Марта 2011 г

ИСТОЧНИКИ АГРАРНОГО ПРАВА.

Регулирование аграрных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ, Указами Президента, Постановлениями Правительства и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (Министерство сельского хозяйства), конституциями и уставами субъектов РФ, законами (например, Закон Томской области о личном подсобном хозяйстве граждан в Томской области; ФЗ об обороте земель в Томской области); акты ОМСУ, а также локальные НПА сельскохозяйственных организаций; международные договоры, ратифицированные РФ; акты международных сельскохозяйственных организаций, членами которых является РФ.

В данный период времени действует на нашей территории следующие международные НПА, которые обязаны исполнять и наши сельскохозяйственные товаропроизводители (сельскохозяйственные кооперативы, КФХ, коопхозы, рыболовецкие артели и другие государственные с/х организации (племенной совхоз)).

1) международное соглашение по сахару от 20 марта 1992 г.

2) международная конференция о борьбе с заразными болезнями животных от 20 февраля 1935 г. Например, чесотка.

3) международная конвенция о вывозе и ввозе продуктов животноводства (иных, чем мясо, мясные фабрикаты, свежие продукты животного происхождения, молоко и молочные продукты). Женева, 20 февраля 1935 г.

4) соглашение о ветеринарии от 14 декабря 1959 г. предупреждение о здоровье или нездоровье ввозимого животного и вывозе его.

5) соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г.

В соответствии с Законом РФ от 18 февраля 2006 г. №25-ФЗ РФ приняла Устав продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций. Сфера деятельности ФАО – это сбор, анализ, интерпретация и распространение информации, которая касается питания, продовольствия, сельского хозяйства (в т.ч. рыболовства, морепродуктов, лесоводства и первичных лесопродуктов), а также содействуют международной торговле продукцией этих отраслей, продовольственной безопасности, социальному развитию сельских территорий, охране окружающей среды, технической и гуманитарной помощи странам-участникам этой организации. Вступление в ФАО позволило России использовать ряд экономических преимуществ, которые вытекают из правового статуса и деятельности этой международной организации:

- повышению экономических связей

- обеспечению национальных интересов в сфере международной торговли сельскохозяйственной, лесной и рыбной продукции.

В настоящее время уже рассматривается вопрос о вступлении России в ВТО.

Систему аграрного законодательства составляет законодательство РФ и законодательство субъектов РФ. Анализ современного аграрного законодательства позволяет выявить его характерные черты. Здесь авторы говорят о комплексности (?). Дифференцированность тенденции к унификации проявляется:

1) формирование единого государственного подхода к различным видам сельскохозяйственных товаропроизводителей, принятие и осуществление государственных программ АПК, его отдельных отраслей.

2) переработка и систематизация накопленного нормативного материала.

В настоящее время центральным ФЗ является Закон «О развитии сельского хозяйства». Его цель – установление правовых основ осуществления государственной агропродовольственной политики. Регулирование продовольственных рынков, определение основных направлений поддержки сельского хозяйства на перспективу. В законе закреплена декларация по обязательствам РФ поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Потому что по бюджетным программам обязательство возникает перед бюджетополучателем, а не перед сельскохозяйственным товаропроизводителем.

2) правила поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются не на законодательном уровне, а на уровне постановлений правительства и приказов министерств.

В систему аграрного законодательства помимо ФЗ входит аграрное законодательство субъектов РФ. Под аграрным законодательством субъекта РФ понимается органическая часть аграрного законодательства России и институт законодательства субъекта, который представляет собой относительно самостоятельную систему нормативно-правовых актов, которые принимаются органами государственной власти субъекта в пределах ведения субъектов и по предметам совместного ведения, которые призваны урегулировать аграрные отношения с учетом комплекса местных территориальных и социальных условий. Например, Закон Томской области от 04 мая 2001 г. «О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области».

Основными признаками аграрного законодательства субъекта РФ является то, что он является частью аграрного законодательства РФ, что он носит системный характер, но имеет относительную самостоятельность и направленность на учет и знание местной специфики. Характерной особенностью аграрного законодательства является и то, что в нем большое место занимают локальные НПА, принимаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно. Под локальным правовым регулированием аграрных отношений следует понимать основанное на законе и осуществляемое непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителем правовое регулирование внутрихозяйственных отношений, имеющие свои особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства и условиями, имеющимися в данном хозяйстве.

Под локальным правовым актом можно понимать результат самостоятельной нормотворческой деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя (органов его управления) или с участием трудового коллектива (государственное сельскохозяйственное предприятие), учитывающий не только особенности сельскохозяйственного производства в целом, но и специфику сельскохозяйственного производства и условия его функционирования в рыночных отношениях.

Предметом регулирования локальных правовых актов сельскохозяйственных предприятий являются внутрихозяйственные аграрные отношения:

1) организационно-управленческие

2) производственные

3) земельные

4) имущественные

5) социально-экономические

6) культурно-бытовые, которые складываются в процессе производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций.

По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать на акты, которые регулируют:

1) внутрихозяйственные отношения в сфере производства – Устав, бизнес-план, положение о внутрихозяйственном расчете. Коллективный договор в зависимости от количества работников. КФХ – соглашение.

2) социальные отношения. Коллективный договор / соглашение. Соглашение на уровне РФ.

3) трудовые отношения. Есть и между членами КФХ, с/х кооперативы, АО открытого и закрытого типа. На членов не распространяется трудовое законодательство, если он не принят в качестве работника в свой кооператив. Правила внутреннего трудового распорядка принимаются на уровне государственных, муниципальных сельскохозяйственных предприятий или организаций. Над КФХ, с/х кооператива на уровне устава и соглашения принимаются правила внутреннего распорядка. Вне зависимости от членства или найма на всех членов и на всех работников распространяются инструкции по технике безопасности. Например, инструкция о племенном животноводстве – кого и как допускать ухаживать за быками.

12 марта 2011 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АПК.

1) Закон «О развитии сельского хозяйства» 2006 г. с последними изменениями от 24 июля 2009 г.

2) Закон Томской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области». От 08 декабря 2006 г. с изменениями от 15 ноября 2010 г.

3) Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г., которое утверждает концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г.

4) утвержденные Правительством РФ Правила биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Последние изменения от 17 февраля 2011 г. Разработаны на основании ст. 14 Закона «О развитии сельского хозяйства» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03 августа 2001 г. «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», которое и определяет порядок проведения биржевых торгов при проведении государственных интервенций.

5) статья Е.А. Галиновская «Оборот земель и направления российской аграрной политики». Журнал российского права. 2010 г. №10.

Особенностью регулирования отношений в сельском хозяйстве является то, что аграрная реформа в стране до сих пор не завершена, хотя процесс реформирования длится уже 20 лет. За этот период не только изменилась экономическая, правовая и социальная ситуация в стране, но и поменялось содержание аграрной политики государства. Одним из последних шагов в этом направлении можно считать принятие ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Этот закон регулирует отношения, которые возникают между гражданами, ведущими ЛПХ, ЮЛ, которые признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и иными гражданами, ЮЛ и органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Данный закон устанавливает правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения своими российскими продовольственными товарами, промышленность своим сельскохозяйственным сырьем и должно оказывать содействие устойчивому развитию территории сельских поселений.

Что понимается под сельскими территориями? Это территории сельских поселений и соответствующих межселенных территорий. Межселенные территории – это территории, которые находятся вне границ поселений.

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и / или через выборные или иные органы местного самоуправления.

Сельские населенные пункты – это поселки, села, деревни, станицы и др., отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ. В них может сезонно проживать значительное количество городских жителей. Например, дача.

Сельское население – это жители, постоянно проживающие во всей совокупности сельских населенных пунктов.

На сегодняшний день закон «О развитии сельского хозяйства» содержит свое определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, под которым он понимает организацию или индивидуального предпринимателя, которые осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, в т.ч. и на арендованных основных средствах (это земельный участок; здания, сооружения, которые помогают сохранить или переработать сельскохозяйственную продукцию), в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (перечень на переработку сельскохозяйственной продукции) и реализацию этой продукции при условии, что доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия составляет не менее чем 70% за календарный год.

В этой же статье помимо этого определения в п.2 законодатель впервые дает нам перечень – кого следует признать сельскохозяйственным товаропроизводителем.

1) гражданин, ведущий ЛПХ. Потому что использует полевой надел (земля сельскохозяйственного назначения).

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, в т.ч. кредитные, снабженческие, заготовительные).

3) крестьянские фермерские хозяйства.

В чем законодатель определяет свою государственную политику? Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, которая направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Территория РФ – 17 млн км2. Из которых 400 млн га (23,4%) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн человек (27% общей численности населения), в т.ч. трудовые ресурсы 26,3 млн человек. Здесь нет учета детского и старческого (за 60 лет) труда.

Цель государственной аграрной политики. Их 6.

Например, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества выпускаемой продукции. ОСТАЛЬНОЕ САМИМ.

Принципы государственной аграрной политики. Их 5.

1) доступность и адресность государственной поддержки.

2) Доступность информации о состоянии государственной аграрной политики.

3) Единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке.

4) Последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие.

5) Участие союзов, ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Какие принципы заложила в свой закон Томская область? Принципы Томской области:

- эффективность использования бюджетных средств.

- последовательность и устойчивость государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

- адресность и целевое использование бюджетных средств.

Законодатель определяет и меры по реализации государственной аграрной политики:

- предоставление бюджетных средств

- применение особых налоговых режимов

- осуществление со стороны государства для государственных, муниципальных нужд и нужд субъектов РФ сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие.

- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. Например, в соответствии с введением государственной закупочной интервенции, которая осуществляется тогда, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию опускаются ниже уровня, установленного для проведения закупочных интервенций. Тогда, когда на рынках недостаток сельскохозяйственной продукции и / или повышается рыночная цена сверх уровня, государственную закупочную и товарную интервенцию осуществляет министерство сельского хозяйства, которое и несет ответственность за своевременное ее проведение. Уровни цен, при достижении которых проводятся интервенции, определяются Министерством сельского хозяйства по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Министерство сельского хозяйства оплачивает услуги по хранению сельскохозяйственной продукции, потому что, проведя закупку, мы создаем фонд.

В чем государство видит основные направления государственной поддержки развития сельского хозяйства?

1) это обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве.

3) развитие племенного животноводства.

4) развитие элитного семеноводства.

5) обеспечение производства продукции животноводства (йогурт, молоко, сметана, творог, мясо, тушенка).

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними.

7) обновление основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В Министерство сельского хозяйства входят:

- ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

- ФА по рыболовству.

- ГИБДД

- ФА по лесному хозяйству.

Указ Президента «О внесении изменений в структуру исполнительных органов». Чтобы определиться какие государственные органы осуществляют контрольные и иные функции по выработке государственной политики в области развития СХ.

Государственное регулирование АПК, СХ в целом понимается экономическое и административное воздействие государства на производство, переработку и реализацию с/х продукции, сырья и продовольствия, а также на его производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение, организацию хозяйственной деятельности всех предприятий АПК путем издания нормативных актов, осуществления организационной деятельности органов государственной власти и управления, наделяя их общей и специальной компетенцией.

Г.Г. Файззулин определяет государственное регулирование АПК как деятельность системы государственных органов различных ветвей власти, осуществляющая воздействие на общественные отношения по производству, переработке, реализации с/х продукции, производственно-техническому обеспечению с/х и социальному развитию села.

Формирование информационных ресурсов осуществляется путем проведения периодической всероссийской с/х переписи, т.е. это комплексное статистическое обследование, которое предусматривает сбор установленных законом сведений об объектах с/х переписи по состоянию на определенную дату и периодически проводимая на всей территории РФ по единой государственной статистической методологии в целях получения достоверной статистической информации. (2005,2010 г.).

В соответствии с с/х переписью составляется прогноз развития с/х и разрабатываются меры и мероприятия экономического воздействия на повышение эффективности с/х производства. Ранее был закон «О сертификации». Принят закон «О технологическом регламенте», который устанавливает требования:

- к биологической безопасности животных, которые ввозятся на территорию РФ.

- требования о биологической безопасности продукции и сырья животного происхождения.

- требования к обеспечению безопасности использования и утилизации органических отходов животноводства и птицеводства тех предприятий, которые перерабатывают животноводческую продукцию.

ФЗ от 19 июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». В этом ФЗ ужЕ содержатся требования по безопасному обращению с этими ядохимикатами (в соответствии с этим законом, нельзя использовать труд мужчин и женщин до 35-летнего возраста). Продолжительность – не более 3 часов. На полях обязательно должны присутствовать машины с кабиной (душ).

Закон от 03 августа 1995 г. «О племенном животноводстве» определяет, что племенная продукция (материал) подлежат обязательной проверке на соответствие стандартам, нормам и правилам в области племенного животноводства. Т.е. продукция, материал в обязательном порядке должны подтверждаться документом происхождения, документом, подтверждающим продуктивность животного, отсутствие у племенного животного генетических пороков, документов, которые подтверждают и гарантируют уровень эффективности использования племенной продукции, материала (семя, эмбрион).

Лицензируется выращивание наркотических растений (мак, конопля) и производство элитных семян. Положение «О лицензировании» утверждено Постановлением Правительства от 13 июня 2002 г.

Вводится понятие страхования, необходимо развивать систему страхования рисков в сельском хозяйстве. Государство берет на себя обязанность осуществлять государственную поддержку страхования с/х товаропроизводителей. На 2010 г. в РФ риски потери урожая страхуют только 10% с/х товаропроизводителей. Несмотря на то, что с/х производство в России характеризуется высокой степенью рискованности, потому что более 85% с/х угодий находятся в зонах, неблагоприятных по природно-климатическим условиям для возделывания с/х культур. Только 2% с/х угодий находятся в зонах, благоприятных для возделывания.

В ФЗ «О развитии с/х» есть порядок, условия предоставления субсидий на компенсацию части затрат на страхование с/х товаропроизводителем по договорам страхования и установлен размер компенсации по этим договорам. До 2007 г. эта сфера регулировалась приказами Министерства с/х каждый год.

30 декабря 2006 г. Постановлением Правительства РФ были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на поддержку племенного животноводства, овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства.

Министерство СХ РФ является государственным заказчиком, который осуществляет в целях регулирования рынка с/х продукции, сырья и продовольствия организацию проведения государственных закупочных и товарных интервенций путем организации торгов на биржах. Взаимодействие с агентом и биржей от имени Министерства СХ осуществляет Департамент регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры МСХ РФ.

Агент – это ОАО, например, объединенная зерновая компания, которая обязательно подписывает государственный контракт с МСХ на осуществление государственных закупочных и товарных интервенций.

Биржа – обязательно подписывает контракт с МСХ на проведение биржевых торгов и действует в соответствии с лицензией Комиссии по товарным биржам при Правительстве РФ, и она выдает право на организацию биржевой торговли на территории РФ по определенным товарным секциям. Биржа может по согласованию с агентом дополнительно определять и привлекать другие биржи как биржевые площадки для выполнения задач по организации биржевых торгов. В свою очередь, биржевые площадки по согласованию с биржей вправе дополнительно организовывать центры удаленного доступа к самой бирже для выполнения задач по организации биржевых торгов.

В обязательном порядке дБ создан интервенционный фонд – это с/х продукция, сырье и продовольствие, произведенные на территории РФ и закупленные у отечественных с/х товаропроизводителей при проведении закупочных интервенций в соответствии с Постановлением Правительства РФ в целях регулирования рынка с/х продукции, сырья и продовольствия.

В обязательном порядке страхуются запасы интервенционного фонда, но при этом страховые организации выбираются на конкурсе. Страховщики должны предоставить самую выгодную стоимость.

Торги на биржах проводятся в соответствии с Правилами, которые согласовываются с агентом и МСХ. После проведения торгов агенту компенсируют расходы, которые связаны с хранением, страхованием, обслуживанием интервенционного фонда, кредитов и выплачивается комиссионное вознаграждение. Кредиты предоставляет ОАО Россельхозбанк. Средства, которые получаются от продажи запасов интервенционного фонда – направляются в доход федерального бюджета. Из этих средств выплачиваются налоги и погашаются кредиты.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА (КФХ).

26 марта 2011 г.

ИСКЛЮЧЕН пп. 5.2.25. теперь МСХ не имеет права устанавливать порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков, входящих в состав земель с/х назначения, а также право на заключение договора аренды таких земельных участков.

Изменен пп.5.6.7. из него исключены слова племенное животноводство, т.е. не составляет МСХ реестры и регистры в области племенного животноводства, но составляет в области ветеринарии, семеноводства и плодородия почв.

Указ Президента о вопросах исполнительной власти.

ФС страхового надзора перестала существовать, все ее полномочия перешли в ФС

В Министерство природных ресурсов и экологии входят следующие ФС, которые относятся и к сельскому хозяйству:

- ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

- ФС по надзору в сфере природопользования

- агентство водных ресурсов

- агентство по недропользованию.

Министерство промышленности и торговли. Входят:

- ФА по техническому регулированию и метрологии.

Министерство сельского хозяйства:

- ФА по рыболовству

- ФА по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Не входит в министерства - ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерство экономического развития.

- ФС государственной регистрации, кадастра и картографии.

- ФС государственной статистики.

Министерство здравоохранения и социального развития.

- ФС по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека.

Закон определяет КФХ как объединение граждан, связанных родством или свойствОм, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на личном участии.

П.2 – КФХ мб создано одним человеком.

Ст. 3. Право граждан на создание КФХ. Ч.2 пп.2 ст. 3. Граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ – максимальное количество не может превышать 5 человек.

КФХ:

1 вид – единоличное КФХ. Осуществляет предпринимательскую деятельность без образования ЮЛ.

2 вид – семейное КФХ (связанные родством и свойством). Ч.2 п.1 ст.3 Закона – членами семейного КФХ мб родители, дети, внуки и др. но не более чем из 3 семей. Мб приняты по достижении 16 лет.

3 вид – смешанное КФХ (иные граждане, которые не находятся в родстве с главой КФХ).

Предпринимательская деятельность – прибыль.

Ст.4

И.А. Суханов. Который назвал в свое время КФХ юридическим недоразумением, а именно признание его ЮЛ.

Мозолкин бебебее. Считает, что придание КФХ статуса ЮЛ является ошибкой законодателя. Если признавать КФХ ЮЛ, то оно дБ обличено в одну из организационно-правовых форм предприятия.

Ст.6.

Состав имущества – земельные участки, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицы, с/х и иные техника и др. оборудование, транспортные средства, инвентарь и др. необходимое для осуществления деятельности КФХ имущество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: