Нормативная структура процесса принятия управленческого решения

Организационные факторы управленческих решений

Основные параметры внутренней и внешней среды органи­зации обозначаются понятием факторов управленческих реше­ний. Совокупность этих факторов отличается сложностью и большим разнообразием. Обусловлено это социотехническим типом организационных систем и множественностью форм их взаимодействия с внешним окружением. В теории управления сложились представления о существовании трех интегральных параметров среды, наиболее влияющих на реализацию этой функции. Это — неопределенность, сложность и динамичность среды принятия решения.

Главный параметр — неопределенность — это недостаточ­ность релевантной информации для выбора управленческих альтернатив. Это — информация, адекватная содержанию воз­никающих проблем и необходимая для выработки обоснован­ного решения. Имеется много причин возникновения неопре­деленности. Главными из них являются две: дефицит информа­ции и ее избыточность.

Сложность среды принятия решения — это большое коли­чество факторов, которые нужно учитывать, и тесная их взаимо­связь и взаимозависимость.

Под динамичностью среды принятия решения понимается степень изменчивости внутри- и внешнеорганизационных фак­торов, поэтому любое управленческое решение должно быть как диагностическим, так и прогностическим.

Эти три интегральных параметра действуют синхронно, что осложняет реализацию функции принятия решения. Но вместе с тем эти параметры, будучи выражены в разной степени в каж­дой конкретной ситуации, в сочетании дают полную картину условий реализации этой функции.

Наряду с этими общими параметрами существует еще один важный, специфический параметр: степень конфликтности среды. Управленческие решения поэтому приобретают ряд специфических особенностей, основная из которых — компро-миссность.


В теории управления есть ряд способов описания норматив­ного процесса выработки управленческих решений, в целом сходных, различающихся только в деталях.

Процессуальный инвариант — это общая последователь­ность этапов выработки решения. Он состоит из следующих этапов.

Определение проблемной ситуации, предполагающей выход из нее посредством реализации функции принятия решения. Это — выявление ситуации (диагностика), определение ее зо­ны, взаимосвязей с другими сторонами деятельности, характе­ристика ее содержания, ее ключевых противоречий и постанов­ка целей предполагаемого решения в ней.

Анализ содержания проблемной ситуации. Здесь три аспекта:

1) информационный анализ ситуации для уменьшения ее не­
определенности и доступности для контроля;

2) определение «ограничивающих факторов», порождаю­
щих проблему;

3) формулировка критериев решения, которые будут поло­
жены в основу выбора одного из вариантов.

Формулировка альтернатив — поиск и генерация новых возможных выходов из проблемной ситуации.

Оценка альтернатив по системе сформулированных крите­риев и в соответствии с основными целями деятельности. Этот этап называют фазой «взвешивания альтернатив».

Выбор альтернативы — основной этап в структуре норма­тивного процесса управленческого решения, так как на нем де­лается ключевой шаг — осуществляется принятие решения. Его главный нормативный принцип, сформулированный в тео­рии рациональных решений,— постулат максимизации (выбор альтернативы с наибольшей интегральной «полезностью»).

Реализация принятого решения. Отличительная черта этой деятельности — несовпадение принимающих и реализующих решения.


Контроль исполнения, оценка эффективности и коррекция решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: