Канаты используют для строповки грузов к крюкам грузоподъемных механизмов, для вязки грузов при транспортировке и перемещении, в различных грузоподъемных устройствах в качестве грузовых канатов.
Канаты в зависимости от материала подразделяются на стальные (тросы), пеньковые и хлопчатобумажные, капроновые. Стальные канаты изготавливаются одинарной и двойной свивки (тросы).
Стальные канаты обладают по сравнению с пеньковыми и хлопчатобумажными большей надежностью и долговечностью и поэтому находят преимуще-ственттое применение в грузоподъемных и грузозахватных устройствах, пеньковые и хлопчатобумажные канаты используются для подъема небольших грузов (подача инструментов и приспособлений, подъем гирлянд при монтаже ошиновки ОРУ и т.д.). К недостаткам стальных тросов относится их сравнительно малая эластичность (гибкость). Гибкость канатов зависит от диаметра проволок: чем меньше диаметр проволок в прядях каната, тем больше гибкость.
Выбор канатов для грузоподъемных механизмов и грузозахватных устройств производится по формуле
K=P/S
где К - коэффициента запаса прочности, который должен соответствовать нормам; Р - действительное разрывное усилие каната, Н (нагрузка, при которой образец каната рвется при испытании на разрывное машине). Это усилие обычно приводится в паспорте каната; если в паспорте указано не действительное разрывное усилие, а суммарное разрывное усилие всех отдельных проволок, то следует действительное разрывное усилие принять равным 0,83Рсум; 8 - наибольшее натяжение ветви каната под действием груза, Н.
Стальные канаты хранятся в бухтах или на барабанах в закрытых сухих помещениях на деревянных подкладках. Каждый канат должен быть снабжен биркой, на которой указываются тип, ГОСТ, диаметр, длина и масса каната. Канаты, находящиеся в эксплуатации, должны смазываться канатной мазью в следующие сроки: грузовые - 1 раз в 2 месяца; стропы - 1 раз в 1,5 месяца. Канаты, хранящиеся на складе, смазываются 1 раз в 6 месяцев.
При эксплуатации канатов необходимо следить за степенью износа и выбраковывать канаты, имеющие опасный износ. Опасный износ каната определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки (длина каната, на протяжении которой прядь делает полный оборот вокруг его оси). На участке каната, на котором обнаружено наибольшее количество оборванных проволок, отмечают шаг свивки и подсчитывают на нем число оборванных. Если количество оборванных проволок равно или больше допустимого, канат бракуется.
Канаты изготовляют (и обозначают):
> по назначению: грузолюдские - ГЛ, грузовые - Г;
> по механическим свойствам проволоки: высшей марки - В, первой
марки - 1, второй марки - II;
> по виду покрытия поверхности проволоки: из светлой проволоки, из
оцинкованной проволоки для условий работы легких — ЛС, средних —
СС, жестких - ЖС;
> по направлению свивки: правой свивки -П, левой свивки- Л;
> по сочетанию направлений свивки элементов каната: крестовой свив-
ки, односторонней свивки;
> по способу свивки: раскручивающиеся, нераскручивающиеся;
> по степени крутимости: крутящиеся, малокрутящиеся.






