Значение и способы оптимизации размещения и размеров сервисного предприятия

Лекция 6

Услуги размещения являются продуктом деятельности гостиниц или

любого другого предприятия предназначенного для проживания. В государственном стандарте ГОСТ Р 51185 – 98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» который был введен в действие с 1 января 1999г. дается определение гостиничных услуг. Услугами средств размещения является деятельность исполнителя по размещению туристов и оказанию гостиничных, специальных (лечебно – оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг.

Главной особенностью гостиничного продукта является то, что клиент

не имеет право собственности на товар, которым пользуется. Гостиничный

продукт покупается посредством обменных сделок, неподозревающих владение, а только доступ. Клиент может использовать гостиничный номер в определенное время и в определенном месте. Эта черта, часто указывается как наиболее характерная для индустрии услуг, - выгода для предприятий индустрии гостеприимства и для их клиентов. Преимущество здесь состоит в том, что клиент платит только за право пользования номером, а получает доступ к капиталу, не связанному с владением жилым помещением, и плюс к этому – дополнительные услуги гостиницы (питание, комнаты отдыха и т.д.).

Выделяют следующие характерные черты услуги, которые определяют

специфику услуг размещения.

 Неотделимость производства от потребления услуги. В большинстве ситуаций, типичных для индустрии гостеприимства, оказание услуги требует

присутствие и того, кто оказывает ее, и того, кому она оказывается. Это действие происходит на территории производителя, а не потребителя.

Кроме того, персонал, производящий услуги, имеет непосредственный

контакт с потребителем. В процессе предоставления требуется активное участие, как от производителя, так и от потребителя. Клиент рассматривает персонал гостиницы как неотделимую часть самой услуги. Именно поэтому качество гостиницы определяется в значительной степени поведением служащих.

 Невозможность хранения. Производство услуги зафиксировано во времени и пространстве: если услуга (гостиничный продукт) не проданы в определенный день, то потенциальный доход теряется и не может быть восполнен. Услуги нельзя складировать, т.к. они рассчитаны на удовлетворение реальных потребностей, имеющихся в данный момент.

 Неосязаемость. В отличие от материальных товаров услуги нельзя попробовать измерить, оценить на вкус, на ощупь, их не увидишь и не услышишь до момента их непосредственного оказания. Тот, кто приобрел какую либо услугу, в руках ничего не уносит, но в памяти удерживает многое. Человек уносит с собой воспоминание, которым может поделиться с другими.

 Сезонность колебания спроса. Для гостиничного рынка характерны колебания спроса в зависимости от сезона года. Большинство туристов отдыхают в летние месяцы.

 Высокие фиксированные затраты. Когда анализируются отчеты гостиниц

по прибылям и убыткам, становятся очевидными высокие фиксированные затраты производства и относительно низкие переменные затраты:

 Следует отметить, что эти затраты являются ежегодными, во многом не

зависящими от количества принятых клиентов за год.

Непостоянство качества. Услуги сферы гостеприимства отличаются изменчивостью, т. е. Их качество зависит от того, кто их оказывает и при каких условиях. Есть несколько причин этой изменчивости. Во-первых, услуги такого рода оказываются и принимаются одновременно, что ограничивает возможность контролировать их качество. Временная неустойчивость спроса делает проблематичным сохранение качества обслуживания в периоды, когда спрос становится повышенным. Многое зависит от состояния оказывающего услугу в момент ее оказания. Один и тот же человек может прекрасно обслужить вас сегодня и скверно – завтра. Причины этого скверного обслуживания могут быть самые разные. Изменчивость и колебания в качестве услуги – главная причина недовольства, высказываемого клиентами в адрес индустрии гостеприимства.

 Услуга- процесс, протекающий во времени. Спецификой отелей состоит в том, что проблемы, касающиеся производства, должны решаться быстро.

В современных условиях клиенты требуют быстрого обслуживания.

Рассмотрим бо­лее под­роб­но ти­по­ло­гию гос­ти­ниц. Так, в нас­то­ящее вре­мя во всем ми­ре ис­поль­зу­ет­ся сле­ду­ющая ти­по­ло­гия гос­ти­ниц.

Отель. Один из ти­пов пред­п­ри­ятия. Обыч­но рас­по­ла­га­ет­ся в боль­шом го­ро­де. Отель пред­ла­га­ет ши­ро­кий круг ус­луг, пре­дос­тав­ля­емый боль­шим шта­том об­с­лу­жи­ва­юще­го пер­со­на­ла

Отель-люкс. Пред­п­ри­ятие, рас­по­ло­жен­ное в цен­т­ре го­ро­да и име­ющее не­боль­шое чис­ло но­ме­ров. В ос­нов­ном рас­по­ла­га­ет­ся в цен­т­ре круп­но­го го­ро­да с раз­ви­той эко­но­ми­кой. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем хо­ро­ше­го пер­со­на­ла, ко­то­рый мо­жет удов­лет­во­рить пот­реб­нос­ти са­мо­го тре­бо­ва­тель­но­го гос­тя. Це­на но­ме­ра, как пра­ви­ло, очень вы­со­ка, так как гос­ти­ни­ца пре­дос­тав­ля­ет все воз­мож­ные ви­ды об­с­лу­жи­ва­ния.

Следующий тип гос­ти­ни­цы - это гос­ти­ница сред­не­го клас­са, пред­п­ри­ятие, рас­по­ла­га­юще­еся в цен­т­ре го­ро­да или го­род­с­кой чер­те, по вмес­ти­мос­ти боль­ше оте­ля-люкс (400?2000 мест). Вклю­ча­ет дос­та­точ­но боль­шой пе­ре­чень ус­луг, от­че­го и це­ны не ни­же оте­ля-люкс. Пред­наз­на­че­на для раз­ме­ще­ния биз­нес­ме­нов, ин­ди­ви­ду­аль­ных ту­рис­тов, учас­т­ни­ков кон­г­рес­сов, кон­фе­рен­ций. Вы­со­кок­ва­ли­фи­ци­ро­ван­ный пер­со­нал вы­пол­ня­ет все ви­ды ус­луг.

Отель-курорт (ку­рор­т­ная гос­ти­ни­ца) рас­по­ла­га­ется в ку­рор­т­ной мес­т­нос­ти, вбли­зи озер, гор, оке­анов и т. п. Пред­ла­га­ет пол­ный на­бор ус­луг, в том чис­ле здесь да­же мож­но по­лу­чить ком­п­лекс спе­ци­аль­но­го ме­ди­цин­с­ко­го об­с­лу­жи­ва­ния и ди­ети­чес­ко­го пи­та­ния.

Частная гос­ти­ни­ца. По вмес­ти­мос­ти она не­боль­ших раз­ме­ров, рас­по­ла­га­ет­ся в при­го­род­ных и сель­с­ких мес­т­нос­тях. Та­кие гос­ти­ни­цы еще на­зы­ва­ют «ноч­лег и зав­т­рак«, по­то­му что в об­с­лу­жи­ва­ние, как пра­ви­ло, вхо­дит зав­т­рак и ран­ний ужин в до­маш­ней об­с­та­нов­ке. Ус­лу­га­ми по­доб­ных гос­ти­ниц час­то поль­зу­ют­ся ком­мер­сан­ты и мар­ш­рут­ные ту­рис­ты, стре­мя­щи­еся к до­маш­не­му уюту.

Гостиница-апартамент - от не­боль­ших до сред­них раз­ме­ров, вмес­ти­мос­тью до 400 мест. Рас­по­ла­га­ет­ся в боль­ших го­ро­дах с боль­шим ко­ли­чес­т­вом при­ез­жих граж­дан. Они по­хо­жи на гос­ти­ни­цы квар­тир­но­го ти­па, ис­поль­зу­ют­ся как вре­мен­ное жилье. Пред­наз­на­че­на для се­мей­ных ту­рис­тов и биз­нес­ме­нов, ком­мер­сан­тов, ос­та­нав­ли­ва­ющих­ся на дли­тель­ный срок. Це­на за­ви­сит от вре­ме­ни про­жи­ва­ния. Сред­ний уро­вень об­с­лу­жи­ва­ния (са­мо­об­с­лу­жи­ва­ние).

Мотель. Гос­ти­ницы дан­но­го ти­па, как пра­ви­ло, рас­по­ла­га­ют­ся вне го­ро­да, у ма­гис­т­ра­лей, это сред­ние пред­п­ри­ятия, вмес­ти­мос­тью до 400 мест. Из-за не­боль­шо­го ко­ли­чес­т­ва пер­со­на­ла для та­ких гос­ти­ниц ха­рак­те­рен сред­ний уро­вень об­с­лу­жи­ва­ния. Чис­лен­ность пер­со­на­ла не­боль­шая.

Гостиница эко­но­ми­чес­ко­го клас­са. Пред­п­ри­ятие сред­ней вмес­ти­мос­ти, при­мер­но 150 мест. Рас­по­ла­га­ет­ся не­по­да­ле­ку от ав­то­ма­гис­т­ра­лей, в сель­с­кой или при­го­род­ной мес­т­нос­ти. Та­кой тип гос­ти­ни­цы об­ла­да­ет ог­ра­ни­чен­ным на­бо­ром ус­луг, для них ха­рак­тер­но прос­тое и быс­т­рое об­с­лу­жи­ва­ние. Ос­нов­ной кон­тин­гент - биз­нес­ме­ны и ин­ди­ви­ду­аль­ные ту­рис­ты (пу­те­шес­т­вен­ни­ки), же­ла­ющие сэ­ко­но­мить на про­жи­ва­нии.

Флайтель - это аэро­гос­ти­ни­ца, или, как ее еще на­зы­ва­ют, «ле­та­ющий отель». Край­не ред­кий, до­ро­гос­то­ящий и нем­но­го­чис­лен­ный тип гос­ти­ниц. Обо­ру­до­ван взлет­но-по­са­доч­ной пло­щад­кой.

Флотель - боль­шая пла­ва­ющая гос­ти­ни­ца, ее еще на­зы­ва­ют «ку­рор­том на во­де», пре­дос­тав­ля­ющая ту­рис­там пер­вок­лас­сный от­дых. Гос­ти­ни­ца пред­ла­га­ет ком­фор­та­бель­ные но­ме­ра, боль­шое ко­ли­чес­т­во ус­луг, та­кие как ос­на­ще­ние для под­вод­но­го пла­ва­ния, бас­сейн, вод­ные лы­жи, биб­ли­оте­ки, тре­на­жер­ные за­лы, под­вод­ное пла­ва­ние и под­вод­ная охо­та. Но­ме­ра ком­фор­та­бель­ны, ос­на­ще­ны те­ле­фо­на­ми, фак­са­ми, те­ле­ви­зо­ра­ми и т. п.

Апарт-отель сос­то­ит из нес­коль­ких квар­тир, це­на ко­то­рых не за­ви­сит от чис­ла про­жи­ва­ющих в них гос­тей. Ос­но­ван на са­мо­об­с­лу­жи­ва­нии (гос­ти са­ми го­то­вят еду).

Гостиный двор име­ет прос­тое об­с­лу­жи­ва­ние. Обя­за­тель­но есть рес­то­ран или бар.

Бунгало - ма­лое стро­ение из лег­ких ма­те­ри­алов, пред­наз­на­чен­ное для раз­ме­ще­ния ту­рис­тов.

Кемпинг - мес­та для ноч­ле­га, час­то в па­лат­ках или лет­них до­ми­ках. Кли­ен­ты - ав­то-, мо­то-, ве­ло­ту­рис­ты.

Ротель - пе­ред­виж­ная гос­ти­ни­ца, сос­то­ящая из спе­ци­али­зи­ро­ван­ных ва­гон­чи­ков, име­ющих нес­коль­ко от­де­лен­ных друг от дру­га от­се­ков, ос­на­щен­ных спаль­ны­ми крес­ла­ми. В от­се­ках так­же име­ют­ся раз­де­вал­ка, хо­ло­диль­ник, ту­алет.

Ботель - не­боль­шая гос­ти­ни­ца, рас­по­ло­жен­ная на во­де. Пред­с­тав­ля­ет со­бой пе­ре­обо­ру­до­ван­ное пла­ва­тель­ное суд­но.

Акватель - не­под­виж­ный ко­рабль, не при­год­ный для ис­поль­зо­ва­ния по пря­мо­му наз­на­че­нию и ис­поль­зу­емый в ка­чес­т­ве оте­ля.





Подборка статей по вашей теме: