Внешние эффекты и общественные блага

Роль государства

Главный принцип социальной политики в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным». Это значит, что богатства достигают индивидуально, а от бедности обороняются сообща. В первом случае это проявление капитализма, а во-втором - социализма. Подобное единство обеспечивает цивилизованный рынок и оправдывает название «смешанной» рыночной экономики. Таким образом, сильный и предприимчивый человек получает свободу и поддержку рынка, а слабый - защиту и поддержку государства.

Внешние эффекты (экстерналии) представляют собой перемещение определенной части издержек или выгод к не принимавшим участия лицам в условиях осуществления рыночных сделок. Это последствия производственной и потребительской деятельности экономических субъектов, находящие лишь косвенное отражение на рынке.

Учет затрат на возмещение внешних эффектов позволяет рассчитать общественные издержки производства.

Внешние эффекты могут быть как отрицательными (например, загрязнение окружающей среды), так и положительными (например, ремонт дома его владельцем).

На рис. показаны последствия отрицательных внешних эффектов для распределения ресурсов. Если некомпенсируемые издержки составляют величину Т, то кривая фактического предложения S сдвигается вправо по отношению к кривой предложения ST, которая включает все издержки. Реальный равновесный объем производства Qe оказывается больше оптимального уровня Q0, а равновесная цена Ре -ниже оптимальной цены Р0. Таким образом, рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, направляет чрезмерно много ресурсов в производство данного товара.

Рынок также сталкивается с проблемой положительных внешних эффектов, когда производство или потребление какого-либо блага порождают некомпенсируемые выгоды

у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения или образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. Рынок в денежной форме как бы недооценивает полезность этих благ, а следовательно, и не доплачивает за них. Кривая реального спроса D (рис.2) занижает общую сумму выгод, которая показана кривой DT. В результате равновесный объем предложения Qe и равновесная цена Ре оказываются меньше, чем оптимальный объем Q0 и оптимальная цена Р0. Таким образом, при наличии положительных внешних эффектов рынок направляет на производство данного блага ресурсы в недостаточном количестве.

Бороться с отрицательными внешними эффектами пытались различными способами:

а) с помощью интернализации (включение оценки, как положительных, так и отрицательных, внешних эффектов в затраты или доход производителей этих эффектов в целях осуществления рыночного регулирования, например, штрафные санкции за загрязнение окружающей среды);

б) с помощью налогов (налог Лигу). Устанавливался налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, генерирующем отрицательные внешние эффекты;

в) с помощью закрепления прав собственности (теорема Р. Коуза). Суть теоремы сводится к следующему: если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких внешних эффектов не возникает.

Рональд Коуз показал, что проблема внешних эффектов имеет обоюдосторонний характер. Он писал: «Вопрос обычно понимается так, что вот А наносит ущерб В, и следует решить, как мы ограничим действия А? Но это неверно. Перед нами проблема взаимообязывающего характера. При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это следует ли позволить А наносить

ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А? Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба». Рассуждая, таким образом, он приходит к выводу, что, например, если фирма имеет легальное право загрязнять окружающую среду, те, кто несет ущерб от загрязнения, могут купить у фирмы право на минимум загрязнений. А если жители окрестных районов имеют право на чистую окружающую среду, фирма может купить у них разрешение на ее загрязнение.

Но, теорема Р. Коуза не состоятельна, если не выполняются следующие условия:

- стоимость переговоров не должна быть чрезвычайно высокой, так как она может стать непреодолимым препятствием для достижения эффективного соглашения;

- владельцы ресурсов не могут идентифицировать источники наносимого ими ущерба и легально предотвратить этот ущерб;

- в ситуацию вовлечено множество участников и источники отрицательных эффектов однозначно не определяются.

Важно понимать, что согласно теореме Р. Коуза, наибольшим доходом будет обладать собственник ресурсов, поэтому наиболее эффективное решение может оказаться не самым желаемым.

Ни один из выше указанных способов, не является абсолютным и не снимает полностью проблему внешних эффектов.

Общественное благо - общественные фонды потребления - товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим лицам.

Общественные блага, отличаются от частных благ, двумя характеристиками:

1. Отсутствием соперничества. Потребление такого блага каким-либо одним потребителем не уменьшает его количества, доступного для потребления другими (например, радио).

2. Неисключаемостью. Состоит в невозможности воспрепятствовать их потреблению, какому либо лицу. (Например, национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, правосудие, бесплатное образование, здравоохранение, бесплатный проезд, общедоступное посещение музеев).

Нежелание финансировать создание общественных благ, в силу их неисключаемости (т.е. желания переложить оплату на других) порождает проблему неплатежей и, поэтому такие блага обычно производятся при участии правительства, за счет обязательного налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: