Часть 1. Теория бухгалтерского учета

Часть 1.


Тема 1. Введение.

Учет является одной из важнейших функций управления предприятием. Важность учетной функции обусловлена тем, что сам процесс управления основан на информации о состоянии объекта управления и внешней среды его функционирования. Только на основании точной и достоверной информации можно выявить проблемы в деятельности объекта управления и принять правильное и адекватное управленческое решение. А сбор, обработка и представление необходимой информации являются основными задачами учетной деятельности.

В настоящее время цель учета определяется следующим образом: формирование качественной (полной, достоверной) и своевременной информации о деятельности организации, необходимой для управления, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.

На основании цели формируется следующая система требовании к учету: достоверность учетных данных, оперативность учета, своевременность учета, полнота и простота учета, точность хозяйственного учета.

Учет состоит из следующих систем: наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, он включает три элемента (модуля):

- оперативный (оперативно - технический);

- статистический;

- бухгалтерский.

Оперативный (оперативно - технический) учет ведется непосредственно на местах производства работ, выполнения различных хозяйственных функций (отдел, склад и др.). Объектами оперативного учета выступают отдельные элементы хозяйственной деятельности, представляющие наибольший интерес для управления. Оперативный учет не является сплошным, поскольку им охватывается не вся деятельность организации, а только отдельные ее элементы или процессы, на пример, наличие и движение готовой продукции, на которые можно оперативно повлиять и высока необходимость этого оперативного влияния. Данный учет так же не является, по мнению тех же авторов, строго документальным, поскольку необходимо обеспечить оперативность получения информации. Кроме того, данный учет не является точным. Однако, это утверждение является спорным, поскольку при отсутствии достоверной информации и при наличии недостоверной даже оперативное управление не будет эффективным и адекватным. Этот учет так же не является обязательным, поскольку его ведение не предписано нормативными актами, более того, нормативными актами его ведение никак не регламентируется. Он использует преимущественно натуральные и трудовые измерители, а в необходимых случаях применяется и денежный измеритель.

Данные оперативного учета могут быть получены и переданы без использования бумажных носителей: по телефону, факсу, в устной форме.

При ведении этого учета могут быть использованы специальные регистры: различные журналы и книги, на пример, журнал учета выполненных работ. Так же в рамках системы оперативного учета может формироваться и внутренняя отчетность, предоставляемая внутренним пользователям информации. Обязательность составления и представления оперативной отчетности, состав ее показателей и периодичность представления регламентируется так же внутренними пользователями информации. Какими – либо нормативными актами не регламентируется ведение оперативного учета и составление оперативной отчетности.

Полученная в рамках оперативного учета информация так же может использоваться при проведении анализа хозяйственной деятельности.

Тем самым, ведение оперативного учета не является обязательным, сплошным, строго документальным, не регламентируется нормативными актами. Периодичность представления информации и формы отчетности определяется внутренними пользователями. Он не является точным, а информация может быть не всегда достоверной.

Статистический учет изучает массовые (количественные) социально - экономические явления и процессы общественной жизни, выходя за рамки одной организации. Тем самым, объектом статистического учета выступают массовые общественные явления, законы и закономерности развития хозяйства страны и страны в целом. Он является обобщающим и прогнозирующим процессом, давая возможность предвидеть последствия того или иного действия.

Целью статистического учета является определение количественных и качественных показателей (объем производства, его динамику, фонд заработной платы, производительность труда и др.), характеризующих состояние народного хозяйства и его отраслей в отдельности, отдельных регионов, а так же получение иной необходимой для управления страной или группой стран информации. Данный учет применяет все виды учетных измерителей, использует сведения оперативного и бухгалтерского учета.

Кроме того, в нем широко применяются специальные способы и приемы учета: выборочный метод наблюдения и регистрации, обследования, единовременный учет и переписи, группировки, относительные и средние числа и т.д.

Статистический учет как способ отражения деятельности организации служит не только для практического руководства и контроля хозяйственной деятельности организации, но и для изучения хозяйственных процессов.

На уровне хозяйствующего субъекта статистический учет реализуется посредством составления и представления статистической отчетности, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности. Статистическая отчетность составляется не всеми хозяйствующими субъектами, при этом может использоваться метод моментных наблюдений.

Порядок формирования и представления статистической отчетности регламентируется нормативными актами, издаваемыми уполномоченными государственными органами.

Однако, поскольку статистический учет использует такие методы, как выборочное наблюдение и ряд других методов основанных на теории вероятности, можно сделать вывод о том, что получаемая в рамках системы статистического учета информация не является высоко достоверной и точной. Высокая точность информации, при этом, просто не нужна и экономически не целесообразна: для управления государством может быть достаточно получения сведений о динамике основных ключевых макроэкономических, демографических и социальных показателей, что бы выявить проблемы в обществе и принять соответствующее решение.

Тем самым, на уровне хозяйствующего субъекта не представляется возможным и экономически целесообразным в полной мере использовать данные статистического учета, кроме этого, составление статистической отчетности является вынужденной необходимостью, возникающей как следствие предписанной государством обязанности по представлению информации.

Статистический учет является не сплошным, не документальным, обязательность его является условным.

Так же организации ведут бухгалтерский учет.

Тема 2. Теоретические основы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Стадии бухгалтерского учета:

- сбор,

- регистрация,

- обобщение информации.

Объекты бухгалтерского учета:

- имущество организаций,

- обязательства,

- хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность организации.

Бухгалтерский учет базируется на следующих принципах, требованиях и допущениях, схема которых приведена на рисунке 1:

1. Принцип денежной оценки. Бухгалтерский учет ведется в денежном выражении.

2. Принцип двойной записи. Организация ведет бухгалтерский учет методом двойной записи, то есть каждая хозяйственная операция должна отражаться как минимум на двух счетах бухгалтерского учета.

3. Принцип отчетного периода. Деятельность организации измеряется за конкретный промежуток времени, называемый отчетным периодом.

4. Требование полноты. Все факты хозяйственной деятельности отражаются в бухгалтерском учете без изъятий.

5. Требование осмотрительности. Большая готовность признания потерь, чем выгод.

6. Требование своевременности. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете своевременно.

7. Требование приоритета содержания над формой. Факты хозяйственной деятельности отражаются в учете исходя из их экономического смысла, а не только исходя из правовой формы.

8. Требование непротиворечивости. Данные аналитического учета должны соответствовать данным синтетического учета.

9. Требование рациональности. Учет должен вестись рационально и экономно.

10. Допущение имущественной обособленности организации. Имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств ее собственников и других организаций.

11. Допущение непрерывности деятельности. Организация будет продолжать свою деятельность в будущем и у нее нет намерений ликвидироваться.

12. Допущение последовательности применения учетной политики (стабильности). Выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому.

13. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (соответствия). Факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они должны иметь место независимо от оплаты.



Рисунок 1 - Основные принципы, требования и допущения, методы бухгалтерского учета.


Бухгалтерский учет решает следующие задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Методы бухгалтерского учета:

1. Документация

2. Инвентаризация

3. Счета

4. Двойная запись

5. Оценка

6. Калькуляция

7. Баланс

8. Отчетность

Документ – это способ первичной фиксации информации о совершаемых организацией хозяйственных операциях. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

Альбомы унифицированных форм первичной учетной документации разрабатываются и утверждаются Госкомстатом РФ (Росстатагенством)

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

В первичные документы могут вноситься исправления, кроме кассовых и банковских документов. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.

Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

После проверки документы подвергаются обработке, которая предполагает: расценку, таксировку, группировку, разметку.

Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру предприятия, учреждения для принятия решения.

Документ в организации проделывает определенный путь, называемый документооборотом.

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком. Пример графика документооборота приведен на Рисунке 2.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации.

График должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.

График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы в организации, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня автоматизации учетных работ.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.

Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.

Порядок составления графика документооборота регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105).

График документооборота рекомендуется прилагать к учетной политике организации.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ___________

от «___» _________ 20__ г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: