Антропологические критерии развития ТС

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ТС

Критерий расхода материалов. К основным причинам уменьшения расхода материала относятся:

1. снижение стоимости ТС, поскольку стоимость материалов в ТС составляет 25 — 65 % их себестоимости;

2. снижение транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов при перевозке исходного сырья и материалов для изготовления ТС и при транспортировании готовых ТС к месту их использования;

3. экономия энергии при эксплуатации ТС (таких, как транспортные, обрабатывающие и другие машины и устройства), в которых значительная часть энергии затрачивается на обеспечение поступательного, возвратно-поступательного, вращательного и других видов механического движения.

Критерий расхода материалов является одним из самых древних. Актуальность его на протяжении всей истории техники всегда была и остается весьма высокой и неизменной.

Критерий расхода энергии. При изготовлении и (или) эксплуатации ТС, как правило, расходуется определенное количество энергии. Поскольку удовлетворение возрастающих потребностей людей обычно жестко ограничивается имеющимися энергетическими возможностями, то указанные затраты энергии всегда стремятся свести к минимуму.

Критерий затрат на информационное обеспечение. В связи с широким использованием вычислительной техники возросли затраты на подготовку и обработку информации при создании и эксплуатации многих ТС. Эти затраты становятся сопоставимыми с затратами на материалы и энергию, а прибыли от них быстро возрастают. В связи с этим появилась необходимость введения критерия затрат на информационное обеспечение.

Критерий габаритных размеров ТС. Снижение габаритных размеров ТС и их элементов связано в первую очередь с получением следующих выгод:

1. уменьшение площади и объема зданий и помещений, в которых постоянно или временно находятся ТС;

2. уменьшение площади земли, занимаемой непосредственно ТС или зданиями, в которых находятся ТС;

3. увеличение полезного объема в ТС типа летательных и космических аппаратов, судов, подводных лодок и т. п.;

4. сокращение расходов по защите ТС (расходы на материал корпуса, кожухи, чехлы, лакокрасочные покрытия и т. п.) и уходу за ними;

5. сокращение расходов по транспортированию ТС.

Критерий КГР, имеет влияние на развитие подавляющего большинства ТС за исключением тех, у которых уменьшение габаритных размеров функционально ограничено, например, размерами объектов, имеющих неизменные размеры.

Группа антропологических критериев обеспечивает по возможности наибольшее соответствие и приспособление ТС к человеку, снижение дискомфорта и повышение положительных эмоций, снижение или исключение вредных и опасных (непосредственных или опосредственных) воздействий ТС на человека.

Критерий эргономичности ТС. Эффективность многих ТС в значительной степени зависит от того, насколько они приспособлены к психофизиологическим качествам человека-оператора, использующего этот ТС или управляющего им при воздействии на предмет обработки, т. е. насколько в системе человек — машина использованы физические, психические и интеллектуальные возможности человека.

Свойство системы человек-машина изменять свою эффективность в зависимости от степени использования возможностей человека-оператора называют эргономичностью. Эффективность ТС при этом в первую очередь выражается через функциональные критерии развития ТС, например, производительность, надежность, точность и др.

Сформировалась и развивается новая научная дисциплина— эргономика, основная прикладная ориентация которой заключается в проектировании и создании оптимальных по эффективности сложных человеко-машинных систем.

Критерий красоты ТС. Эстетическое влияние ТС здесь понимается шире, чем принято в дисциплине по технической эстетике и художественному конструированию.

Критерий безопасности ТС. Многие ТС, а также выпускаемая ими продукция и используемое сырье оказывают или могут оказать на работающих и окружающих людей различные вредные или опасные воздействия:

1. повреждение или поражение органов, приводящие к временной потере трудоспособности;

2. тяжелые повреждения или поражения, приводящие к постоянной потере трудоспособности;

3. смертельный исход.

В связи с этим существует критерий безопасности, под действием которого ТС в своем развитии имеет тенденцию понизить или исключить вредные и опасные воздействия на окружающих людей.

Критерий безопасности имеет отношение ко всем классам ТС, которые своим функционированием, выпускаемой продукцией или используемым сырьем оказывают или могут оказать на окружающих людей вредное или опасное воздействие.

Критерий экологичности. Критерий экологичности, или критерий сохранения окружающей среды, должен регулировать взаимоотношения между естественной природой и ТС с точки зрения комфортности и возможности жизни людей.

Критерий экологичности в общем виде можно выразить зависимостью:

где S — площадь территории (суши и воды), на которой по одному или нескольким факторам имеются недопустимые (выше нормы, но ниже критических) загрязнения или изменения; площадь территории, на которой по одному или нескольким факторам имеются критические загрязнения и изменения, при которых жизнь человека становится смертельно опасной или невозможной; S — вся площадь страны или интересующего региона), которая должна быть постоянной величиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: