История создания ИПБ и членство

Институт профессиональных бухгалтеров.

Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

История создания Институтов профессиональных бухгалтеров в континентальной Европе и США

Если быть справедливыми, надо отметить, что первые в Европе объединения бухгалтеров появились вовсе не в Шотландии, а в ита­льянских городах. И случилось это не в XIX в., а еще в XVI—XVII вв. В начале XX в. российские читатели узнали о деятельности зарубеж­ных объединений бухгалтеров благодаря трудам Сергея Флегонтовича Иванова. Серию его очерков в 1913-1915 гг. опубликовал журнал «Коммерческая школа и жизнь». Они содержат немало любопытных фактов.

Так, в 1581 г. в Венеции была учреждена Коллегия счетоводов. С XVII в. исполнение обязанностей счетово­дов и ревизоров в этом городе доверяли только членам коллегии. Желающие вступить в венецианскую Коллегию счетоводов долж­ны были соответствовать ряду условий. Членами этой организации могли стать лица старше 24 лет, прослужившие не менее шести лет у зарегистрированного счетовода и успешно выдержавшие два эк­замена по бухгалтерии. Предварительный экзамен принимала ко­миссия в составе 45 человек (из них не менее 30 человек являлись счетоводами), окончательный экзамен проходил в присутствии не­скольких счетных ревизоров и пяти ученых купцов.

В 1739 г. по образцу венецианского было организовано Обще­ство счетоводов и ревизоров Милана. Его члены предоставляли ус­луги по заключению счетов, калькуляции, постановке и ревизии счетоводства. В общество не допускались лица моложе 25 лет. От претендентов на членство требовалось знание политической эко­номии, коммерции и общественного управления, латинского язы­ка и арифметики, счетоводства, а также прохождение пятилетнего ученичества. Позднее общественные объединения бухгалтеров были созданы в Генуе, Флоренции, Неаполе, Риме, Палермо и других итальянских городах. Имея приоритеты, итальянские счетоводы в XVII в. тем не менее не смогли воспользоваться ими. Развитию про­фессии в то время препятствовала политическая разрозненность страны: законодательные нормы, регламентировавшие привилегии счетоводов, были крайне разнообразны и, как отметил С.Ф. Иванов, носили «неустойчивый характер».

Современные профессиональные объединения бухгалтеров Италии ведут свою историю с 70-х—90-х гг. XIX в. Их создание было инициировано счетоводами итальянских городов. В те годы один за другим проходили региональные конгрессы счетоводов, на которых учреждались счетоводные общества - коллегии. В 1879 г. в Риме состоялся первый национальный конгресс итальянских счетоводов. На нем прозвучало предложение провести через парламент закон о профессии счетовода. Однако в то время это предложение не получило единодушной поддержки участников конгресса. К выработке законопроекта счетоводы приступили лишь в 1893г. В июле 1906 г. Закон «О профессии счетовода» наконец был принят палатой депутатов Сенатом и подписан королем Италии Виктором-Эммануилом III.

С этого времени публичное счетоводство в Италии стало исклю­чительным правом лиц, принадлежащих к коллегиям, которые уч­реждались в каждой провинции с местопребыванием в главном го­роде общины. Одновременно были законодательно определены условия участия в коллегиях. Для вступления в них требовалось:

а) итальянское подданство;

б) отсутствие судимости по статьям, налагающим запрет на профессии адвоката и стряпчего;

в) наличие диплома счетовода или лиценциата высшей коммер­ческой школы, либо обладание правом преподавания счетоводства в технических институтах;

г) двухлетняя практика у счетовода коллегии, завершающаяся сдачей экзамена по практическому счетоводству;

д) постоянное местопребывание в провинции, в список колле­гии которой претендент желал записаться.

Область профессиональной деятельности итальянских счетово­дов в начале XX в. была обширной. Она охватывала: организацию счетоводства, составление балансов и отчетов; ревизию и постанов­ку счетоводства; консультации в области управления и счетовод­ства; экспертизу по поручению частных лиц и судебных властей; арбитраж; управление родовым имуществом; раздел наследства; административное управление или наблюдение за торгово-про­мышленным хозяйством; учреждение обществ; кураторство по де­лам о несостоятельности и др.

В настоящее время в Италии действуют два профессиональных объединения бухгалтеров:

1. Национальный совет бухгалтеров и коммерческих экспертов

2. Национальный совет докторов коммерции.

История создания Институтов профессиональных бухгалтеров во Франции

Первая организация бухгалтеров во Франции — Академическое общество бухгалтеров Парижа — была создана в 1881 г., через год после учрежде­ния Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса. Оно основало бесплатные профессиональные курсы в Париже, провинции и французских колониях, установило экзамены и учредило конкурсы с раздачей дипломов и наград по­бедителям. Кроме того, общество выступало инициатором прове­дения собраний, конференций, издания трудов своих членов.

В 1912 г. при содействии Академического общества счетоводов в Париже была создана «Компания счетоводов-экспертов». Затем по ее примеру были образованы ком­пании бухгалтеров-экспертов в других городах Франции. По окон­чании Первой мировой войны они объединились в небольшую фе­дерацию. На этом этапе в регулирование профессии вмешалось французское правительство, декретом от 22 мая 1927 г. утвердившее диплом эксперта-бухгалтера. В 1935 г. правительство предложило защитить статус эксперта-бухгалтера путем создания нового объеди­нения - бухгалтерского ордена. Однако эти планы были реализова­ны лишь в сентябре 1945 г., с выходом ордонанса (постановления) о государственном регулировании профессии и учреждении Ордена экспертов-бухгалтеров под юрис­дикцией Министерства экономики и финансов.

В настоящее время Орден экспертов-бухгалтеров (Нацио­нальный институт общественных бухгалтеров) является единствен­ным во Франции объединением зарегистрированных общественных бухгалтеров. Орден отвечает за качество услуг, оказываемых его членами и обеспечение свободной конкуренции между ними в рам­ках установленных правил профессионального поведения. Закон предоставил членам Ордена экспертов-бухгалтеров исключительное право помогать предпри­ятиям составлять, интерпретировать и подтверждать годовую отчет­ность. Члены Орденамогут предоставлять услуги по бизнес-консуль­тированию, включая финансовые консультации по управлению имуществом и наследованию, приобретению и слиянию компаний, управлению частными предприятиями. Вместе с тем закон не дает им право заниматься управлением несостоятельными предприятиями.

История создания Институтов профессиональных бухгалтеров в США

Профессиональные объединения бухгалтеров в Соединенных Штатах Америки по европейским меркам появились не слишком рано. История их создания связана с проникновением в конце 1800-х гг. британского капитала в быстрорастущие промышленные предприятия США. Для контроля инвестиций в Америку направляли шотландских и английских бухгалтеров, и некоторые из них открывали там свое дело. В 1850г. в справочниках американских городов впервые были указаны фамилии бухгалтеров: 14 - в справочнике Нью-Йорка, 4-в филадельфийском и одна фамилия бухгалтера значилась в справочной книге Чикаго. К 1886г. в городских справочниках имелись сведения уже о 233 общественных бухгалтерах (115-в Нью-Йорке, 87-в Филадельфии и 31-в Чикаго).

В 1887 г. (20 августа) законом штата Нью-Йорк была учреждена Американская ассоциация общественных бухгалтеров. Ее цель заключалась в объединении «лучших и наиболее способных общественных бухгалтеров в Соединенных Штатах». Несмотря на то, что Ассоциация была основана как объединение бухгалтеров всей страны, она так и осталась местным нью-йоркским обществом.

В конце XIX- начале XX в. получает развитие общественное движение американских бухгалтеров. Практически во всех штатах появляются местные общества бухгалтеров. В 1917 г. первое из них - Американская ассоциация общественных бухгалтеров - преобразуется в Американский институт бухгалтеров. Четыре года спустя было организовано альтернативное американское общество дипломированных общественных бухгалтеров. Само название этого общества указывало на то, что в него могли вступать лишь дипломированные специалисты — обладатели серти­фиката дипломированного общественного бухгалтеракакого-либо штата. В 1936 г. обе организации слились, а в 1957 г. объединенная ассоциация получила современное назва­ние - Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров.

Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров не единственная общественная организация бухгалтеров США. В 1919 г. была образована Национальная ассоциация бухгалтеров. Она создавалась в интересах бухгалтеров по управленческому учету. В настоящее время действует основанный ею Институт управлен­ческого учета. Его члены получают сертификат специалиста по управленческому учету». Преподаватели уни­верситетов по бухгалтерскому учету объединены в Американскую бухгалтерскую ассоциацию. С начала своей деятельности, а она была основана в 1916 г.; Ассоци­ация финансировала разработки по формированию принципов и стандартов бухгалтерского учета. Существуют и, возможно, будут созданы и другие органи­зации бухгалтеров.

Объединения бухгалтеров в дореволюционной России

В начале 1887 г. Э.Г. Вальденберг вышел с новой инициативой о необходимости организовать в России специальное общество для распространения коммерческих знаний по образцу популярных европейских организаций. Для разработки устава, проект которого он составил, и дальнейших трудов по организации общества первоначально приглашены В.Ф. Гаук, И.Д Гопфенгаузен, П.И. Рейнбот, а затем и В.Д. Белова В конце 1887 г. (12 декабря) в зале Петровского училища состоялось предварительное собрание, которое посчитало необходимым создать «комиссию уполномоченных» для окончательной редакции проекта устава.

В 1889 г. (20 июля) устав общества был утвержден, а 5 сентября того же года опубликован. Учредительное собрание состоялось в зале Городской Думы 18 октября 1889 г. В нем участвовали 129 че­ловек, и был избран Совет общества в количестве 16 членов. Цели общества для распространения коммерческих знаний по уставу 1889 г. состояли в следующем:

1) содействовать распространению среди коммерческих деяте­лей теоретических и практических познаний по торговлеведению;

2) сближать коммерческих деятелей между собою и поощрять их на пути избранной ими деятельности приисканием им временных или постоянных занятий.

Первыми членами Общества для распространения коммерческих знаний (действительными членами) стали его основатели. В дальнейшем вступающие в общество могли претендовать на звания действи­тельных членов, членов-соревнователей и почетных членов. Для каж­дого вида членства устанавливались определенные требования, по­рядок избрания, права и обязанности. Стать действительным членом общества можно было, лишь имея коммерческое образование либо прослужив не менее трех лет в торговом или промышленном учреж­дении. В то же время статус члена-соревнователя давал возможность принимать участие в деятельности общества всем, кто сочувствовал его целям.

История создания Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России)

К середине 1990-х гг. стало очевидным, что в условиях рыноч­ной экономики необходима новая система подготовки и повыше­ния квалификации бухгалтеров. Сформировался спрос на услуги, бухгалтеров, способных работать в негосударственных структурах, в том числе с иностранными инвестициями, которым собственник мог доверить учет имущества, капитала и обязательств.

В 1993 г. А.Д. Шеремет представил вниманию специалистов концепцию развития бухгалтерского образования в России. Она была изложена в докладе, подготовленном для Международного консультативного комитета по учету и аудиту при Верховном Со­вете Российской Федерации по программе Миссии Всемирного банка по подготовке кадров в России. Журнал «Бухгалтерский учет» опубликовал сокращенный вариант этого доклада.

А.Д. Шеремет выделил четыре программы, формировавшие, по его мнению, систему подготовки и переобучения бухгалтерских кадров в России, и четыре уровня сертификации бухгалтеров, каждому из которых соответствовали определенные квалификационные навыки:

· программа начального профессионального образования (бухгал­тер счетовод/ младший бухгалтер);

· программа среднего профессионального образования (техник-бухгалтер);

· программа высшего профессионального образования (бухгал­тер-экономист);

· программа послевузовского профессионального образования (профессиональный бухгалтер-аудитор).

Выполнение четвертой программы — послевузовского профессионального образования - наряду с университетами и институтами возлагалось на курсовую сеть. Большой опыт образовательной деятельности к тому времени имела Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СНГ, осуществлявшая подготовку и повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов на базе Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и МГУ им. М.В. Ломоносова.

Бухгалтеры, окончившие курсы, хотели иметь преимущество при получении должности, а организаторы обучения - обеспечивать им эту привилегию. Сертификация профессиональных бухгалтеров и аудиторов, которая еще недавно рассматривалась как перспектива, стала неотложной задачей. До принятия закона об ауди­торской деятельности, который должен был установить правила атте­стации и лицензирования, Министерство финансов РФ дало право принимать экзамены и выдавать лицензии на право ведения аудитор­ской деятельности на территории РФ ассоциациям бухгалтеров и ауди­торов СНГ и РФ. В 1992 г. лицензии по результатам сдачи экзаменов в ассоциациях получили 686 человек.

В 1996 г. было принято Положение об аттестации профессио­нальных бухгалтеров. В том же 1996 г. предпринимаются практические шаги по созданию Института аттестованных профессиональных бухгалтеров. В декабре этого года состоялось очередное заседание Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ. Председатель совета, начальник Департамента методологии бухгалтер­ского учета и отчетности А.С. Бакаев сообщил присутствующим о пред­стоящем учреждении института бухгалтеров. В начале следующего года (24 февраля) состоялось пер­вое собрание учредителей новой организации. За­слушав и всесторонне обсудив вопросы повестки дня, участники собрания постановили создать некоммерческое партнерство «Инсти­тут профессиональных бухгалтеров» (ИПБ), утвердить его Устав и из­брать Президентом института д.э.н., проф. Я.В. Соколова.

Государственная регистрация ИПБ состоялась 28 апреля 1997 г. — эта дата считается днем рождения института. В мае 1997 г. был из­бран Президентский совет ИПБ.

На третьем заседании Президентского совета, состоявшемся 29 сентября 1997 г., была утверждена первая редакция Положения о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров. В нем рассматривалось два вида членства: индивидуальное и коллективное.

Индивидуальными членами института могли стать только аттестованные профессиональные бухгалтеры, а коллективными - учебно-методические центры по подготовке профессиональных бухгалтеров; бухгалтерские и аудиторские фирмы; учредители ИПБ; объединения аттестованных профессиональных бухгалтеров и юридические лица, оказывающие содействие в решении задач ИПБ. Бухгалтеры, не получившие аттестата профессионального бухгалтера, но имеющие высшее или среднее экономическое образование истаж работы в области бухгалтерского учета и аудита не менее трех лет, могли стать кандидатами в члены института.

В 1997 г. Институт профессиональных бухгалтеров переживал период становления, однако и первый отчетный год был отмечен заметными результатами. В ИПБ вступили на правах коллективных членов 15 учебно-методических центров (УМЦ), были созданы три территориальных института: Барнаульский ТИПБ (в июле), а так­ же Волгоградский и Тульский ТИПБ (в декабре). Институт заклю­чил первые договоры на выполнение научно-исследовательских работ с Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму, Федеральной дорожной службой РФ и АОЗТ «1С». В журнале «Бухгалтерский учет» была открыта рубрика «Институт профессиональных бухгалтеров», где, начиная с декабря 1997г., публиковались сообщения о работе института. Было положено начало сотрудничеству профессиональных бухгалтеров России и других стран: прошли встречи с делегациями из Франции, Дании, представителями Всемирного банка и Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета.

Деятельность ИПБ России находилась под постоянным и при­стальным вниманием Министерства финансов Российской Федера­ции, которое неоднократно указывало институту на неправильные, с его точки зрения, шаги.

Так, в 2001 г. ИПБ России по требованию Министерства финан­сов РФ ужесточил требования к аттестации профессиональных бухгал­теров (письмо Министерства финансов от 13.02.01 № КБ-00-14/66).

Для координации работы и соблюдения интересов государства в развитии бухгалтерского учета в ИПБ России был введен начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Бакаев Алек­сандр Сергеевич, который является вице-президентом института со дня его основания.

Следуя резолюции Первого съезда бухгалтеров, а также положени­ям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами, Президентский совет ИПБ сформу­лировал основные направления деятельности института. Ими стали:

1) участие в методологическом регулировании бухгалтерского учета и (бухгалтерской) финансовой отчетности;

2) подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров;

3) разработка кодекса этики профессиональных бухгалтеров,

4) развитие связей с международными объединениями бухгалтеров;

5) организационная работа.
В дальнейшем институт профессиональных бухгалтеров последовательно развивал каждое из обозначенных направлений деятельности.

Институт профессиональных бухгалтеров России

В апреле 1997 г. в РФ (в Москве) создано неком­мерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров России», учредителями которого являются высшие учебные, научные и общест­венные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерст­во финансов РФ.

ИПБ России объединяет аттестованных профес­сиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представ­ляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессор­ско-преподавательский состав, специалистов фи­нансового менеджмента.

Основными целями и задачами ИПБ являются:

1. объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифициро­ванных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации финансово-эко­номического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента, и повышения квалификации работников бухгалтерского, финан­сово-экономического профиля;

2. организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессио­нального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

3. разработка методологии и методики бухгалтер­ского учета и аудита;

4. создание системы оперативного информирования членов ИПБ об изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета, экономиче­ского анализа и аудита;

5. совершенствование профессиональной деятель­ности персонала организаций, связанного с бух­галтерским учетом; финансовым менеджментом, аудитом, формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих спе­циалистах в области бухгалтерского учета, финан­сового менеджмента, аудита и защита их интере­сов;

6. внедрение в практику новых форм и методов орга­низации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Прог­раммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;

7. формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отноше­ниям; соблюдение ими норм профессиональной этики;

8. представление и защита прав и законных интере­сов членов ИПБ, оказание им помощи в защите их профессиональных интересов. ИПБ России объеди­няет как физических, так и юридических лиц.

Активное участие ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета было предусмотрено в Програм­ме реформирования бухгалтерского учета в соответ­ствии с международными стандартами финансовой отчетности. В различных регионах России создаются территориальные институты профессиональных бух­галтеров (ТИПБ), целью которых является консолида­ция усилий всех заинтересованных организаций тер­ритории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона.

ИПБ России объединяет как физических, так и юри­дических лиц. Активное участие ИПБ России в рефор­мировании бухгалтерского учета было предусмотре­но в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с ТИПБ, целью которых являет­ся консолидация усилий всех заинтересованных орга­низаций территории по управлению ведением бухгалтерского учета на предприятиях региона. На сегодняшний день уже создано 72 ТИПБ. Подготовку профессиональных бухгалтеров осуществляют более 420 учебно-методических центров (УМЦ), функцио­нирующих практически во всех регионах страны. На сегодняшний день подготовлено и аттестовано бо­лее 143 тысяч профессиональных бухгалтеров. Из них членами ИПБ России являются свыше 135 тысячи че­ловек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: