Ведущие индустриальные объекты Казахстана

Начало индустриализации.

КУРС НА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ КАЗАХСТАНА

Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928—1932 гг.).

Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно-бюрократического метода руководства. Ф. И. Голощекин, занимавший пост первого секретаря Казкрайкома в 1925—1933 гг., был проводником жесткого курса Сталина, идеи регионального вождизма.

Ф. Голощекин доказывал, что аул "не почувствовал дыхания Октября". Он проповедовал идею проведения "Малого Октября".

Разумные голоса местных партийных, советских, хозяйственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной структуры экономики края, прежде всего — в промышленности (С. Садвакасов, Ж. Мынбаев и др.), квалифицировались Ф. Голощекиным, И. Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма.

Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводу темпов индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудовых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.

Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов.

Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н. С. Курнакова. В результате своих исследований она доказала, что Казахская республика является "сплошной металлогенической провинцией Советского Союза".

Академик И. М. Губкин, занимавшийся с первых дней Советской власти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что это месторождение — одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же время началась большая работа по изучению производительных сил республики. Казахский инженер-геолог К. И. Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона.

В 1927 г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек. В числе рядовых строителей были Д. Омаров, прошедший впоследствии путь до начальника Турксиба; Т. Казыбеков, ставший Героем Социалистического Труда, начальником треста "Казахтрансстрой".

Турксиб был построен за три года вместо пяти, намеченных по плану. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Айнабулак, и дорога была сдана во временную, с января 1931 г. — в постоянную эксплуатацию. Строительство Турксиба — одной из ударных строек первой пятилетки — имело огромное государственное и социально-экономическое значение. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.

Треугольник Урал— Сибирь—Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других стратегических металлов. Нефтяная Эмба по существу являлась частью новой нефтяной базы, создаваемой в Западном Казахстане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: