Общая характеристика понятия
ПОНЯТИЕ
| Знания | Умения |
| 1. Понятие как форма мысли 2. Представление понятия в естественном языке 3. Запись понятия на искусственном языке 4. Характеристики понятия 5. Признаки предмета 6. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия | 1. Выделять грамматическую основу понятия в естественном языке 2. Записывать понятия символически 3. Различать характеристики понятия Ø содержание понятия Ø объем понятия 4. Различать признаки предмета: Ø родовой признак Ø видовой признак 5. Проверять соблюдение закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия |
| Название | Содержание |
| Понятие | форма мысли, в которой обобщаются и выделяются предметы по совокупности признаков |
Понятия представлены в языке
| Ø символами (A, B, C…) Ø словом или словосочетанием |
| Предмет мысли | вещь, свойство вещи, отношения между вещами, действия, теории, проблемы и др. |
| Признак предмета | то, в чем сходны предметы друг с другом или отличны один от другого |
Характеристики понятия
§ содержание
| Ø совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в класс и выделяются среди других предметов класса Ø предметы, выделенные и обобщенные в класс по определенным признакам |
| Название | Содержание |
Виды признаков
| Указание на: Ø общее в предметах, обобщение их в класс Ø специфическое в предметах, разделение их на элементы класса (подклассы) |
| Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия | чем шире объем понятия, тем уже содержание его и наоборот |
| Знания | Умения |
| 1. Единичные и общие (регистрируемые и нерегистри-руемые) понятия 2. Конкретные и абстрактные понятия 3. Положительные и отрицате-льные понятия 4. Безотносительные и соотно-сительные понятия | 1. Определять вид понятия по объему: Ø единичные Ø общие ü регистрируемые ü нерегистрируемые 2. Определять вид понятия по содержанию: Ø конкретные или абстрактные Ø положительные или отрицательные Ø безотносительные или соотносительные |
| Название | Содержание |
Виды понятий по:
1. Объему
§ единичные
§ общие:
ü регистрирующие
ü нерегистрирующие
2. Содержанию
| Мыслится: Ø один предмет Ø более одного предмета: · класс предметов поддается учету · класс предметов не поддается учету Понятия, в содержании которых мыслятся: o предмет, явление, ситуация, действие, процесс и т.п. o свойство или отношение o наличие признака у предмета o отсутствие признака у предмета o только признаки – свойства o только признак – отношение |






