Тема 3: финансовый контроль

ТЕМА 2: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Финансовая система рассматривается в двух аспектах: с точки зрения содержания — в данном случае финансовая система представляет собой совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует формированию, распределению и использованию фондов денежных средств публично-территориальных образований. Финансовый институт — это совокупность общественных отношений, взаимосвязанных по формам и методам формирования, распределения и использования фондов денежных средств публично-территориальных образований.

В финансовую систему включаются пять основных институтов. Во-первых, это бюджетная система. Во-вторых, внебюджетные целевые фонды. В-третьих, финансовые предприятия и организации. В-четвертых, фонды страхования. В-пятых, кредит.

Классификация фондов денежных средств:

1 Централизованные и децентрализованные фонды — основанием для классификации является возможность публично-территориального образования на формирование, распределение и использование данного фонда, так, централизованные фонды используются для удовлетворения нужд определенной территории и публично-территориальное образование имеет возможность оказывать непосредственное влияние на фонд (примеры: бюджет и государственные внебюджетные фонды), децентрализованные фонды используются в производственных и социальных целях соответствующих субъектов, а именно это фонды предприятий и организаций.

2 По цели использования фондов денежных средств — целевые фонды (специального назначения) — денежные средства из этих фондов используются для решения конкретных целей и задач (пример: государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования); нецелевые фонды (общего назначения) — примером данного фонда является бюджет.

Бюджетная система РФ занимает центральное место в финансовой системе РФ. В бюджетной системе образуются денежные фонды в форме:

1 Федерального бюджета;

2 Бюджетов субъектов РФ;

3 Бюджетов муниципальных образований.

Указанные денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны.

Указанные фонды являются основой самостоятельности субъектов РФ и развития местного самоуправления.

Основным способом формирования данных фондов является налоговый способ — метод собирания денежных средств.

Внебюджетные целевые фонды — это второе звено финансовой системы РФ. Внебюджетные целевые фонды существуют вне бюджета, формируются за счет заранее определенных поступлений.

Финансовые предприятия и организации как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач.

1 Государственные

2 Муниципальные

3 Частные

Финансовые предприятия — это исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый по средствам финансовой системы.

Страхование обеспечивает формирование фондов денежных средств, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями, различного рода другими неблагоприятными событиями.

Финансовое право изучает страхование за счет средств бюджетов и страхование, которое организуется государством и в результате которого образуется фонды, которыми управляет государство (к примеру, страхование вкладов физических лиц)

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности.

Формы кредита:

1 Государственный и муниципальный кредиты разделяются на:

- государственный или муниципальный кредит, в котором публично-территориальное образование выступает в качестве заемщика, отношения, посредством которых формируются государственный или муниципальный долг;

- государственный или муниципальный кредит, в котором публично-территориальное образование выступает в качестве кредитора (т.е. бюджетное кредитование).

2 Банковский кредит — это отношения по предоставлению кредитными организациями денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, на условиях возвратности, платности и срочности.

Второй аспект рассмотрения финансовой системы — организационная точка зрения, в соответствии с которой финансовая система представляет собой совокупность органов власти и организаций, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Организационная структура финансовой деятельности строится на принципах федерализма, самостоятельности местного самоуправления, разделения властей.

Органы общей компетенции — органы, которые осуществляют общее руководство финансовой деятельностью и которые помимо финансовой осуществляют и иные вид деятельности. Правительство, Президент, Федеральное собрание. ФС принимает федеральный бюджет, принимает ФЗ по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии. Правительство разрабатывает федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в российской федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Президент назначает на должность Министра Финансов, представляет Государственной думе на утверждение кандидатуру председателя ЦБ, подписывает и обнародует законы о введении и отмене налогов, выпуске государственных займов, о федеральном бюджете, а также выступает перед Государственной думой с бюджетным посланием, в котором формируются направления бюджетной политики на следующий период.

Органы специальной компетенции — это органы, для которых финансовая деятельность является основной.

Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти и занимается выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, таможенных платежей, инвестирования в накопительную часть трудовой пенсии и так далее. МинФин осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (РосФинНадзор), Федерального казначейства. МинФин осуществляет следующие основные функции: составляет проект федерального бюджета, утверждает сходную бюджетную роспись федерального бюджета, открывает в ЦБ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета; осуществляет управление средствами стабилизационного фонда РФ.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти. Федеральное казначейство осуществляет функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство отвечает за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов.

РосФинНадзор осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, контролирует целевое использование денежных средств и осуществляет функции органа валютного контроля, т.е. контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж валютного законодательства РФ при осуществлении ими валютных операций, в том числе к компетенции РосФинНадзор относится административное производство в сфере валютных нарушений.

ЦБ осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, обеспечивает защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.

1 Понятие финансового контроля

Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам, как экономической категории, присущи не только распределение, но и контрольные функции.

Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый контроль — регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, уполномоченных органов и иных хозяйственных субъектов по проверке законности и целесообразности действий при формировании, распределении и использовании фондов государственных средств в целях эффективного социально-экономического развития государства.

Основные особенности финансового контроля:

1 Круг субъектов, осуществляющих финансовый контроль;

2 Регламентированная законом деятельность, осуществляемая с помощью специальных методов;

3 Цель финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется

- соблюдение всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, отдельными гражданами установленного в области финансовой деятельности правопорядка;

- при его проведении проверяется экономическое обоснование и эффективность осуществляемых действий, в соответствии их с задачами государства и муниципальных образований; таким образом финансовый контроль служит способом обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности.

Основные принципы организации финансового контроля:

1 Независимость;

2 Объективность;

3 Компетентность;

4 Гласность.

Независимость должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными, по сравнению с парламентом, сроками полномочий руководителей органов контроля, закрепление в Конституции.

Объективность и компетентность подразумевает неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы, на основе строго установленных стандартов проведения ревизиционных работ.

Гласность представляет постоянную связь контролеров с общественностью и СМИ.

Из базовых принципов вытекают другие, им принадлежащие, характеристики:

- результативность, четкость, логичность предъявляемых контролерами требований;

- обоснованность и доказанность информации в актах проверок;

- презумпция невиновности;

- превентивность, согласованность действий контрольных органов.

Основные направления осуществления финансового контроля:

1 Проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по формированию, распределению и использованию фондов финансовых ресурсов, соответствующих своей компетенции;

2 Проверка выполнения юридическими лицами и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

3 Проверка использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении\оперативном управлении денежных ресурсов, бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных средств;

4 Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранение денежных средств различными предприятиями.

Виды финансового контроля:

1 в зависимости от времени проведения финансового контроля:

а) предварительный финансовый контроль

- проводится до совершения операций по формированию, распределению и использованию денежных фондов;

- имеет важное значение для предупреждения нарушений финансового законодательства

- проверяются: проекты бюджетов, сметы, кредит и т.д.

б) текущий финансовый контроль

- осуществляется в процессе совершения денежных операций, т.е. в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получением, использованием денежных фондов из бюджета.

в) последующий финансовый контроль:

- осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после использования доходов и расходов частей бюджета, использования предприятиями, учреждениями денежных средств, уплаты налогов;

- определяет состояние фин.фондов, выявляет нарушения, пути предупреждения, меры по их устранению.

2 в зависимости от волеизъявления проверяющего при назначении мероприятий финансового контроля:

а) обязательный финансовый контроль:

- в силу требований законодательства;

- по решению компетентных государственных органов;

- инициативный финансовый контроль.

3 по сферам осуществления:

- бюджетный;

- налоговый;

- банковский;

- валютный;

- в сфере денежного обращения и расчетов;

- инвестиционный;

- страховой.

4 в зависимости от субъекта, осуществляющего финансовый контроль:

- государственный: а) общегосударственный; б) внутригосударственный;

- муниципальный;

- аудиторский (независимый);

- внутрихозяйственный;

- общественный.

Государственный финансовый контроль включает в себя:

- контроль за использованием федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

- организации денежного обращения, использования кредитных ресурсов;

- состояния внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;

- предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Внутриведомственный контроль осуществляется в министерствах, ведомствах, руководителями соответствующих органов и специально созданных в данных системах контрольно-ревизиционных подразделений.

Аудиторский контроль (ФЗ «Об аудиторской деятельности»)

Аудит — независимая првоерка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, а также соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудитором является физическое лицо получившее квалификационный аттестат аудитория и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов.

Аудиторская организация должна являться членом С.Р.О.

Аудиторские организации обладают специальной правоспособностью.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным и муниципальным контролем и не подменяет такой контроль.

Аудиторская тайна.

Аудит

Обязательный Инициативный

проводится ежегодно в организациях:

- организация имеет форму ОАО;

- ценные бумаги организации допущены к обращению на рынке ценных бумаг;

- осуществляет специфическую деятельность (кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды);

- объем выручки за год предоставленной отчетности превышает 400 млн.руб, или сумма активов бухгалтерского баланса за прошедший год превышает 60 млн.руб.

Аудиторская проверка завершается составлением аудиторской записи, которая содержит мнение аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

Внутрихозяйственный финансовый контроль

ФЗ «О бухгалтерском учете»

Внутрихозяйственный финансовый контроль — контроль, осуществляемый внутри хозяйствующего субъекта: предприятия и организации.

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленные на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при осуществлении финансовых операций, несут руководители.

Формы организации бухгалтерского учета:

1 создать бухгалтерскую службу как самостоятельное подразделение с главным бухгалтером;

2 не создавать службу, а ввести в штат должность бухгалтера.

3 передать ведение бухгалтерского учета на договорных началах сторонней организации.

4 вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается приказом руководителя, он несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление бухгалтерской отчетности, обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству РФ.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем и бухгалтером по осуществлению финансовых операций, документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменным распоряжением руководителя организации.

Формы и методы финансового контроля:

Методы — совокупность обоснованных, конкретно определенных приемов, средств и способов, применяющихся при осуществлении контроля над финансами.

1 Наблюдение — ознакомление с деятельностью объекта контроля без соблюдения сложных приемов получения и оценки информации.

2 Обследование — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности.

3 Анализ — специальный метод контроля достоверности финансовых документов с использованием аналитических приемов математики.

4 Проверка и ревизия (бюджетные правоотношения) (отношения уполномоченного государственного субъекта и хозяйствующего субъекта)

Классификация проверок и ревизий:

1 По содержанию:

- документальные

- фактические

2 По времени осуществления:

- плановые

- внеплановые

3 по объему проверяемой документации:

- сплошные

- выборочные

4 по предмету проверки\ревизии:

- комплексные

- тематические

По окончании проверки\ревизии членами комиссии составляется акт. В акте, помимо основных данных о проверке\ревизии, указываются сведения о выявленных нарушениях, обоснование данного нарушения.

Акт является основанием для привлечения к административной ответственности.

Акт имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в рамках административного\судебного разбирательства.

ТЕМА №4 ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Понятие налогов

Налог (п.1 ст.8 НК РФ) — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности\хозяйственного ведения\оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства\муниципального образования.

Сущность налога — посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в центральные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций.

Признаки налога:

1 Обязательный характер

уплата налога является конституционной обязанностью, а не благотворительным взносом или пожертвованием

налог устанавливается государством в одностороннем поряке в форме закона и не основан на соглашении государства и налогоплательщика

вопрос установки\отмены налогового обязательства не может быть предметом референдума

2 Ядром налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика уплатить налоги, сборы, право требования государства уплаты налогов. Исполнение налогов обязательно поддерживается системой государственного принуждения:

неустойка

правовосстановительные меры

пени

штрафные налоговая ответственность

3 Индивидуальная безвозмездность

уплата налогов не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги, совершить конкретные действия

уплатив налог, субъект не приобретает дополнительных прав и не может требовать у государства встречного представления

налоговые отношения лишены эквивалентности

4 Налоги имеют социальную значимость, т.е. возвмездный в широком смысле для общества характер в целом.

5 Денежная форма

НК определяет, что налог — денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

налоги уплачиваются в наличной\безналичной форме в национальной валюте

личный характер налоговых платежей — за счет собственных денежных средств, невозможен перевод долга

6 Публичные цели налога

налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования

их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении и реализации государством внутренней и внешней политики.

Понятие сбора:

Сбор (п.2 ст.8 НК РФ) — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов гос.организацией, органом муниципального образования, иными уполномоченными органами, их должностными лицами юридических действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Соотношение понятий «налог» и «сбор»:

1 Обязательность

если за оказание юридически значимого действия государством устанавливается обязательство по уплате сбора, эти действия не могут быть совершены в адрес лица, не заплатившего сбор

при неуплате налога наступает ответственность, при неуплате сбора — ничего.

2 Индивидуальная возмездность

сбор уплачивается в связи с оказанием их плательщикам государством некоторых публичных услуг, в которых плательщик заинтересован

уплата сборов подразумевает индивидуальную возмездность отношений плательщика с государством.

3 Денежная форма

закон имет налог платежом, а сбор — взносом

кроме того, в легальном определении сбора отсутствует указание на денежный характер

в НК отсутствует указание на возможность уплаты сбора в неденежной форме

4 Компенсационный характер

целевое назначение сбора — компенсация издержек государства на оказание платных публичных правовых услуг, но компенсация — не эквивалентна

5 Ограниченный состав элементов

п.3 ст.17 НК РФ определяет — состав элементов закона о сборе определяется этим законом

6 Нерегулируемый характер

уплата налога предопределяет регулярность или периодичность, важным элементом налога является налоговый период

сборы носят разовый характер, уплачиваются в определенных ситуациях

Налоговое право: предмет, метод, принципы

Критерии для выделения отрасли — самостоятельный метод и предмет.

Предмет налогового права

ст.2 НК РФ относит к сфере действия следующие отношения:

- отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов

- отношения, возникающие в сфере налогового контроля

- отношения, возникающие при обжаловании актов налоговых органов, действий, бездействий

- отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений

Особеностии отношений, регулируемых налоговым правом:

- имеет имущественный характер

- имеют безэквивалентный характер

- служат формированию денежных фондов государства и муниципальных образований

- имеют властный характер

- могут иметь материальный и процессуальный характер

Метод налогового права:

1 императивный

2 диспозитивный (налоговый кредит, поручительство, залог)

Принципы налогового права — это исходные положения, формирующие фундаментальную основу налогового права.

Принципы закреплены в налоговом кодексе в ст.3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах».

Принцип всеобщности налогооблажения определяет, что каждый должен принимать участие в уплате налогов и сборов наравне с другими. Данный принцип непосредственно вытекает из ст.57 Конституции, в соответствии с которой каждый должен платить установленные налоги и сборы.

Юридическое равенство налогоплательщиков. Данный принцип предопределяет недопустимость установления налогов, имеющий дискриминационный характер, установления дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала.

Принцип равного налогового бремени предопределяет необходимость учета фактической способности налогоплательщика нести налоговое бремя.

Принцип экономической обоснованности. Налоги не могут быть произвольными и создавать препятствия в реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип определенности налогов и сборов. Закон о налоге должен содержать все существенные элементов налога. Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги или сборы когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Источники налогового права

1 Конституция

2 Нормы международных договоров и соглашений

3 ФКЗ и ФЗ

4 Законы субъектов РФ и НПА муниципальных органов (ими могут регулироваться налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы в отношении соответствующих налогов)

5 Подзаконные акты Правительства, МинФин, органов исп.власти субъектов РФ, исп.органов муниципальных образований (издают НПА по вопросам, связанным с налогооблажением — не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах). пп.3 п.1 ст.111 НК РФ — важно!

ТЕМА: БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА

1 Понятие и особенность банковской системы

2 Правовая характеристика кредитных организаций на территории РФ

3 Виды и классификация кредитных организаций

Литература:

- ФКЗ «О ЦБ»

- ФЗ «О банках и банковской деятельности»

- ГК РФ

Банковская система — вертикальная, жестко структурированная система, которая строится на основе контроля и надзора за финансово-кредитными организациями.

ЦБ РФ

система кредитных организаций

банк небанковские кредитные организации иностранные банки

на территории РФ

физ.лица юр.лица

(вкладчики)

Кредитная организация — коммерческое юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основы своей деятельности, имеет право осуществлять банковские операции на основании лицензии, выданной ЦБ РФ.

Банковские операции (виды):

ст.5 ФЗ «О банках»

- привлечение средств физических и юридических лиц во вкладах (до востребования или на определенный срок)

размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов по их банковским счетам

- инкассация денежных средств (перевод из наличных в безналичные средства и наоборот), векселей, платежных и иных документов, налоговое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валты в наличной\безналичной форме;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением почтовых переводов;

осуществление банковских операций без лицензии является тяжелымм экономическим преступлением.

Первоначально лицензия дается бессрочно. В случае нарушения законодательства РФ, ЦБ имеет право:

1 приостановить деятельность

2 отозвать лицензию (основание для ликвидации кредитной организации)

Виды кредитных организаций:

1 Банк — вид кредитной организации, имеющей исключительное право осуществления банковских операций:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платежности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

2 НКО — вид кредитных организаций, которые имеют право осуществления отдельных банковских операций по специальному распоряжению, утвержденному ЦБ РФ.

Виды НКО:

1) инкассаторские организации:

инкассация денежных средств, векселей

2) депозитно-кредитные НКО

кредитные организации, имеющие право привлекать денежные средства, но только юридических лиц, и размещать их

3) расчетно-кассовые НКО

имеет право осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц, привлекать их денежные средства

3 Иностранный банк — филиал\представительство иностранного банка, действующего на территории РФ на основании разрешения ЦБ РФ и имеющая право осуществления банковских операций на оснвании лицензии ЦБ РФ.

Специальная правосубъектность кредитных организаций:

Кредитные организации ограничены в правосубъектности, выражается это в том, что они могут совершать те сделки, которые им разрешено совершать — банковские сделки:

  1. Выдачча поручительства за трех лиц, представляющих исполнение обязательства в денежной форме.
  2. Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме.
  3. Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.
  4. Осуществление операций с драгоценными металами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ.
  5. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей.
  6. Лизинговые операции
  7. Оказание консультационных и информационных услуг.

Действующее законодательство запрещает:

1 Производственну деятельность.

2 Торговую деятельность.

3 Страховую деятельность.

Цели ифункции ЦБ как первого уровня банковской системы:

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и его курса по отношению к иностранной валюте.
  2. Развитие и укрепление банковской системы РФ (ЦБ контролирует кредитные организации, он является органом гос.регистрации создания кредитных организаций).
  3. Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
  4. Монополист в осуществлении эмиссии наличной и безналичной денежной массы.
  5. Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль на территории РФ.

Надзорно-контрольные функции ЦБ:

- имеет право истребовать любую информацию и документацию у кредитных организаций;

- является органом ликвидации кредитных организаций;

- наделен функциями наложения финансово-правовых функций:

а) предупреждение;

б) штраф

в) введение внешней администрации для управления кредитной организацией;

г) приостановление действия лицензии до 6 месяцев;

д) отзыв лицензии.

Проблемы современной банковской системы:

  1. Она должна учитывать потребности общества;
  2. Государство должно ужесточить контроль за финансовыми операциями кредитных организаций;
  3. ЦБ должен вводить систему экономическую нормативов для поверки финансового состоятельности кредитных организаций;
  4. ЦБ проводит политику по укрупнению банков и развитию системных страховых вкладов.

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

1 Понятие и функции страхования

2 Государственное регулирование страховой деятельности

3 Виды страхования

4 Правовое регулирование обязательного социального страхования

5 Обязательное медицинское страхование

Страхование — самостоятельный институт самостоятельной системы, он может характеризоваться:

- с экономической стороны: страхование — система экономических отношений по поводу формирования денежных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов;

- с материальной стороны: этоц процесс создания компенсационных фондов, который используется для возмещения ущерба, возникающие в результате либо стихийных\иных непредвиденных, но вероятных обстоятельств.

С экономической точки зрения страхование выполняет функции:

  1. Предупредительная (в связи с возможностью проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возможных убытков)
  2. Восстановительная (в случае наступления страхового случая, происходит полное\частичное погашение убытков, понесенных страхователем)
  3. Сберегательная (ччерез страхование происходит аккумулирование средств)
  4. Контрольная (государство обеспечивает надзор и проверку целевого использования страховых взносов)

Страхование как правовая категория — система законодательных норм, смягчающих негативные правовые последствия и обеспечивает стабильость в системе права.

Функция страхования:

Страхование обеспечивает компенсационные выплаты и не допускает возникновения конфликтных ситуаций, связанных со страховыми случаями.

Государственное регулирование страхования

Страховая деятельность — лицензионный вид деятельности.

Государство выдает виды страховых лицензий:

1 лицензии на осуществление личного личного страхования (виды: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезни, медицинское страхование)

2 лицензии на имущественное страхование (виды: страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества)

3 лицензии на страхование ответственности (виды: страхование ответственности заемщиков по непогашенным кредитам, страхование рисков предпринимательской деятельности, страхование профессиональной ответственности)

4 лицензии на перестрахование

Кто контролирует страховую деятельность? - МинФин РФ, который через спец.службы регулируют страховую деятельность.

Виды страхования:

Страхование — система правоотношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, при наступлении определенных страховых событий (страховых случаев), за счет доходов, формируемых из уплаченных страховых взносов.

Участники правоотношений:

1 Страховщики — юридические лица, имеющие соответствующую разрешительную лицензию на право заниматься страховой деятельностью на территории РФ.

Им запрещено осуществлять следующую деятельность:

- производственную деятельность;

- торговую деятельность;

- банковскую деятельность.

2 Страхователи — физические, юридические лица.

Страхователь может заключить договор в пользу третьего лица и выгодоприобретатель может быть назван.

Объект страхований — общественные отношения, связанные с:

1 Владением, пользованием, распоряжением имуществом;

2 Жизнью, здоровьем, трудоспособностью;

3 Компенсацией вреда от своей деятельности.

Финансовое право регулирует обязательное страхование. Обязательное страхование осуществляется, как правило, за счет третьих лиц и денежных средств бюджета.

1 Обязательное личное страхование, его виды:

- страхование лиц, ведущих определенные виды деятельности (военных, сотрудников правоохранительных органов, сотрудников прокуратуры, сотрудников МЧС и т.д.)

- страхованите личностей работников ядерных установок и иных атомных предприятий;

- страхование пассажиров при их перевозке;

- страхование лиц, работающих по найму, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью;

- личное страхование врачей-психиатров и другого персонала, связанное с оказыванием психиатрической помощи.

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ. ТЕОРИЯ ДЕНЕГ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Денежная система представляет собой установленную и законодательно закрепленную государством форму обращения и организации денежных расчетов. Действующая денежная система состоит из определенных элементов:

1 Денежная единица — рубль.

2 Режим курса национальной денежной единицы.

3 Виды денежных средств, имеющих законную силу платежа (банкноты, монеты, бумажные денежные знаки)

4 Эммисионные механизмы — определенный порядок выпуска ЦБ страны денежных знаков, их обмен и изъятие из оборота.

5 Характер обеспечения выпускаемых в обращение денежных средств.

6 Регламентация и правовое регулирование безналичного денежного обращения, а также формы и виды безналичных расчетов.

7 Государственный аппарат регулирования денежного обращения (ЦБ страны).

Денежная система реализуется через механизмы денежного обращения. Под денежным обращением финансовое право понимает движение денежных средств во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме, которое обслуживает реализацию товаров, работ и услуг, а также нетоварные платежи и расчеты в экономике. Денежное обращение подразделяется на две взаимосвязанные сферы:

1 Наличное денежное обращение — движение наличных денежных знаков и их эквивалентов в хозяйственном обороте. Данный вид обращения обслуживается банкнотами, разменной монетой, производными финансовыми инструментами, а также казначейскими обязательствами.

2 Безналичное денежное обращение — изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета. Общая доля безналичного обращения в системе денежных расчетов в среднем составляет около 85% (в РФ — 65-70%)

Правила регулирования денежного обращения. В РФ Конституцией предусмотрено наличие специализированного финансово-правового органа, в юрисдикцию которого входит полномочие по регулированию денежного обращения. Этим органом является ЦБ РФ, который в соответствии со статьей 29-30 ФКЗ «О ЦБ» выпускает банкноты и банковские билеты, а также монеты банка России, которые в соответствии со ст.75 Конституции являются единственным законным средством платежа на территории РФ.

Согласно ст.34 ФКЗ «О ЦБ», ЦБ наделен следующими функциями по регулированию и организации денежного обращения:

1 ЦБ прогнозирует и организует производство банкнот и монет (с этой целью в ЦБ создано два специализированных подразделения: Московский монетный двор и Санкт-Петербургский монетный двор)

2 ЦБ производит создание резервных фондов банкнот и монет. ЦБ через свои территориальные подразделения осуществляет изъятие устаревших или поврежденных банкнот и монет, выпуск в обращение новых банкнот и монет объемом, равным изъятию.

3 ЦБ определяет правила хранения денежных средств, правила перевозки денежных средств и правила обмена (инкассации) денежных средств.

4 ЦБ устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, а также механизм их замены.

Понятие денежно-кредитной политики и элементы (направления) денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика — система распоряжений и указаний ЦБ РФ, влияющая на способность коммерческих банков создавать безналичную рублевую денежную массу.

Элементы денежно-кредитной политики:

1 Система процентных ставок по операциям Банка России (данная система процентных ставок определяется ставкой рефинансирования ЦБ)

2 Резервные требования ЦБ к денежных средствам кредитных организаций (это означает обязывание банков отчислять определенный процент денежных средств в пользу ЦБ)

3 Правила осуществления денежных операций на открытом финансовом рынке

4 Валютное регулирование (включает в себя так называемую систему валютных ограничений)

5 Максимальные (установленные законодательством) прямые количественные ограничения

Методы воздействия на денежную систему

1 Нулификация — объявление об аннулировании сильно обесценившейся национальной денежной единицы и введение вместо нее новой национальной валюты.

2 Ревальвация — повышение официального валютного курса к иностранной валюте.

3 Девальвация — официальное снижение валютного курса национальной валюты к иностранным валютам.

4 Деноминация — система, направленная на укрупнение масштаба цен внутри страны.

Правовое регулирование кассовых операций на территории РФ

Кассовые операции — это операции, связанные с получением и расходованием наличных денежных средств из кассы предприятия.

Кассовые операции:

Поступление выручки от реализации товаров, работ и услуг

Получение наличных денежных средств в кредитных организациях для выплаты заработной платы, авансов, командировочных, различного вида пособий, иных социальных выплат.

Выдача денег из кассы предприятия на зарплату, командировочные и пособия.

Сдача денежной выручки и сверх-лимитных остатков денежных средств из кассы предприятия в банк на расчетный счет, открытый организацией.

Выдача подотчетных денежных сумм для осуществления расчетов предприятия с подставщиками и подрядчиками.

Кассовые операции регламентируются специальными указаниями ЦБ РФ «О порядке проведения кассовых операций в национальной валюте на территории РФ»

Лимиты остатка наличных денежных средств в кассе предприятия

Финансовое право вводит правило, понуждающее любую организацию переводить наличные денежные средства в безналичную форму.

Данный механизм основан на ограничении лимита остатка денежной наличности. Это зависит от текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Но существуют периоды, когда данный лимит остатков может быть превышен. Это день выдачи заработной платы и три последующих дня после него. В этот период предприятие может увеличивать свой лимит остатка на размер фонда заработной платы.

Касса предприятия — это структурное подразделение юридического лица, представляющее собой изолированное помещение, оборудованное средством охраны и сейфами для хранения денежных средств и иных материальных ценностей. В кассе может находиться кассир, руководитель предприятия и главный бухгалтер. Иные лица, в том числе сотрудники предприятия, не имеют права находиться в кассе предприятия.

Кассир ведет кассовую книгу предприятия. Это документ установленной формы, фиксирующий поступления денежных средств (приходно-кассовый ордер) и выдачу денежных средств из кассы (расходно-кассовый ордер), т.е. движение денежных средств как в кассу, так и из кассы фиксируется. По окончанию дня кассир выводит остаток из денежной кассы, этот остаток должен подтверждаться как доходно, так и расходно-кассовыми ордерами. Если в конце дня кассовая наличность сдается в банк, то инкассатор или иное лицо, передающее деньги из кассы в банк, делает в кассовой книге соответствующую запись.

Выводы:

Государство через систему финансово-правовых норм жестко регулирует денежную систему и систему денежных расчетов с целью соблюдения финансово-расчетной дисциплины как на предприятии, так и во всем банковском секторе.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

ФЗ дифференцирует понятие валюты на две категории: иностранная валюта и национальная валюта.

ФЗ регулирует вывоз и ввоз как на территорию, так и из территории национальной валюты РФ. Под иностранной валютой понимаются иностранные денежные знаки, принятые в обращение на территории иностранного государства или группы иностранных государств. Хождение иностранной валюты как средства платежа на территории РФ запрещено, за исключением случаев допускаемых валютным законодательством. Ценные бумаги, эммитированные в иностранной валюте, называются внешними ценными бумагами. Действующее законодательство вводит систему валютных ограничений. Валютное законодательство подразделяет всех субъектов валютных правоотношений на резидентов и нерезидентов. К валютным резидентам относятся постоянно проживающие на территории РФ физические лица (граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства на основании вида на жительство), посольства и консульства, представительства РФ на территории иностранных государств. Все иные лица являются валютными нерезидентами

Запрещено осуществлять валютные операции между валютными резидентами на территории РФ. Возможны валютные операции между валютными резидентами и валютными нерезидентами на территории РФ.

Валютный контроль — система законодательно закрепленных мер наблюдения и контроля за участниками валютных операций. Осуществляют его органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

ЦБ РФ является органом валютного контроля — определяет правила осуществления и юридического оформления валютных операций.

Система агентов валютного контроля.

Агенты валютного контроля — это субъекты права, которым делегированы публичные полномочия по контролю за участниками валютных правоотношений.

Налоговые органы

Определенные участники рынка ценных бумаг в отношении валютных операций на рынке ценных бумаг.

Банки, имеющие банковскую лицензию на осуществление валютных операций.

Вопросы на экзамен:

Порядок ввоза и вывоза как на территорию РФ, так и с территории иностранной валюты. Регламентируется приказом (указаниями) МинФин РФ «О порядке ввоза и вывоза иностранной валюты физическими лицами»

Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Понятие валютных ограничений. Действующее законодательство вводит следующее понятие валютное ограничение — это установленные государством правила обмена иностранной валютой, правила обмена иностранной валюты на национальную валюту, ограничения системы расчетов в иностранной валюте.

Инвестиционная деятельность на территории РФ как элемент финансовой системы.

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности» (существенные параметры (критерии) инвестиционной деятельности как разновидности финансовой деятельности)

Инвестиционная деятельность — это деятельность физических и юридических лиц по перечислению (вложению) денежных средств в различные сферы предпринимательской деятельности с целью получения прибыли, организации производства или достижения иного социально-положительного результата.

ФЗ «Об инвестициях и формах капитальных вложений»

Под капитальным вложением понимается привлечение денежных средств в качестве взноса в уставной капитал организации; привлечение денежных средств в производство; вкладывание денежных средств в строительство основных средств предприятия.

Под иностранными инвестициями понимается привлечение средств валютных нерезидентов в национальные юридические лица для организации производства и достижения иного социально-положительного результата.

Законодательством закреплена преимущественная юридическая защита иностранных инвестиций от:

- реквизиций;

- изъятий;

- наложений ареста в соответствии с законодательством

Государство гарантирует возвращение иностранных инвестиций в случае изменения ситуации в стране или регионе.

ФЗ «О долевом участии граждан в строительстве многоквартирных жилых домов» Правила и основы инвестиционной деятельности физических лиц с целью достижения социально-положительного результата.

Государственная регистрация таких сделок помогает избежать случаев двойных продаж возведенного жилья и гарантирует сохранение залогового обеспечения в случае банкротства застройщика.

Инвестиционная деятельность государством отделена от кредитно-финансовой деятельности. Банки не занимаются инвестиционной деятельностью и по общему правилу механизмы защиты инвестиционных средств не распространяются на денежные средства кредитных организаций.

Дефиниции:

Предмет финансового права

Финансовая система

Бюджетный транспорт, виды

Бюджетные ассигнования

Бюджетная классификация

Финансовый контроль — формы и виды

Контрольно-надзорные функции ЦБ

Аудит, случаи обязательных аудиторских проверок

Налог

Сбор

Участники налоговых правоотношений

Налоговая система (ст.13, ст.14, ст.15, ст.18)

Банковские операции

Банк

Кредитная организация

Платежное поручение

Расчет по инкассу

Расчет по аккредитиву

Расчеты чеками

Виды кассовых операций

Виды валютных операций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: