Лицей №11

Класс: 5 А

ФИО учителя русского языка и литературы: Масленникова О.А. ______________________________

ФИО студента-практиканта: Гатаулина К.А.

ФИО руководителя практики (методиста): Афанасенко О.Б.___________________________________

ФИО директора учебного заведения: Пересыпкин В.Н. ________________________________________

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
1. Орг.момент Метод: слово Прием: приветственное, вводное Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема сегодняшнего урока «Изучение жизни и творчества Л.Н.Толстого». Вспомним о том, что Л.Н.Толстой бывал на Кавказе, а также рассмотрим историю создания рассказа «Кавказский пленник» и обратимся к анализу его 1-й главы. Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное На доске: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник».
  2. Изучение нового материала Метод: слово Прием: сообщающее Л.Н.Толстой родился в 1828г, умер в 1910 г. Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь, 82 года. Он стал свидетелем многих крупных исторических событий. Посмотрите на даты жизни и скажите, какие исторические события вы можете назвать в этих хронологических рамках? Метод: слово, беседа Прием: сообщающее, репродуктивная Л.Н.Толстой – участник крымской войны. По личной просьбе его переводят в Севастополь, где он участвует в событиях осажденного города. Награждается орденом Св.Анны. А как вы думаете, зачем мы говорим об этих событиях, мы ведь изучаем литературное произведение? Метод: слово, Прием: оценочное, сообщающее Верно, ребята. И сегодня мы в этом убедимся, т.к. мы будем говорить о произведении Л.Н.Толстого. Л.Н.Толстой родился в большой дворянской, графской семье. В семье Толстых было пятеро детей: три старших брата, сам Лев Николаевич и младшая сестра. Мать Толстого – Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было и двух лет. Отец Толстого – граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны 1812 года. Слушание: детальное, критическое, рефлексивное Вариант устного ответа: 1853 – 1856 – Крымская война; 1861 – отмена крепостного права; 1817 – 1864 – Кавказская война. Слушание: детальное, критическое, рефлексивное Вариант устного ответа: Литература и история тесно связаны. История отражается на страницах литературного произведения. Слушание: детальное, некритическое, рефлексивное На оборотной стороне доски: Л.Н.Толстой 1828 – 1910 гг. 1853 – 1856 - …. 1861 - …. 1817 – 1864 -…
  3. Проверка дом.задания + комментированное чтение Метод: беседа Прием: репродуктивно – эвристическая беседа Дома вы должны были прочесть на страницах учебника одно из воспоминаний внука Л.Н.Толстого. Каким представляется вам Л.Н.Толстой по воспоминаниям его внука? Какой из разговоров Льва Николаевича Толстого с Сережей и почему вы считаете наиболее значительным? Почему на долгие годы запомнились Сереже именно эти короткие минуты общения с Львом Николаевичем?   Вариант устного ответа: Лев Николаевич Толстой..…. Вариант устного ответа: Случай с велосипедом поменял взгляды Сережи на жизнь. Сережа пишет, что «до сих пор вспоминает, с каким горьким укором посмотрел на меня тогда мой дед… Своей иронией, когда Лев Николаевич сказал: «Нельзя так нельзя», - он проучил меня за нечуткость, за внутреннюю грубость, невнимание к людям».  
  2. Метод: слово Прием: ведущее, сообщающее Мы поговорили о детстве писателя и о воспоминаниях внука Л.Н. Толстого. Что касается юности писателя, то когда Толстому было 23 года, старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Два с половиной года провел Л.Н. Толстой на Кавказе. С братом они прибыли на станцию Старогладковскую на левом берегу Терека. Через год из-за болезни Лев Николаевич отправляется в Пятигорск. Он много бродит по окрестностям, восхищается снеговыми вершинами, занимается творчеством. В августе 1852 года Толстой покидает Пятигорск, чтобы в июле следующего, по приглашению брата, снова приехать на Кавказские воды. Он посещает Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, много читает, плодотворно трудится. Именно в Пятигорске он закончил свое первое литературное произведение – повесть «Детство». Начинается война с Турцией, надежды на отставку не сбываются. Он покидает Пятигорск 8 октября 1853 года, а в начале 1854 года уезжает в Крым. Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провел на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своем месте в этом мире. Итак, по кавказским впечатлениям было написано произведение «Кавказский пленник». Метод: беседа Прием: репродуктивная Что вы можете сказать об истории создания рассказа «Кавказский пленник»? Слушание: детальное, некритическое, рефлексивное Вариант устного ответа: Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н.Толстым в 70-е гг.прошлого века. Толстой тогда занимался составлением азбуки для детей. Рассказ вошел в эту азбуку. События, положенные в его основу, относятся к тому времени, когда шла война за присоединение Кавказа к России. Начатая в первые годы 19 века она закончилась только в 1861 г. <…>.  
  4. Введение теоретико-литературного аппарата + чтение произведения Метод: слово Прием: оценочное, ведущее Верно. Прежде, чем обратимся к чтению по ролям, проведем словарную работу. В тексте вам встретились не совсем обычные слова. Посмотрим на доску и назовем их значение. Метод: слово Прием: ведущее А сейчас открываем учебники на 102-1 странице и прочтем 1-ю главу рассказа «Кавказский пленник» выразительно по ролям. за автора будет читать - …, за Жилина - …., за Костылина - …, за старуху-мать - …… Метод: беседа Прием: репродуктивно-эвристическая Поразмышляем над 1-й главой. Как случилось, что Жилин попал в плен? Вариант устного ответа: Гяур – человек иной веры, нападусь – наеду, татары – горские племена, на десятину места – совсем близко, подпруга – широкий ремень, которым укрепляют седло, аул татарская деревня, ногайцы – народ, живущий в горах. Выразительное озвученное чтение по ролям Вариант устного ответа: Жилин попал в плен из-за Костылина. Тот предложил отделиться от обоза и поехать одним. Когда на Жилина напали татары, Костылин бросил его и сам пустился наутек. Лошадь Жилина была ранена, он оказался придавлен сломленной лошадью и не смог сопротивляться. На оборотной стороне доски: Гяур Нападусь Татары На десятину места Подпруга Аул Ногайцы
  5. Итог урока + комментирование домашнего задания   Метод: слово Прием: ведущее, обобщающее Итак, мы познакомились с биографией Л.Н.Толстого, с историей создания рассказа «Кавказский пленник», убедились, что история отражается на страницах литературного произведения. Проанализировали 1-ю главу этого рассказа. Метод: слово Прием: комментирующее Дома прочитайте 2 и 3 главы рассказа, подготовьте ответы на вопросы: 1. Сопоставьте и оцените поведение Жилина и Костылина в минуту опасности (используя этимологический анализ их фамилий); 2. Как отнеслись русские офицеры к предложению о выкупе из плена? 3. Как ведут себя Жилин и Костылин в плену? Как вы думаете, кому из них тяжелее? Почему? Слушание: глобальное, некритическое, нерефлексивное  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: