Народное образование.
КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В НАЧАЛЕ XX в.
Первая мировая война 1914—1918 гг. и Казахстан.
Из Казахстана вывозили животноводческое сырье. Из Семиречья в первый год войны вывезли животноводческое сырье на 34 млн. рублей.
Кровопролитные сражения на фронтах вызвали огромный приток военнопленных, который в основном отправлялся в уездные центры Степного края.
«Лагерь мертвецов», так назывался лагерь военнопленных под Челябинском.
Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры, таких, как Ш.Кудайбердыулы, М.Дулатов, С.Донентаев, А.Байтурсынов и других, впервые были изданы в начале XX в.
Широко распространенные среди кочевников произведения Беимбета Майлина "Знак Шуги", "Калым", Спандияра Кубеева, "Камар сулу" ("Красавица Камар").
В развитии казахского языка и литературы особое место занимает творческие наследие Ахмета Байтурсынова (1873—1937 гг.). Первый сборник его произведений под названием "Маса" ("Комар") вышел в 1911 г. в Оренбурге. А.Байтурсынов до сентября 1917 г. был редактором еженедельной газеты "Казак", издававшейся с 1913 г. С июля 1917 г. газета "Казак" стала официальным печатным органом организации "Алаш".
|
|
Крупным представителем казахской литературы начала XX в. являлся Шакарим Кудайберды-улы (1858— 1931 гг.). Он был наиболее талантливым учеником великого Абая, оставившим потомкам значительное литературное наследие.
Общественно-политические взгляды Ш.Кудайберды-улы получили широкое отражение в его произведениях,
изданных в начале XX в.: "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов", "Условия мусульманства", поэмы "Кдлкаман—Мамыр", "Енлик—Кебек".
Закон о развитии просвещения, 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время искусственные препятствия для конфессиональных учебных заведений.
Творчество замечательного народного акына Жамбыла Жабаева развивалось в условиях острых политических событий, которыми был охвачен казахский край. С детства активно принимая участие в степных поэтических состя-заниях — айтысах, Жамбыл постоянно совершенствовал свой талант импровизатора. Его творчество отличалось острой социальной направленностью, выражавшейся в разоблачении произвола крупных феодалов и царских чиновников.
Выдающимся поэтом своей эпохи был Нурпеис Байганин, который снискал известность как страстный пропагандист народных сказаний — дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.
Казахская музыкальная культура этого периода представлена самобытным творчеством известных кюйши Среди ее ярких представителей особо выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Дина Нурпеисова, казахский "соловей" Майра Шамсутдинова.