Потребности и интересы как побудитель человеческой активности

Потребности, как отмечалось ранее, являются побудителем (зачастую неосознанным) человеческой активности, деятельности. Именно поэтому они не рассматриваются как компонент деятельности: они существуют до нее. Потребности – составляющая внутреннего мира человека, т.е. субъекта деятельности.

Когда потребности являются главенствующей причиной деятельности без связи с целью, средствами, предметом, результатом, без учета уровня развития общества и личности, возникает тип человека – потребителя. Только учет конкретно-исторического характера общественных отношений, которые выступают в качестве промежуточного звена между природой, обществом и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производства, делает их истинно человеческими потребностями. Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям.

Существуют принципиальные отличия естественных потребностей от потребностей, приобретенных индивидом в процессе своего развития – общественно приобретенных потребностей. В индивидуальной деятельности человека существует прямая причинно-следственная связь между потребностями и деятельностью. Потребность побуждает человека к немедленному ее удовлетворению. Для общественно приобретенных потребностей эта связь опосредована законами конкретной общественной формации. Под влиянием этих законов, в том числе, происходит изменение и самой личности: изменяются знания, способности, выполняемые функции в обществе. Деятельность индивида перестает быть единственным способом удовлетворения потребностей. Если естественные потребности требуют немедленного удовлетворения, то общественно приобретенные потребности (потребность в общении, образовании, во всестороннем развитии личности, в творчестве) этого не требуют: они становятся потребностью к коллективной деятельности. В удовлетворении исторически сложившихся потребностей индивид не обособляется, а объединяется с другими людьми. Происходит изменение связи между потребностью и деятельностью: не потребности определяют деятельность человека, а характер деятельности в значительной мере обусловливает характер потребностей.

Другой важной особенностью общественно приобретенных потребностей является выдвижение на передний план именно этих потребностей: инверсия отношений между социальным и биологическим в структуре личности. В процессе становления и развития личности роль генетически унаследованных свойств уменьшается, уступая место общественно приобретенным чертам и способностям. Как видно из приведенных рассуждений, между индивидуальными и общественными потребностями объективно существуют противоречия.

Условия стабильного существования любого общества требуют таких усилий, чтобы эти противоречия не перерастали в антагонистические, устранялись цивилизованными способами. Выработке условий гармонического развития, как человека, так и общества в целом, должны быть посвящены усилия демократического государства.

Задача менеджера в сфере услуг также состоит в гармонизации потребностей индивида и организации, в которой он работает.

Таким образом, в процессе индивидуального развития личности изменяется характер потребностей: появляются более возвышенные потребности. Кроме того, изменяется роль потребностей в структуре личности, отношение человека к своим потребностям: из их раба он превращается в господина.

Надо отличать потребности от многочисленных желаний, присущих каждому человеку. Желание — это страдательное состояние души, связывающее область воли с областью душевных чувств или волнений. Они не всегда совпадают с необходимостью устойчивого функционирования и жизнестойкости; часто имеют иллюзорный характер (желание быть абсолютно свободным, вечно молодым и т.п.).

Всякая потребность, как указывалось ранее, побуждает человека к действиям по ее реализации. Т.е. она мотивирует, направляет деятельность человека. Между мотивацией и деятельностью существует прямая связь. В английской транскрипции мотивация (motivation) и действие (motion) – однокоренные слова. Мотив представляет собой невидимую, неявную внутреннюю силу, стимулирующую поведенческую реакцию и обеспечивающую направление этой реакции. Поскольку мотив невидим, вывод о его существовании можно сделать лишь опосредованно, в том числе, на основе анализа поведения человека в конкретных условиях. Модель процесса мотивации может быть представлена в следующем виде:

Из сравнения того реального состояния, которое соответствует человеку в настоящий момент с желаемым состоянием, (в случае их несовпадения) в его внутреннем мире возникает стимул. Стимул (лат. stimulus) — сильный побудительный момент; внешний фактор, вызывающий реакцию, действие. У древних римлян понятие «стимул» означало заострённый прут, кол или палку, с помощью которой погоняли скот. Под влиянием стимула возникает потребность и происходит ее осознание. На эмоциональном уровне под ее воздействием у человека возникает состояние побуждения (стремления, мотивации), которое активизирует целенаправленное поведение для обретения стимульного объекта. Стимульные объекты – это продукты (товары, услуги, информация, технология, другие люди), способные удовлетворить потребность.

Как говорилось ранее, мотивы деятельности в значительной степени зависят от ситуации, поскольку в одних ситуациях ценятся больше одни качества, в других - другие. Например, покупая одежду для публичной носки, мы руководствуемся соображениями моды, уместности в конкретной ситуации, а мотивами покупки домашней одежды будут, скорее, ее практичность и удобство.

В этом смысле деятельность представляет собой способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально значимых формах и проявлениях. Переход от потребности к деятельности означает выход потребности (а, следовательно, и субъекта деятельности) из внутреннего мира человека во внешний мир. Этот переход осуществляется в несколько этапов. Первый – выбор и обоснование предмета потребности. Например, если нам надо выбрать район для совершения путешествия, мы исходим из своих потребностей в активном (пассивном) отдыхе, наличия интересных достопримечательностей, цены, времени года, уровня предоставляемых услуг и т.п. Второй этап состоит в преобразовании потребности в интерес, который наряду с потребностями оказывает большое влияние на деятельность человека. Интерес – это мера восприятия и осознания потребности человеком, эмоциональное проявление его познавательных потребностей.

Проявляя интерес, мы начинаем уточнять предмет нашей потребности, делать свой выбор, как из наборов предлагаемых туристских местностей, так и из тех турфирм, которые наилучшим образом смогут удовлетворить наш интерес.

Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию эмоциональных и познавательных потребностей. Неудовлетворение часто приводит к депрессии. Так, удовлетворенная однажды потребность человека в перемене мест, зачастую приводит к устойчивому интересу к новым странам, общению с живой природой, стремлению увидеть и открыть для себя неизведанные территории, познакомиться с жизнью других людей.

К.А. Гельвеций, французский философ XVIII века, в своем Трактате об уме писал: «Интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». Гегель считал, что действия людей вытекают из их потребностей и интересов.

Проявляя интерес к тем или иным жизненным событиям, человек окрашивает их собственным восприятием, частично переносит на них свое личностное мироощущение. Если один человек заинтересовал другого, то этот последний видит в нем гораздо больше достоинств, чем все прочие, поскольку здесь начинают действовать эмоции, влияющие на удовлетворение потребностей. Эмоции не только сами подчиняются потребностям, но и направляют процесс их конкретизации и трансформации. Одной из самых сильных человеческих эмоций является любовь. И именно любовь является одним из наиболее субъективных чувств. В. Шекспиру принадлежат слова: «У любви совсем нет глаз». Влюбленный человек зачастую начинает наделять предмет любви такими свойствами, которых у него изначально не было, либо о наличии которых он сам и не подозревал.

Интерес движет не только отдельными людьми, но и группами, а также обществом в целом. Он лежит в основе любой идеологии, является движущей силой прогресса, революций, войн и конфликтов, реальной причиной социальных действий. За происходящими в мире событиями в социальной жизни всегда стоят чьи-то интересы.

Потребностями и интересами не исчерпывается перечень факторов, влияющих на деятельность людей. Успешность деятельности во многом зависит от способностей.

Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности человека являются одним из средств достижения целей, т. е. являются составляющими акта деятельности. Ряд способностей проявляются у человека с момента рождения. Значительная их часть формируется в процессе жизни: они развиваются упорной работой над собой, непрерывным обучением, в том числе, ориентированным на избранный вид деятельности. Способности – главная (хотя и не единственная) черта любого профессионализма. Поэтому, чтобы достичь успеха в дальнейшей профессиональной деятельности, человеку очень важно на ранней стадии постараться оценить, в чем конкретно проявляются его способности. Качественный уровень развития способностей определяется понятиями таланта и гениальности.

Талант – такая совокупность способностей, которая позволяет получить результат деятельности, отличающийся высоким совершенством, новизной и общественной значимостью.

Гениальность – высший уровень развития таланта, позволяющий осуществить принципиальные изменения в той или иной сфере человеческой деятельности. Великий русский физиолог И.Павлов так характеризовал это понятие: «Гений – это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете».

Развитие способностей – неотъемлемое условие всестороннего развития личности. При этом многостороннее развитие способностей должно сочетаться с упорной работой над совершенствованием в какой-либо одной, определяющей сфере деятельности. Только таким сочетанием возможно достижение высокого уровня профессионализма в избранной специальности.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем состоит роль потребностей в деятельности человека?

2.Поясните, в каких случаях удовлетворение потребностей приводит к появлению типа «человека потребляющего».

3.Назовите принципиальные отличия естественных потребностей от общественно приобретенных.

4.Охарактеризуйте изменение связи между потребностью и деятельностью в процессе развития общества.

5.Поясните, что представляет собой инверсия отношений между социальным и биологическим в структуре личности.

6.Как в процессе индивидуального развития личности изменяется характер потребностей?

7.Охарактеризуйте основные противоречия между индивидуальными и общественными потребностями. Приведите примеры.

8. Как осуществляется переход от потребности к деятельности?

9.Поясните, что представляет собой интерес и как он связан с удовлетворением потребностей.

10. Чем определяется успешность деятельности человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: