числа параметров низших уровней), могут иметь более широкие диапазоны изменений. Так происходит хотя бы потому, что при «иерархическом сложении» возможных отклонений параметров нижних уровней в процессе такого агрегирования возможно увеличение отклонения параметра высшего уровня иерархии.

Представляется, что это находит отражение, в частности, и в том, что решения на уровне ОПС более высокой иерархии менее определены, чем на уровне ОПС более низкого уровня.

Политические решения всегда менее определены и конкретизированы, чем экономические, а экономические – менее определены, чем технические (конструкторские и технологические).

Основываясь на этой аксиоме, представляется возможным утверждать, что организация (ОПС) высшего уровня иерархии отличается, как минимум, не меньшей, а то и большей свободой выбора, поведения для ее членов, или ОПС – элементов, чем организация низшего уровня иерархии.

С переходом на более высокий уровень иерархии может осуществляться переход от организации корпоративной (тоталитарной) к организации в индивидуалистической (демократической) или осуществлять большую свободу выбора в рамках одного и того же типа организации.

Анализ влияния изменения технологий на изменение общественного бытия и существования индивидуума, представляется и позволяет наряду с технологической теорией государства выдвинуть и «технологическую теорию права».

В рамках этой теории права рассматривают как категорию, социальный институт, возникший в результате развития технологий, средств общественного производства, глобализации последствий их принятия, необходимости формального определения и закрепления в правовых нормах «функционально - технологических инструкциях» участника и воспроизводственного процесса и процесса социального обеспечения воспроизводства.

Выделяют четыре иерархического уровня «технологического права»:

· конституция (системное право);

· отраслевое;

· уставы субъектов финансово-хозяйственной деятельности;

· должностные инструкции и др.

При таком подходе представляется возможным рассматривать право как инструмент управления эффективностью, затратами ресурсов, риском СУ в процессе общественного производства.

Групповые роли знаний и исследований связаны с разделением труда и выделением социальных групп профессиональных исследований СУ.

Это социальные группы высококвалифицированных специалистов, влияющих на принятие решений в различных областях деятельности. В развитых странах они образуют:

· низший;

· средний;

· высший

иерархические уровни в обществе, которые дают собственность и власть.

Индивидуальная роль исследования системы управления связана с тем, что, как известно, специалисту свойственно стремление к повышению своего иерархического уровня.

Объектами собственности индивидуума могут быть также средства и предметы труда, произведения искусства и др.

Основу способов производства высокотехнологических средств и предметов труда составляют новые конструктивные решения и технологии (НОУ-ХАУ), программы и программное обеспечение и др.

Действие исследования СУ является всеобъемлющим.

Внедрение результатов исследования способно иметь последствия:

· геополитические;

· социально-экономические;

· законодательные;

· моральные и др.

Исследования СУ должны предшествовать исследования функциональной роли самих этих исследований.

Результат исследования функциональной роли используют для декомпозиции целей:

· задачи исследования;

· выработки требований;

· критериев оценки качества их решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: