Артур Шопенгауэр

Две главные работы:

1 “О четверояком корне закона о достаточном основании”- оригинальная версия прочтения Кантовской философии.

2 “Мир как воля и представление” – это работа стала основанием для возникновения нового типа культуры – модернизм. Отличительные черты модернизма: меняется иерархия искусств (на 1 месте - музыка, а не поэзия).

Мысль Шопенгауэра:

1. Имеет ли мир смысл или нет? По Шопенгауэру мир имеет смысл, но человек в силу условий его бытия не имеет доступа к этому смыслу через опыт сознания, этот смысл не переживаем. Всё, что подвержено закону индивидуации, всё бессмысленно. Смысл принадлежит только целому как таковому.

2. Как мы имеем дело со смыслом целого? Смысл мира не переживается человеком, но исполняется. То есть это не отношение мысли и мыслимого, а отношение тело – воля. Это отношение структурируется в культуре, и имеет место шкала инициаций, которая связана с исполнением смысла мира, т.е. задача культуры – правильно подвести нас к этому исполнению смысла мира.

Культура представляет из себя телесно-духовную практику, где каждый человек проходит ряд инициаций, достигая наиболее совершенной формы исполнения смысла мира.

Шкала инициаций: (шкала искусства): Суть каждой инициации - возникновение устойчивого гармоничного состояния в отношении тело – воля. Все формы искусство являются явлениями воли.

1. народное искусство, народная поэзия (мы переживаем лирической настроение – форма упорядоченного аффекта)

2. трагедия (Шекспир, Гёте) Есть в них персонажи второго плана - невинные жертвы. Смерть этих персонажей с одной стороны ни чем не оправдана, за ними нет индивидуальной вины, но их смерть указывает на метафизическую вину, ту вину, которая присуща всем людям, как индивидуально сущим, это вина перед целом, перед смыслом целом. Их смерть дает нам метафизическое утешение, т.е. целое еще раз утверждается, только целое обладает смыслом.

3. музыка – высшая форма искусства. Высшая форма музыки- музыка Бетховена. После его прослушивания вопрос о том, в чем смысл мира, отпадает, потому что смысл мира непосредственно исполняется в нас самих. Если у нас остаются вопросы, то что-то было сделано неправильно, и надо снова повторить 1 → 2 → 3. Музыка не просто явление воли, это сама воля как явления. Музыка – единственное метафизическое событие, которое происходит в человеческой субъективности. Предназначение человека - исполнять и слушать музыку.

Это представление о музыки было подхвачено поэтами, например французскими символистами (Малормэ).

Концепция Шопенгауэра не удовлетворяет Ницше.

По Шопенгауэру описывается путь формирования индивидуальной субъективности. Никакой символический ряд особого смысла не имеет: не важно, что человек воображает при прослушивании музыки Бетховена.

Ницше же интересует искусство как форма формирования нации, общности.

А Ницше интересует символизм, необходимый для формирования общности на основании коллективного опыта. Поэтому он обращается к греческой трагедии. Трагедия как то, что порождается из духа музыки. Ницше считает, что суть греческой культуры – феномен трагедии. Он выделяет в греческой культуре 2 главные составляющие, 2 художественных инстинкта, выраженных в двух культах, распространенных по всей Греции:

1. культ Аполлона – определенный тип искусства, ориентированного на гармонию форм (скульптура, эпическая поэзия)

2. культ Диониса – культура, ориентированная на выход за рамки норм (лирика, трагедия)

Музыка в греческой культуре использовалась лишь как сопровождение.

Но в хоре Диониса музыка задавала тон.

Трагедия по мысли Ницше представляла собой соединение дианистического и аполлонического. За аполлоническим искусством стоит иллюзия сновидения, иллюзия, необходимая для жизни. За дианистическим искусством стоит иллюзия опьянения. В опьяненном состоянии можно иметь дело с трагической истиной, но её трудно сохранить. А с помощью трагедии можно иметь дело с истиной в трезвом состоянии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: