- домохозяйства
-фирмы
- государство
Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или нескольких лиц, которая производит и реализует экономические ресурсы и использует полученные за них деньги для приобретения ТиУ, удовлетворяющих потребности человека.
Фирма – цель: получение, извлечение прибыли
Государство – это все государственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности, для достижения общественных целей
главная цель – максимизация благосостояния граждан
сферы влияния –
- оборона
- экология
- образование
- здравоохранение
- социальная помощь и др.
Чтобы определить, в какой степени преобладает конкуренция на том или ином рынке, они характеризуются по следующим признакам:
-по количеству фирм, представленных на рынке,
-характеру производимой продукции (однородная или дифференцированная),
- наличию или отсутствию барьеров на пути вхождения фирм в отрасль или же выхода из нее,
|
|
- по степени доступности экономической информации участникам рынка.
Функции рынка:
1-Распределительная функция.
Рыночный механизм спроса и предложения распределяет ресурсы, блага и доходы между участниками экономической системы в пользу тех, кто смог применить их наиболее эффективно.
2- Стимулирующая функция. Рыночный механизм создаёт условия для наиболее эффективного использования ресурсов, реализации творческих способностей людей, применение достижений.
3-Контролирующая функция. Рынок следит за тем как используются ограниченные ресурсы и с помощью рыночных индикаторов (цена, норма прибыли, процентная ставка за пользование кредита и т. д.) перераспределяют ресурсы из отраслей, продукция которых не пользуется спросом в другие отрасли, испытывающие недостаток ресурсов (высокие цены, дефицит и т. д.)
4-Санирующая функция. Рыночный механизм выявляет фирмы банкроты.
Преимущества и недостатки рыночной системы:
Преимущества рынка:
1-эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов
2-быстрое устранение дефицитов товаров и услуг
3-оптимальное использование результатов научно-технического прогресса (внедрение новых продуктов, технологий, новых форм организации труда)
4-отсутствие административного принуждения
5- наличие свободного экономического выбора
6-успешное функционирование при ограниченной информации
7- быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям
8- способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество
Вывод: рынок даёт возможность достигать максимальной экономической эффективности и наиболее полно удовлетворять потребности людей.
|
|
Недостатки рынка:
1. рынок не обеспечивает сохранность невосполнимых ресурсов и окружающей среды
2. нет гарантии реализации социально-экономических и иных прав человека (например, рыночный механизм не способен самостоятельно решать проблемы, связанные с тем, что некоторые фирмы не заботятся о повышении качества производимой ими продукции или рынок не гарантирует право на труд, доход, отдых…)
3.расслоение общества на бедных и богатых
4.рынок не обеспечивает производство товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги, мосты, парки….)
5.наличие несовершенной конкуренции (монополизация рынка)
6. рыночная экономика развивается циклически (спад-подъем-спад…..)
7. рынок не создаёт условия для развития науки, общественного образования, культуры
Недостатки рыночной экономики могут быть компенсированы путём вмешательства государства в рыночный механизм.
Чтобы определить, в какой степени преобладает конкуренция на том или ином рынке, они характеризуются по следующим признакам:
-по количеству фирм, представленных на рынке,
-характеру производимой продукции (однородная или дифференцированная),
- наличию или отсутствию барьеров на пути вхождения фирм в отрасль или же выхода из нее,
- по степени доступности экономической информации участникам рынка.