Психологическая характеристика воли, структура волевого действия

Нарушения сознания и самосознания.

Сознание и подсознание, бессознательное в психике человека.

Развитие сознания в онтогенезе и филогенезе человека.

Сознание, его структура, функции и свойства.

Тема № 4. Сознание как высшая ступень развития психики

3.Самосознание: понятие, структура, критерии, уровни, этапы развития в онтогенезе.

1. Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, фор­мирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и пре­образование окружающей действительности. Функция сознаниязаключается в формировании целей деятельности, впредварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности челове­ка. К неотъемлемым признакам сознания относятся речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, па­мять). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. - Отражательная функция.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружа­ющему миру, различение «Я» и «не Я» - самосознание. – Рефлексивная функция.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания). – Оценочная функция.

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображе­ния, мышления и интуиции). – Креативная функция.

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы про­шлого,воображение формирует модели будущего). – Функция времяобразующая.

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). – Преобразующая функция.

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отра­жение человеком окружающего мира носит субъективный характер (см. таб. 2).

Таблица 2. Свойства сознания

Свойство Описание свойства
Активность Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием па окружающий мир
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только па определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлечен­ность Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей пли интересов. При некоторых видах психических заболева­ний целостность сознания нарушается (шизофрения)
Константность Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности
Искажённость Сознание всегда отражает действительность в иска­женном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностям восприятия и установками личности)
Индивидуальный характер Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетиче­скими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

2. Возникновение сознания человека на планете представляет собой ключевую загадку для многих наук – философии, биологии, антропологии, социологии и др. Особенно эта проблема интересует психологию, науку о психике чело­века, ибо сознание является наиболее высоким уровнем организации и функционирования психической жизни человека. Изучая данную проблему, следует понять, что пока наука не распо­лагает исчерпывающими доказательствами той или иной гипотезы воз­никновения сознания. Тем не менее, можно попытаться с высокой сте­пенью достоверности реконструировать процессы, происходившие на нашей планете миллионы и сотни тысяч лет назад.

1. Изменение климата на Земле и в неогеновом периоде (около 25 млн. лет назад) на более сухой и холодный. Исчезновение тропических лесов привело некоторых человекообразных обезьян к необходимости жить на открытых пространствах

2.Для отражения атак хищников обезьяны использовали различные предметы (камни, палки), что способствовало переходу к прямохождению путем естественного отбора.

3. Постепенно от использования готовых орудий труда предки человека перешли к изготовлению каменных орудий. Это явилось ключевым этапом в возникновении сознания, так как требовало от предков человека необходимости сначала создавать в голове идеальные моделибудущего орудия труда, а уж потом воплощать их в реальности. Такой способностью не обладают животные, и она присуща только сознанию человека. Первым разумным человеком на планете был Homo habilis«человек умелый» примерно 2,5 млн. лет назад).

4. Необходимость общения и коллективной деятельности привели к возникновению речи(«вторая сигнальная система»), что сопровождалось увеличением ассоциативных зон коры больших полушарий, а развитие функций руки способствовало увеличению моторных зон мозга. Первые зачатки примитивной речи появились у человека примерно 500-600 тыс. лет назад.

5. Формирование в процессе естественного отбора высокоразвитого мозга обеспечило возможность для сложных форм поведения (добыча огня, изготовление одежды, постройка жилищ). На развитие человека все больше влияли социальные факторы: труд, социальные формы взаимодействия и особенно речь, которая позволяла людям накапливать и использовать коллективный опыт. Окончательно человек в его нынешнем виде Homo sapiens сформировался 40 тыс. лет назад.

Итак, в филогенезе с ознание человека развивалось, истановится возможным лишь в условиях активного воздей­ствия на природу, в условиях трудовой деятельности. Со­знание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует ус­тойчивая связь психики ребенка ипсихики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно на­звать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой свя­зи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носите­лем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент — это собствен­но деятельность матери. Первичные органические потреб­ности ребенка втепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отноше­нием матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсека­ет все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то опреде­ленном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытяги­вает ребенка из органической реактивности, бессознатель­ности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в че­ловеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (от­ношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) яв­ляется для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

Затем наступает следующий акт развития, который мож­но назвать первичным актом сознания — это иденти­фикация ребенка с матерью, т. е. ребенок пытается по­ставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное — не предметное отношение, а отноше­ние сознания, первичная идентификация с культурным сим­волом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная дея­тельность ребенка по воспроизведению образцов человечес­кого поведения, речи, мышления, сознания, активная дея­тельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания си­туации в целом. Наше сознание в своем развитии испыты­вает многие идентификации, но выполняются, реализуют­ся отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем тер­мином «душа», которая есть большей частью несознавае­мая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. От­сюда следует третий фундаментальный акт сознания («разви­тие сознания») — осознавание своего невыполненного жела­ния. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

3. К проблеме изучения природы самосознания обращаются многие отечественные и зарубежные специалисты разных направлений. Самосознание изучается в общетеоретическом и методологическом аспектах (Л.И.Божович, Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие), рассматривается его структура и анализ отдельных компонентов (В.С.Мерлин, В.С.Мухина, Л.Д.Олейник и другие), самосознание исследуется как социально-психологическая и философская проблема существования и развития личности (И.С.Кон, В.В.Столин, А.Г.Спиркин, И.И.Чеснокова и другие).

Существует множество определений категории самосознания. Большинство исследователей считает, что самосознание – это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Самосознание - это сложное психическое образование, характеризующееся способностью личности воспринимать, осознавать и оценивать многочисленные образы Я, интегрируемые в систему представлений о себе, которая является доминантой в жизненном пространстве человека.

В процессе развития самосознания можно условно выделить четыре этапа.

Первый– этап накопления, охватывающий период детства (от рождения до 11-12 лет). Появляющиеся в процессе социализации психологические образования выступают предпосылками формирования самосознания: овладение собственным телом, самостоятельным передвижением, речью, самообслуживанием; чувство самостоятельности, автономности, ответственности, самооценка, осознание своего «я», своих переживаний, себя во времени и др.

Второй – этап становления. Он приходится на подростковый и юношеский возраст (от 11-12 до 21-23 лет). Это период активного формирования самосознания: происходит самоопределение, идентификация личности, формируются и совершенствуются такие личностные образования, как самоотношение, самооценка, самоуважение, самоосмысление, саморегуляция, самоанализ, самоконтроль, самопринятие и др.

Период зрелости (от 21-23 до 60 лет) можно определить как третий этап – этап преобразования. Под воздействием различных жизненных факторов происходит дальнейшее развитие самосознания, идущее либо по пути прогресса, либо регресса. Совершенствующееся самосознание характеризуется равновесием между аккомодацией и ассимиляцией, т.е. должен существовать баланс между постоянством сложившихся образов Я и открытостью новому опыту, переменам в жизни. Диалектика изменчивого и устойчивого свойственна самосознанию, важно, чтобы в процессе развития сохранялись базовые, центральные личностные образования.

Четвертый – этап сохранения. Он приходится на пожилой, старческий возраст и долгожителей. В связи с физиологическими, психологическими и социальными изменениями, происходящими с человеком в данные периоды онтогенеза, важнейшей задачей этого этапа является сохранение самосознания, чувства согласованности с личной идентичностью.

Самосознание как наиболее важное структурное образование психологии личности, может быть представлено тремя блоками:

1) информационный: осуществляется познание самого себя и других людей через самовосприятие, самонаблюдение, самоосмысливание, самоанализ, рефлексию, ведущих к самопознанию и образованию системы представлений о себе (Я-концепция);

2) эмоциональный: представлен самоотношением и понимается как образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе. В основе самоотношения как эмоционально оценочной системы лежат самоуважение, самооценка, самопринятие;

3) поведенческий: являясь синтезом предыдущих блоков, выражается в конкретных действиях, обеспечивающихся механизмами саморегуляции, самоконтроля, основанных на рефлексии.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физи­ческой среды, социальной среды); 2) осознание своей ак­тивности — «Я, управляю собой»; 3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

• непосредственно-чувственный уровень — самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в орга­низме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоиден­тификация личности;

целостно-образный, личностный уровень — осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопережи­вание, самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и поддержание аутоидентичности сво­его «Я»;

• рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень — осознание личностью содержания собственных мысли­тельных процессов личности, в результате возможно са­монаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

• целенаправленно-деятельный уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выпол­няются регулятивно-поведенческие и мотивационные фун­кции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, са­мопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподобле­нием, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоиден­тификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) отношение к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

4. В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону яс­ного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблю­дения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают пре­пятствия для продолжения прежнего режима регулирова­ния. Возникшие затруднения привлекают внимание, и они таким образом осознаются. Осознание затрудняющих регу­ляцию или решение задачи обстоятельств способствует на­хождению нового режима регулирования или нового спо­соба решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта не­прерывная передача управления обеспечивает человеку воз­можность решать все новые задачи, опирается на гармо­ничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий ин­тервал времени и обеспечивает выработку гипотез в крити­ческие моменты недостатка информации. Недаром извест­ный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспосо­биться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстанов­ке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные на­выки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Мно­гие знания, отношения, переживания, составляющие внут­ренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызы­ваемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессоз­нательная регуляция может рассматриваться как целенап­равленная лишь в том смысле, что после достижения опре­деленной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд показал, что бес­сознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психоло­гические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выра­зить его словами — вербализовать. Выделяют: 1) подсоз­нательное— те представления, желания, действия, устрем­ления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание; 2) собственно бессознательное— та­кое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против ко­торых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарас­тает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тя­желые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разруша­ются. Длительное время они могут сохраняться в затормо­женном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных услови­ях он может выявиться и оказывать травмирующее влия­ние на состояние человека, вплоть до развития психичес­кого заболевания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необ­ходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутрен­него мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нор­мализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие «неприем­лемой» идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее вос­нову своей терапевтической практики «психоанализа».

Психоанализ включает поиск скрытых очагов напряжен­ности, возникающих при вытеснении неприемлемых жела­ний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоцен­ке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод ин­формации в словесную форму), переоценку (изменение сис­темы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нор­мализацию психического состояния человека. Психоана­лиз — процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком. В последнее время разработан новый метод вскрытия и поиска скрытых оча­гов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, не­правильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека — метод ребёфинга. Для вытеснения из сознания и удержания вподавленном заторможенном состоянии «не­желательных переживаний» в области бессознательного тратится определенное количество психической энергии, и чем больше таких «подавленных очагов», тем более энер­гии отвлекается на эту блокировку, в результате чего чело­век может испытывать некий недостаток энергии для своей жизнедеятельности, что проявляется в неудовлетворитель­ном психическом и физическом самочувствии, в ослабле­нии активности и потере радости жизни, в увеличении про­блем, конфликтов и трудностей вжизни. Метод ребёфинга позволяет вскрыть и устранить «скрытые очаги подавлен­ных переживаний», освободить психическую энергию и интегрировать эту энергию в текущую жизнедеятельность, получая заряд активности, энергии, радости и наслаждения, великолепного самочувствия. Ребёфинг - это современный метод самопомощи, он применяет определенную технику ды­хания для того чтобы дать человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле, эмо­циях; врезультате сознание человека узнает, что содержит­ся в подсознании, вскрывает «очаги подавления» и интег­рирует, преобразует подавленное (то, что человек делал как-то неправильно) вобщее чувство активности и хороше­го самочувствия. Ребёфинг дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности, улучшить здоровье, обеспечить внутреннюю гармонию личности.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая боль­шую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собствен­ный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действо­вать в реальной жизни.

5. При некоторых психических заболеваниях наблюдают­ся нарушения сознания (но следует учитывать, что поня­тие сознания в психиатрии не совпадает с психологичес­ким содержанием):

«помраченное сознание» — происходит дезориентировка во времени, месте, ситуации, отсутствует четкое восприя­тие окружающего, проявляется в разной степени бессвяз­ность мышления, затруднены воспоминания прошедших

событий и субъективно болезненных явлений. Вся сово­купность указанных признаков характеризует помрачен­ное сознание (К.Ясперс);

• «оглушенное состояние сознания» (при инфекциях, отрав­лениях, мозговых травмах) — резкое повышение порога для всех внешних раздражителей, в результате сложная информация не осмысливается, человек реагирует «как бы спросонок», замедленно, безучастно, ориентировка в окружающем неполная или отсутствует (это состояние может длиться от несколько минут до нескольких часов);

• делириозное помрачение сознания (нарушена ориентиров­ка в окружающем, «наплывают» яркие представления, обрывки воспоминаний, возникает ложная ориентиров­ка во времени и пространстве, могут возникать галлюци­нации, иллюзии, бредовые идеи);

• сновидное состояние сознания — причудливая смесь от­ражения реального мира и всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера (человек видит, что находится среди жителей Марса или, как раскалывается земной шар и т. п.);

• сумеречное состояние сознания — внезапно наступает от­ключение сознания на непродолжительный срок, потом воспоминание о периоде помрачения сознания полностью отсутствует, но при сумеречном состоянии сознания че­ловек сохраняет способность выполнения автоматических привычных действий (может бессознательно куда-то идти, переходить улицы, куда-то ехать, резать ножом и т. п.);

• псевдодеменция — человек временно забывает названия предметов, дезориентирован, с трудом воспринимает вне­шние раздражители, поведение напоминает детское;

• деперсонализация — отчуждение; собственные мысли и действия воспринимаются как бы со стороны, нарушает­ся и восприятие тела.

При всех психических заболеваниях самосознание по­ражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические расстройства самосознания:

• деперсонализация, когда происходит утрата своего «Я»,
все происходящее в своей психике люди воспринимают
как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

• расщепление ядра личности. Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуж­дых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, ут­верждало собственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании дру­гих начал;

• нарушение телесной идентификации, когда люди жалу­ются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

• крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в подлинности существо­вания всего окружающего мира.

6. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внут­ренних и внешних препятствий. Воля как характеристи­ка сознания и деятельности возникла вместе с возникнове­нием общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно свя­занной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две ка­тегории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действиясовершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетли­во осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого пла­на. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действияпредполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произво­димые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.Преодоление препятствий требует волевого усилия - осо­бого состояния нервно-психического напряжения, мобили­зующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходи­мым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает спо­собность принимать решения со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля практически не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препят­ствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей пра­воте в силу однозначности своих желаний и целей (про­стой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вы­рабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настой­чивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформиро­ваться, если условия жизни и воспитания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и ука­заниями взрослых, не способен принимать сам решения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, должны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности; 2) активизировать самостоятель­ную деятельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку по­лезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъяв­ляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ре­бенка школьного возраста, а лишь подводите его к рацио­нальным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

3) Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предва­рительно составленной программой цели. Поражение лоб­ных долей приводит к абулии — болезненному безволию.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простыми и слож­ными. К простым относятся те, при которых человек без коле­баний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о вы­полнении действия определенным способом осуществляет­ся без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие эта­пы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осозна­ние ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможно­сти; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения, 7) преодоление внешних препят­ствий при осуществлении принятого решения и дости­жении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют для чело­века два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои дей­ствия и извлекает соответствующие уроки на будущее от­носительно способов достижения цели, затраченных уси­лий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: