Кана ты и грузозахва тные приспособления

Канаты используют для строповки грузов к крюкам грузоподъемных меха­низмов, для вязки грузов при транспортировке и перемещении, в различных грузоподъемных устройствах в качестве грузовых канатов.

Канаты в зависимости от материала подразделяются на стальные (тросы), пеньковые и хлопчатобумажные, капроновые. Стальные канаты изготавлива­ются одинарной и двойной свивки (тросы).

Стальные канаты обладают по сравнению с пеньковыми и хлопчатобумаж­ными большей надежностью и долговечностью и поэтому находят преимуще-ственттое применение в грузоподъемных и грузозахватных устройствах, пень­ковые и хлопчатобумажные канаты используются для подъема небольших гру­зов (подача инструментов и приспособлений, подъем гирлянд при монтаже ошиновки ОРУ и т.д.). К недостаткам стальных тросов относится их сравни­тельно малая эластичность (гибкость). Гибкость канатов зависит от диаметра проволок: чем меньше диаметр проволок в прядях каната, тем больше гибкость.

Выбор канатов для грузоподъемных механизмов и грузозахватных устройств производится по формуле

K=P/S

где К - коэффициента запаса прочности, который должен соответствовать нор­мам; Р - действительное разрывное усилие каната, Н (нагрузка, при которой образец каната рвется при испытании на разрывное машине). Это усилие обыч­но приводится в паспорте каната; если в паспорте указано не действительное разрывное усилие, а суммарное разрывное усилие всех отдельных проволок, то следует действительное разрывное усилие принять равным 0,83Рсум; 8 - наи­большее натяжение ветви каната под действием груза, Н.

Стальные канаты хранятся в бухтах или на барабанах в закрытых сухих по­мещениях на деревянных подкладках. Каждый канат должен быть снабжен бир­кой, на которой указываются тип, ГОСТ, диаметр, длина и масса каната. Кана­ты, находящиеся в эксплуатации, должны смазываться канатной мазью в сле­дующие сроки: грузовые - 1 раз в 2 месяца; стропы - 1 раз в 1,5 месяца. Кана­ты, хранящиеся на складе, смазываются 1 раз в 6 месяцев.

При эксплуатации канатов необходимо следить за степенью износа и выбра­ковывать канаты, имеющие опасный износ. Опасный износ каната определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки (длина каната, на протя­жении которой прядь делает полный оборот вокруг его оси). На участке каната, на котором обнаружено наибольшее количество оборванных проволок, отме­чают шаг свивки и подсчитывают на нем число оборванных. Если количество оборванных проволок равно или больше допустимого, канат бракуется.

Канаты изготовляют (и обозначают):

> по назначению: грузолюдские - ГЛ, грузовые - Г;

> по механическим свойствам проволоки: высшей марки - В, первой

марки - 1, второй марки - II;

> по виду покрытия поверхности проволоки: из светлой проволоки, из

оцинкованной проволоки для условий работы легких — ЛС, средних —

СС, жестких - ЖС;

> по направлению свивки: правой свивки -П, левой свивки- Л;

> по сочетанию направлений свивки элементов каната: крестовой свив-

ки, односторонней свивки;

> по способу свивки: раскручивающиеся, нераскручивающиеся;

> по степени крутимости: крутящиеся, малокрутящиеся.




double arrow
Сейчас читают про: