double arrow

Модели специальной психологической помощи

Лекция №8

Литература

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 2005.

2. Специальная психология: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Лубовского.— 3-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр "Академия", 2009.

3. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. – М., 2008.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2008.

5. Шаповал И.А. Специальная психология. – М.: Сфера, 2005.

План

1. Модель «прямой» и «непрямой» психологической помощи.

2. Направления деятельности специального психолога в сопровождении лиц с нарушениями развития.

1. Модель «прямой» и «непрямой» психологической помощи

В рамках «прямой» службы психолог главным образом занят работой с учащимися. Это традиционный и наиболее распространенный вариант, который предусматривает непосредственный контакт психолога с ребенком (тестирование, собеседование, определенные формы когнитивного поведенческого тренинга и т.д.).

«Непрямая» модель работы службы предполагает опосредованную работу психолога с детьми – главным образом через работу психолога со специалистами других профессий, которые непосредственно связаны с «проблемными» детьми. Это – учителя, в первую очередь, и непрофессионалы (например, родители). Основные формы работы – консультации, тренинги для педагогов и родителей и т.д. Цель у «прямой» и «непрямой» служб остается общая – решение проблем развития и обучения ребенка. Но у «непрямой» службы имеется еще и дополнительная цель – улучшить знания и умения профессионалов и непрофессионалов, занятых в работе с детьми, чтобы они со временем сами могли более эффективно предотвращать и решать сложные педагогические проблемы. Такая цель признается даже некоторыми психологами в качестве главной, и они убеждают «раздать психологию» не психологам, что и станет средством, способствующим сохранению психического здоровья людей. Так, в контексте гуманизации американской школы ведущим направлением признана психотехническая подготовка учителей .

«Непрямая» служба способна охватить большее количество учащихся, чем «прямая». Однако, как подчеркивают американские психологи, надо использовать возможности как той, так и другой: некоторые случаи требуют прямого внимания и умений психолога, в то время как другими могут эффективно справиться учителя, родители и даже сверстники. Поэтому психологи должны быть компетентны в обоих вариантах службы, чтобы прибегнуть к тому, который будет наиболее надежным и адекватным в решении возникшей педагогической проблемы.

Однако следует признать, что при опоре на любую модель службы – «прямую» или «непрямую» – сотрудничество психолога и педагога остается ведущей проблемой при организации деятельности психолога. При определяющей ее значимости в деятельности психолога эта проблема носит содержательный характер – она является составным элементом деятельности школьного психолога.


Сейчас читают про: