Преимущества опросов перед другими методами сбора данных.
1. Пространные интервью дают более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемых,анкетные опросы — массовую представительную картину.
Целесообразно комбинировать анкетный опрос (в том числе почтовый) и интервью в одном исследовании. Для интервью отбирают 5—6% из тех, кто подвергается анкетному опросу.
Выборочное интервьюирование опрошенных по анкете дает возможность:
(а) проверить обоснованность и надежность анкетных сведений
(б) углубить интерпретацию данных в целом.
Польский социолог Ян Лютинский выделяет четыре принципиальные концепции разработки опросного документа.
1. Тестовая концепция опирается на практику психологов: множество вопросов предназначено для измерения одной социальной установки, аттитюда. Такова, например, шкала Гуттмана или "кафетерий" Лайкерта. Такие тестовые блоки вполне могут включаться в обычную анкету, разрабатываемую по иной концепции.
2. Традиционная концепция: простейшее совпадение программного и индикаторного вопросов, например, всех паспортных вопросов.
3. Индикаторная концепция предполагает развитие программного вопроса в ряде (или множестве) более частных. Например, вопрос об отношении к рыночной экономике развертывается в множестве конкретных показателей-проявлений рыночного механизма.
4. Расширенная информационная концепция, предлагаемая Лютинским, выделяет три элемента в самой структуре вопроса:
(а) текст вопроса, задаваемого респонденту;
(б) способ классификации полученного ответа, каковой задается кодами;
(в) искомая информация данного вопроса, т. е. связь с изучаемой переменной.
Сочетание опроса и наблюдения повышает достоверность информации, присовокупление к этим материалам документальных свидетельств делает ее еще более убедительной.
Интервью и анкетные опросы могут быть вполне использованы как единственный источник данных. И конечно, использование опросных методов — важный канал изучения общественного мнения по самым разным проблемам покупательского спроса (маркетинговые исследования).
НАЧАЛО
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
НАЧАЛО
1. Виды интервью
2. Формализованное интервью
3. полуформализованное или неформализованное интервью
4. Влияние интервьюера
5. Классификация условий интервью (по И. В. Журавлевой):
6. Требования к интервьерам
7. Ход беседы.
8. Причины потери контакта
9. Оформление протокола интервью
10. Как проверяется качество информации, получаемой путем интервью?
11. Выборочный контроль работы каждого интервьюера.
12. Преимущества опросов перед другими методами сбора данных.
13. Четыре принципиальные концепции разработки опросного документа.
НАЧАЛО
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Сценарий занятия:
Первый этап. Подготовительный (проходит до занятия)
- Деление группы на 4 подгруппы
- Каждая подгруппа
- формулирует тему социологического исследования, используя метод стандартизированного интервью
- составляет программу социологического исследования
- разрабатывает инструментарий (стандартизированное интервью)
Второй этап. Процедурный (проходит на занятии)
1. Блиц-опрос лекционного материала
2. Представление программы и инструментария социологического исследования каждой группой (обязательно с визуальным сопровождением, т.е. с использованием мультимедийного проектора)
3. Обсуждение и анализ представленного инструментария
4. Подведение итогов
Оценивание занятия:
1. знание лекционного материала – до 5 баллов
2. активная работа в подгруппе - до 5 баллов
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. найти в Интернете разработку социологического исследования другого автора (программа + инструментарий (сценарий интервью)
2. проанализировать достоинства и недостатки этой разработки
3. Сдать в электронном виде на адрес: sr-dsum@yandex.ru
Требования к оформлению:
1. Титульный лист
2. Разработка социологического исследования другого автора с указанием автора и источника (адреса)
3. Ваш анализ
4. Выводы
5. Литература, которую Вы использовали в процессе подготовки