Определения воли и ее критерии. Общие ситуации, требующие (или нет) волевой регуляции поведения.
Тема 11: Внутренняя регуляция деятельности: психология воли
Когда мы открывали десятую тему, мы делали немало разных предисловий, и цель была следующая: эмоции и воля – две разных форм регуляции поведения. Если эмоции – непроизвольные, то волевая регуляция по определению произвольная.
Теперь замечу: как психология эмоций, так и воли – разнообразна по терминологии.
Эта запутанность не должна нас смущать, потому что речь продолжает идти о не[которых] поверхностных проявлениях личности и разные [люди] могут именовать разными словами
Вы знаете, всего лишь два слова об одной старинной философской проблеме... Мы уже обсуждали ее.
Вообще говоря, разговор о воле в философии будет всегда,... там сохранилась проблема свободы воли, и для психологов, насколько мы помним... у психологов обсуждал ее Джемс, и наверняка мы помним о том, [что существует] два решения:
1. Свободы воли нет, и тогда нет внутренней активности, и тогда прав классический бихевиоризм. В бихевиоризме, не только в классическом, слово воля отсутствует.
|
|
2. Свобода воли есть – значит, субъект активно строит свое поведение, он обладает внутренней активностью. Именно эту волевую активность Джемс связывает с развитием личности, духовного Я.
И только одно маленькое замечание. Когда говорили об этой проблеме в теме 3, мы, вслед за Джемсом, сказали: волевая активность, волевой поступок не имеет внешних детерминант.
Помните, Джемс обсуждал, можно ли доказать свободу воли? [И через некоторое время сказал:] «Я неверно ставлю вопрос... Свобода воли есть, и это [будет] первым актом моей свободной воли».
Такая философская проблематика как свобода воли Джемсом выводилась за рамки психологии, а лучше сказать – науки вообще.
И если [мы] об этом вспомнили, можно приступить уже к изложению психологических представлений о воле.
И тогда начать следует не с Джемса.
Предупреждение: Вундт – автор прошлого века. Терминология, касающаяся воли... [с тех пор] изменилась существенно... [Термины] «волевой процесс», «произвольность»,... будут встречаться в необычных контекстах.
С таким предисловием начнем.
Вундт начинает с выделения элементов сознания.
Вундт: всякое психическое явление, процесс имеет объективную и субъективную сторону. И го[ворили], когда рассказ[ывали] об эмоциях как психических явлениях...
После этого Вундт скажет – если эмоция (он называет их чувствами) продолжается во времени, то ее следует именовать – аффективный процесс.
Слово аффективный не носит здесь того содержания, [которое имелось в виду, когда говорилось об] эмоциях.
|
|
Элемент – чувство, сложные чувства – суть аффективные процессы.
Что заметит Вундт дальше?
Скажем так: волевой процесс есть преобразованный аффективный.
Вундт скажет гораздо аккуратнее. Он скажет: если аффективный процесс с помощью какого-либо представления может быть задержан или прекращен, то этот процесс становится волевым. Управляемый аффективный, значит, волевой.
Волевой процесс имеет структуру, которую нам уже несложно разгадывать...
В волевом процессе существует объективная и субъективная сторона. Объективная – предметная, связанная с некоторым предметным представлением. Объективная сторона – мотив. Это – соответствующее предметное представление.
А субъективная сторона – сила мотива.
Мотив и его сила... Между прочим, я не могу не сделать маленькой оговорки. До сих пор слово мотив... Мы замечаем здесь вот какую разницу.
Известное нам определение мотива ограничивается предметно стороной – предмет потребности и деятельности.
А у Вундта лексикон побогаче, и некоторые психологи, например Вилюнас... Возникает вопрос: а разве сам по себе мотив, предмет, может побуждать?
Чего-то не хватает! Не хватает чувственной стороны, чувственных сторон мотива, связанных с побудительной силой. Именно чувства придают побудительные мотивы предметному представлению.
Вот такую логику должны [мы] отметить...
Вундт говорит о вариантах волевых процессов.
Вундт: сколько мотивов у волевого процесса? Если мотив один – он назовет такой процесс – импульсивный, т.е. протекающий беспрепятственно. Если всего один мотив...
И тогда... если мотивов – два и более, то волевому процессу должно что-то предшествовать. Волевому процессу должен предшествовать выбор мотива. И в этом втором варианте этот процесс требует произвольности. Со многими вытекающими отсюда последствиями... Например, здесь может требоваться осознание мотивов, требуется осознанное соотнесение; и собственно говоря волевой процесс в этом произвольном варианте и обретает свою подлинную сущность.
Итак, подытожим. Вундт о волевом процессе говорит как о зад[ержанном] аффекте, имеющем чувственную сторону – силу мотива; мотив может быть один или два и более.