Стратегии размещения для сферы производства и сферы услуг

Таблица 4.1.1

Параметры Размещение в сфере производства Размещение в сфере услуг
Целевой критерий оптимизации Минимизация общих издержек производства и распределения Максимизация выручки
Ключевые факторы · Трудовые затраты (объем и мобильность трудовых ресурсов, уровень производительности труда, политика профсоюзов, качество жизни в регионе, квалификация рабочей силы) · Материальные затраты (относительная стоимость материальных и энергетических ресурсов, близость и диверсифицированность поставщиков) · Транспортные издержки (развитость региональной транспортной инфраструктуры, диверсифицированность видов транспорта) · Непроизводственные затраты (налоговая политика властей, уровень экологических требований и т.д.) · Территория обслуживания · Развитость транспортной инфраструктуры · Покупательская способность целевых клиентов · Демографическая ситуация в регионе · Интенсивность конкуренции · Особенности размещения конкурентов · Операционная политика фирмы · Значимость различных источников конкурентных преимуществ · Степень либеральности системы ценообразования
Методы оптимизации · Метод взвешивания факторных оценок · Метод анализа критических точек · Метод центра гравитации · Транспортные экономико-математические методы · Эконометрические методы анализа факторов · Маркетинговые методы анализа привлекательности рынков · Транспортные экономико-математические методы · Методы теории очередей

При выборе размещения предприятия важно учитывать, что его деятельность как единой системы является многопрофильной и включает в себя не только работу производственных подразделений, но также и деятельность, связанную с обеспечением производства и распределением производимой им продукции. Это означает, что решение задач размещения производства и поддерживающей его логистической системы должно осуществляться совместно друг с другом. Традиционно, построение распределительной системы начинается с размещения производственных мощностей, после чего выбираются места размещения производственных складов, складов оптовой торговли относительно магазинов розничной торговли, выбирается система доставки и решаются другие вопросы распределительной логистики. Вместе с тем, само по себе размещение производственных мощностей требует адекватного учета издержек по сравниваемым вариантам, причем расчет таких издержек должен учитывать транспортные расходы, расходы, связанные со складированием продукции и т.п. Т.о., очевидно, что адекватное решение задач размещения требует моделирования взаимосвязей отдельных сфер деятельности предприятий и рассмотрения множества различных сценариев взаимодействия таких сфер.

Для решения задач, связанных с размещением, принято использовать комплекс специализированных методов, наиболее распространенными из которых являются:

1. метод взвешивания факторных оценок;

2. метод анализа критических точек;

3. метод центра гравитации;

4. транспортные экономико-математические методы.

Метод взвешивания факторных оценок основан на совместном анализе множества факторов, определяющих оптимальность пространственного размещения предприятия, и предполагает расчет средних взвешенных оценок учитываемых факторов по каждому из вариантов размещения. Выбор оптимального из таких вариантов при использовании данного метода осуществляется по следующему алгоритму:

1. экспертным путем проводится выделение значимых факторов размещения, которые, при необходимости, группируются;

2. каждому из выделенных факторов присваиваются индивидуальные оценки значимости (веса), сумма которых по всей совокупности факторов должна быть равна единице. В случаях, когда осуществляется группировка факторов, веса самим факторам назначаются в рамках соответствующих групп и дополнительно к этому, фиксируются веса для каждой из групп в целом;

3. для каждого из выделенных факторов выбирается оптимальная технология его количественной оценки;

4. для каждого из рассматриваемых вариантов размещения проводится непосредственная оценка выделенных факторов и полученные значения пересчитываются в относительную форму для обеспечения своей сопоставимости;

5. для каждого из рассматриваемых вариантов размещения проводится расчет средних взвешенных оценок по всей совокупности выделенных факторов с учетом их группирования;

6. по максимальной величине полученных средних взвешенных оценок выбирается оптимальный вариант размещения.

Для выполнения расчетов по данному методу принято использовать специальные таблицы, образцы которых представлены ниже (см. табл. 4.1.2, 4.1.3).

Метод анализа критических точек основан на сравнительной оценке затрат по вариантам размещения и выборе такого варианта, который при заданных объемах производства обеспечивает минимальный уровень издержек. Использование данного метода осуществляется по следующей схеме:

1. Для каждого из сравниваемых вариантов размещения устанавливаются значения постоянных и переменных затрат и строятся уравнения типа (4.1.1), выражающие зависимость общих затрат от объемов производства:

; (4.1.1)

2. Проводится попарное сравнение всех выделенных вариантов размещения, в ходе которого составляются системы уравнений типа (4.1.2), решение которых (формула (4.1.3)) показывает точки пересечения линий общих затрат по сравниваемым вариантам:

; (4.1.2)
;
; (4.1.3)

3. На основе полученных ранее оценок затрат по вариантам размещения и рассчитанных на предыдущем этапе критических точек строится сводный график динамики общих затрат по всем рассматриваемым вариантам (см. рис. 4.1.1).

4. По построенному графику выбирается оптимальный вариант размещения, который, при заданном объеме производства, обеспечиваем минимальный уровень общих затрат.

Метод центра гравитации используется для выбора оптимального варианта размещения крупных складов, одновременно снабжающих либо несколько удаленных друг от друга производственных подразделений предприятия (снабженческий склад), либо несколько различных потребителей (сбытовой склад). Основная идея данного метода состоит в том, чтобы разместить склад таким образом, чтобы при этом обеспечивалась минимальная величина суммарных затрат на доставку груза с этого склада всем потребляющим данный груз.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: