Опыт работы в период формирования рыночных отношений и начала возрождения промышленности показал необходимость консолидации усилий государственных институтов и субъектов промышленной деятельности на основе рационального сочетания их взаимных интересов.
Для большинства регионов основная задача на ближайшие годы — сохранить положительную тенденцию увеличения масштабов производства, объемов продаж и восстановить позиции региональных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынке.
Сохраняет свою актуальность такая задача промышленной политики региона, как увеличение внутреннего спроса на продукцию. Данная задача решается на основе повышения качества и надежности и расширения номенклатуры экспорта для предприятий, работающих на внешний рынок. Кроме того, решение задач развития промышленности осуществляется на основе целевых программ поддержки промышленной деятельности и мероприятий по снижению налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.
|
|
Как правило, региональными нормативными актами определяются приоритетные сферы экономической деятельности на конкретной территории, получающие поддержку. К таким видам деятельности часто относятся:
— производство товаров народного потребления и продуктов питания на территории региона;
— оказание жилищно-коммунальных услуг населению;
— инновационная деятельность в приоритетных областях;
— производство и реализация лекарств и медицинской техники;
— производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
— различная природоохранная деятельность.
Вопросы оказания поддержки регулируются специальными законодательными актами субъектов Федерации.
Структурная политика поддержки промышленности региона заключается в реализации мероприятий по поэтапному выводу проблемных и низкорентабельных производств в режим устойчивого функционирования, по снижению на этой основе доли убыточных предприятий и организаций. Затраты, осуществляемые на реализацию данной политики, во многом окупаются дополнительными налоговыми доходами, которые будет получать региональный бюджет от предприятий, ставших прибыльными.
Среди направлений, которые обеспечивают форсированное восстановление платежеспособности, следует отметить следующие:
— целевая поддержка структурообразующих предприятий региона;
— размещение государственного регионального заказа на промышленных предприятиях города;
— реструктуризация задолженности по платежам за продукцию и услуги естественных монополий, а также за услуги коммунального хозяйства, другим платежам в бюджеты и внебюджетные фонды;
|
|
— передача ведомственного жилищного фонда на баланс региона;
— принятие мер по финансовому оздоровлению предприятий;
— форсированное расширение товаропроводящей сети, развитие межрегиональных связей в промышленности, в том числе на основе создания торгово-промышленных центров;
— создание мини-перерабатывающих предприятий по переработке сельскохозяйственного и животноводческого сырья;
— участие в постоянно действующих и передвижных оптовых российских, международных ярмарках и выставках;
— совершенствование нормативно-правовой базы в области промышленной деятельности.
Государственная поддержка должна строиться на принципах приоритетности интересов населения региона, гарантий финансовой эффективности, гласности, возвратности предоставляемых средств.
Государственные органы субъектов Федерации часто выступают посредником между хозяйствующими субъектами, расположенными на их территории, и иными юридическими лицами и федеральными структурами. Например, содействуют получению предприятиями федерального заказа, финансирования и инвестиций, их участию в целевых программах. Региональные органы способствуют получению инвестиционного или налогового федерального кредита на льготных условиях, полному или частичному освобождению от уплаты федеральных налогов, их отсрочке или рассрочке, получению гарантии Правительства РФ под кредиты иностранных инвесторов.
Важным инструментом регионального регулирования деловой активности является лицензирование, которое заключается в установлении порядка, при котором выполнение отдельных видов деятельности в регионе возможно только при наличии специального разрешения (лицензии).
В субъектах Федерации принимаются как общие законы о лицензировании, так и специальные, предметом которых является лицензирование конкретных видов деятельности, например, риэлтерской. Многие регионы приняли отдельные законы о лицензировании.
Решение задач социально-экономического развития требует привлечения значительных инвестиций. Реализация крупных инвестиционных проектов и программ в субъектах Федерации возможна лишь в рамках программ социально-экономического развития регионов. Это связано с тем, что любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической инфраструктуры.
Крупные инвестиционные проекты обычно не могут быть разрешены без поддержки региональных властей (финансовой, законодательной, предоставления гарантий).
Помимо традиционных региональных инвестиционных инструментов следует отметить и менее распространенные, но часто эффективные инструменты:
— гарантирование выкупа части эмитируемых ценных бумаг;
— бюджетные гарантии субъекта Федерации;
— двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию региона;
— использование доли собственности субъекта Федерации и прав в качестве залогового фонда.
Привлечение инвестиций требует длительной и кропотливой работы всех органов власти. Среди мер, прямо или косвенно способствующих привлечению инвесторов в регион, можно отметить:
— индивидуальная работа с крупными потенциальными инвесторами;
— представление инвестиционного потенциала региона в виде открытых информационных ресурсов в Internet;
— повышение доверия инвестиционных институтов к региональным гарантиям и инвестиционным инструментам.
— организация взаимодействия региональных банков с другими банками и финансовыми компаниями;
— поиск стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в заинтересованных регионах и за рубежом;
|
|
— поддержка программ социально-экономического развития региона в федеральных органах власти;
— информационные, консалтинговые, ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателям инвестиций;
— координация деятельности региональных инвестиционных институтов.
Работа по социально-экономическому развитию региона должна обеспечиваться соответствующим информационным и организационным сопровождением. Такое сопровождение представляет собой взаимосвязанную систему информационно-аналитических проектов, информирующих об экономической и инвестиционной ситуации в регионах, о наиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовых институтов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, а также об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическом и социальном положении.
Важным направлением информационного сопровождения программ социально-экономического развития регионов, являются региональные сайты в сети Internet. Сеть Internet позволяет создать единое информационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также среду общения, продвижения и реализации региональных проектов и программ. Представляемая информация должна включать информационно-рекламные материалы о регионе, отраслях хозяйства, крупных компаниях.
Решение задач развития региона может потребовать создания региональных информационных центров, обеспечивающих органы управления регионом, предприятия и организации оперативным обменом информацией в интересующих сферах деятельности.
Основным инструментальным средством региональных информационных центров могут являться современные геоинформационные системы, позволяющие создавать единое информационное пространство, обеспечивающее согласованную, оперативную работу различных пользователей информации, каждый из которых имеет возможность использования всех ресурсов формируемого информационного пространства. Информационная база геоинформационной системы включает картографическую и фактографическую информацию. Основу картографической информации составляет географическая карта региона.
|
|