Общая оценка возможностей опросных методов

Преимущества опросов перед другими методами сбора данных.

1. Пространные интервью дают более глубокую и раз­вернутую панораму субъективного мира опрашиваемых,анкетные опросы — массовую представительную карти­ну.

Целесообразно комбинировать анкетный опрос (в том числе почтовый) и интервью в одном исследовании. Для интервью отби­рают 5—6% из тех, кто подвергается анкетному опросу.

Выборочное интервьюирование опрошенных по анкете дает возможность:

(а) проверить обоснованность и на­дежность анкетных сведений

(б) углубить интерпрета­цию данных в целом.

Польский социолог Ян Лютинский выделяет четы­ре принципиальные концепции разработки опросного документа.

1. Тестовая концепция опирается на практику психоло­гов: множество вопросов предназначено для измерения одной социальной установки, аттитюда. Такова, например, шкала Гуттмана или "кафетерий" Лайкерта. Такие тестовые блоки вполне могут включаться в обычную анкету, разрабатываемую по иной концепции.

2. Традиционная концепция: простейшее совпадение программного и индикаторного вопросов, например, всех паспортных вопросов.

3. Индикаторная концепция предполагает развитие программного вопроса в ряде (или множестве) более частных. Например, вопрос об отношении к рыночной экономике развертывается в множестве конкретных по­казателей-проявлений рыночного механизма.

4. Расширенная информационная концепция, предла­гаемая Лютинским, выделяет три элемента в самой структуре вопроса:

(а) текст вопроса, задаваемого рес­понденту;

(б) способ классификации полученного ответа, каковой задается кодами;

(в) иско­мая информация данного вопроса, т. е. связь с изучае­мой переменной.

Сочетание опроса и наблюдения повышает достовер­ность информации, присовокупление к этим материа­лам документальных свидетельств делает ее еще более убедительной.

Интервью и анкетные опросы могут быть вполне использованы как единственный источник данных. И конечно, использование опросных методов — важный канал изучения общественного мнения по самым раз­ным проблемам покупательского спроса (маркетинго­вые исследования).

НАЧАЛО


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

НАЧАЛО

1. Виды интервью

2. Формализованное интервью

3. полу­формализованное или неформализованное интервью

4. Влияние интервьюера

5. Классификация условий интервью (по И. В. Журавлевой):

6. Требования к интервьерам

7. Ход беседы.

8. Причины потери контакта

9. Оформление протокола интервью

10. Как проверяется качество информации, получаемой путем интер­вью?

11. Вы­борочный контроль работы каждого интервьюера.

12. Преимущества опросов перед другими методами сбора данных.

13. Четы­ре принципиальные концепции разработки опросного документа.


НАЧАЛО

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Сценарий занятия:

Первый этап. Подготовительный (проходит до занятия)

  1. Деление группы на 4 подгруппы
  2. Каждая подгруппа
    1. формулирует тему социологического исследования, используя метод стандартизированного интервью
    2. составляет программу социологического исследования
    3. разрабатывает инструментарий (стандартизированное интервью)

Второй этап. Процедурный (проходит на занятии)

1. Блиц-опрос лекционного материала

2. Представление программы и инструментария социологического исследования каждой группой (обязательно с визуальным сопровождением, т.е. с использованием мультимедийного проектора)

3. Обсуждение и анализ представленного инструментария

4. Подведение итогов

Оценивание занятия:

1. знание лекционного материала – до 5 баллов

2. активная работа в подгруппе - до 5 баллов


ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. найти в Интернете разработку социологического исследования другого автора (программа + инструментарий (сценарий интервью)

2. проанализировать достоинства и недостатки этой разработки

3. Сдать в электронном виде на адрес: sr-dsum@yandex.ru

Требования к оформлению:

1. Титульный лист

2. Разработка социологического исследования другого автора с указанием автора и источника (адреса)

3. Ваш анализ

4. Выводы

5. Литература, которую Вы использовали в процессе подготовки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: