Как правило, сначала формулируется общая постановка проблемы. 6.Затем идет конкретизация наиболее неясных участков и их прорабатывание в различных ракурсах

Актуальность, как правило, сопряжена с социальной значимостью темы, с потребностью в ее изучении для последующего решения теоретический и-или практических задач общества, сообществ.

Актуальной для Петербурга в последнее время было строительство Охта-центра. Не менее острой проблемой в последнее время является проблема застройки в неположенных местах. В этих проблемах есть социальная подоплека.

Постановка проблемы делается либо самим исследователем, либо заказчиком. Уточняет проблему у заказчика сам исследователь. При формулировке темы важно не только учесть ее содержание, но и рассмотреть те ресурсы, которыми располагает исследователь. Например, по строгим правилам, нужно опросить 100-500 человек, а ресурсы у исследователя — 30-50. Или же невозможно сделать очень много качественных интервью. Так что 4.при постановке задачи учитывается и ресурс. Но самым главным стимулом нашей работы является интерес темы.

Научная часть, разработки исследовательской процедуры начинается с формулировки проблемы. Как бы социолог не видел в своем сознании проблему, он обязан ее сформулировать. 5.Нужно написать объект, который мы исследуем.

Первый ракурс, как правило, теоретический. Это идеальный случай для социолога, когда он берет чужую теорию и прилагает ее к своему объекту и своей проблемой. Берет инструментарий. Тогда получает хорошие результаты. Но в ряде случаем нет никакой теории. Если нет теории, то надо придумать свои концептуальные положения. Строим достаточно стройную систему объяснительных гипотез.

Второй вопрос — методология, которую мы возьмем в основу. Здесь важным является подход, стратегия, определяющая все исследование. Можно работать в определеннос подходе. Например, в системном, если наш объект представляет собой систему. Возможен исторический подход. В советской науке развивался комплексный подход. Есть также количественные и качественные.

Третий блок — методы исследования. Уже при формулировке темы опытные социологи обязательно держат в голове эти три позиции и прикладывают к данной тематике. Отсутствие теории и малое знание об объекте склоняют нас в другую сторону. Например, изучать условия, а не объект. Иногда бывает, что нет метода, который бы позволил изучить объект. Потребность изучения новых вещей позволила разработчикам изучать новые методы. Сегодня методы не создаются, но их соединения в одном проекте, дополнения материалов другими очень современно.

Формулируя проблему, нужно обратить внимание на:

ñ возможно более точное разграничение между известным (в исследовательском опыте и описанным в литературе) и неизвестном.

ñ Очень важно четкое отделение существенного и несущественного в отношение нашей проблемы. Вопрос: а это по той теме, которую я заявил, или по новому формату? Ракурсы рассмотрения.

ñ Расчленение общей проблемы на ее элементы или составляющие и их рассмотрение. (Например, обучаемость в школе зависит от: способностей (психология), мотивации (социология), требований (социология + право + педагогика), родителей, отношений с учителями, отношений с одноклассниками. Мы сразу можем убрать некоторые моменты, которые напрямую к социологии отношения не имеют).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: