СИ – это специфическая разновидность социальных исследований, которая опирается на особые методы и приёмы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
СИ и его проведение – это область профессиональной деятельности, требующая больших усилий и большой ответственности за качество. Есть СИ, а есть социальное исследование мы говорим о СИ.
СИ основано на принципах науки социологии исходит из того, какие качества в социологии приняты, нормировано научным подходом, принятым в социологии.
Критерии правильности научности социального исследования более открыто, более широкое понятие и не относится к определённой науке, за ним стоит несколько наук.
СИ – все что делаем, объясняем со стороны норм, которые приняты в социологии, используются специфические понятия. Есть методология, теория социологии, которая все объясняет, устаревает по принципу изменения мира, при этом старое СИ будет дополнять новое СИ.
Социальное исследование – междисциплинарное исследование, когда люди других профессий выходят за рамки своих профессий и смотрят на общество. Социологи тоже могут проводить это исследование. С точки зрения научных критериев несколько проще, состоит в том, что нам нужно понять, что можно изучить с помощью социологии, в чём её сила, применима ли она, найти, отобрать методы, которые будут возможны для ответа на вопрос, устаревают на глазах.
|
|
Первое СИ Дюркгей. СИ это разновидность социологического исследования.
Любое СИ начинается с написания программы. Наиболее видимая часть исследования – сбор информации.
Обработка – возможность использовать технические средства, чтобы внести полученные данные.
Количественные исследования – специфические, статистические программы.
Анализ – то что делаем с данными, чтобы получить результаты, узнать, что происходит в реальности.
Первичная СИ – данные для проведения исследования, собирались именно для этих целей, под конкретное исследование.
Данных всегда больше, чем нужно –> сдача не нужного – >вторичное исследование ---все свое,кроме данных, т.е. данные собраны не нами.
Виды СИ:
1. Первичная
2. Вторичная
3. Теоретические – накопленный эмпирический материал подвергается обобщению – это главная задача – увидеть тенденции, процессы, стоящие за эмпирическими данными.
4. Фундаментальная – построена на создании теорий, концепций, объясняющих социологию жизни. Ещё более абстрагироваться – ещё более высокий уровень анализа.
Дюркгейм «ьфундаментальное и теоретическое исследование»я.
5. Эмпирическая – проверка теорий, либо как она работает, либо как она не работает, на сколько она актуальна, достаточно большие финансовые затраты, ведётся нескоько лет.
|
|
6. Прикладные – реализуются для решения практических, поведенческих задач. Наибольшее коичество таких исследований.
7. Разовые – большинство изучается только один раз.
8. Лангитюдные – длительные,
· Трендовые – изучение разных объектов, принадлежащих одной и той же генеральной совокупности по одной методике с интервалом во времени. Например перепись населения
· Кагортные – изучение лиц, одного возраста на протяжении длительного времени; возраст постоянен, люди меняются. Например опрос абитуриентов один раз в год, можно увидеть как меняется мнение людей одного возраста.
· Панельные. Изучение одного и того же объекта с определённым временным интервалом по одной программе и методике. Люди одни и те же, а возраст меняется; что происходит с мнением людей с изменением возраста.
Методология – это способ получения нового знания, некая система принципов научного исследования.
Профессиональное СИ построено на принципах и критериях получения научного знания в социологии. СИ опирается на социологические концепции и подходы. С помощью методологии мы сможем сделать качественное исследование.
Социальное исследование – более простые принципы научности. Не наблюдаем методологические методы.
Сначала надо обосновать, какую методологическую концепцию (подход), которая поможет осветить вопрос. На основе теории делаем исследование – СИ.
Без методологии нельзя сделать анкету, значимых научных методов.
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа информации.
1. Любой метод ограничен кругом вопросов, которые он может решить – область применения.
2. Процедура применения.
3. Инструментарий.
4. Критерий оценки правильности применения метода.
1. Область задач, к которым метод может быть применён.
2. Каждый метод говорит о том, как надо этот метод применить.
Нельзя объяснять, нужно только повторять вопросы
3. Для каждого метода свой инструментарий.
4. Только соблюдение принципов применения метода может гарантировать правильность.
Методика – система правил применения метода; включает приёмы применения метода.
Характеристики:
1. Обоснованная – даст максимально качественный результат; методы максимально адекватны в исследовательской задаче.
2. Воспроизводимая –методика должна быть хорошо написано. Если методика написана хорошо, то её можно повторять, тем лучше она будет воспроизведена.
3. Экономичная – достижение максимального эффекта, при минимальных затратах.
То как должны действовать, чтобы реализовать метод.
Техника СИ – это совокупность специальных приёмов для эффективного использования того или иного метода.
Конкретные вещи, реализуемые для того. Чтобы метод можно было применить.