Трудности изучения собственно управленческих способностей обусловливает предельно общий статус понятия «способности» и их тесная связь с деятельностью и личностью. Успешность управления зависит от того, насколько руководитель может обеспечить и согласовать между собой три основных «измерения» управленческой деятельности:
1) собственно деятельностное, организационно-админи
стративное измерение требует развитых общеуправленческих
навыков, способностей и умений;
2) кадровое, «личностное» — требует других способностей,
обеспечивающих эффективные межличностные взаимодейст
вия, управление людьми; в роли таких способностей выступа
ют основные личностные качества, что отличает управленче
скую деятельность от иных видов деятельности;
3) производственно-технологическое «измерение» требует
специальных способностей, собственно профессиональных ка
честв руководителя.
Согласование в процессе управления этих трех «измерений» требует наличия координационных способностей, которые тоже связаны с ведущими личностными качествами. Управленче-
|
|
ские способности поэтому рассматриваются в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда и подменяются ею. Такой подход предполагает обширный перечень управленческих способностей, включающий в себя различные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности.
Из общей совокупности управленческих качеств выделяют ряд категорий, которые либо являются управленческими способностями, либо выступают в функции способностей.
1. Категория основных личностных характеристик руководи
теля, обозначаемая понятием «менеджерские характеристи
ки». Они необходимы, так как обеспечивают высокую эффек
тивность управленческой деятельности. Это фактор, обусловли
вающий склонность личности к управленческой деятельности.
Эти характеристики делятся на две группы: общесоциальные,
биографические и собственно личностные качества эффектив
ного менеджера.
2. Категория собственно управленческих способностей, рас
сматриваемая как управленческие способности в узком смыс
ле. Она делится на две группы: общеуправленческие способно
сти, определяющие эффективность данного типа деятельности
в целом, и частные управленческие способности, помогающие
успешному выполнению ее отдельных функций.
Две эти категории выделяются по деятельностно-функцио-нальному критерию, но в психологии управления есть еще один критерий выделения способностей — структурно-психологический. Его основа — структура психики. В управленческой деятельности по этому критерию различают общие и специальные способности. Способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, коммуникативным, регулятивным, волевым, мотивационным.