Оценка кандидатов.
В зависимости от требований к должности, оценка кандидатов должна включать анализ различных качеств личности (например, самообладание или способность решать проблемы). Здесь применимы многие методы, ни один из которых не является универсальным, но каждый помогает раскрытию личности.
• Предварительное собеседование — обязательное и универсальное средство оценки кандидата. Оно позволяет изучить его личность, мотивацию и логику профессиональной карьеры. Собеседование может быть индивидуальным и групповым. Групповое собеседование дает возможность оценить поведение индивида в команде, что имеет большое значение при необходимости выработки коллективного решения поставленной задачи.
— Тестирование — широко распространенная практика оценки кандидатов. Тесты подразделяются на несколько категорий в зависимости от оцениваемых свойств:
— Тестирование интеллекта.
— Тестирование свойств личности, гипотетически определяющих поведение кандидата.
— Тестирование профессиональных знаний и навыков. Эти тесты наиболее распространены в отечественной практике, поскольку обладают самой высокой степенью надежности.
— Тестирование интересов кандидата.
— Графология — по частоте применения является одним из основных методов оценки личности в Европе. Графология дает информацию об основных чертах личности, которые, предположительно, раскрываются в почерке. Иногда кандидата ставят в известность о результатах графологической экспертизы, но чаще всего она проводится без его ведома. В России широкого распространения этот метод не получил.
— Диагностическое собеседование. Это одна из наиболее важных ступеней оценки персонала при отборе. Диагностическое собеседование собирает основную, информацию для определения пригодности кандидата на вакантную должность.
Диагностическое собеседование может быть
— структурированным (проводимым по схеме), что позволяет, с одной стороны, получить однотипную информацию от всех кандидатов для ее последующего сравнения, с другой стороны, не позволяет менять ход собеседования в соответствии с ответами кандидата;
— слабо формализованным и включать только перечень основных вопросов, оставляя за проводящим его специалистом возможность задавать дополнительные вопросы;
— неформализованным, т. е. осуществляться без заранее сформулированного списка вопросов. Его преимущество — возможность получить неожиданную и важную информацию, недостаток — возможное влияние особенностей личности специалиста, проводящего собеседование.
• Проверка рекомендаций и «наведение справок» — заключается в опросе лиц, имевших профессиональный контакт с кандидатом, и является дополнением к другим методам раскрытия личности. Этот метод служит для подтверждения (или проверки) сведений, сообщенных кандидатом, но сопряжен с риском субъективности мнений собеседников. Информация может собираться у лиц, названных самим кандидатом, а также по выбору агентства по найму или нанимателя. В любом случае этот метод предполагает конфиденциальность в отношении намерений кандидата. Если он занимает определенную должность, то выяснение мнений его руководителя или коллег недопустимо. Данный метод не является систематическим в практике найма, он применяется только при приеме или назначении на должность, предполагающую известность кандидата в профессиональных кругах.
• Медицинское обследование. Некоторые организации требуют гарантий того, что человек физически, по медицинским показаниям, годен работать и взаимодействовать с коллективом, застраховать его от получения травм и потери здоровья.
• Окончательный выбор кандидата на должность. Предполагает участие руководителя предприятия или его заместителя после представления кандидатуры нанимателем. На данном этапе определяющим является принятие решения. Слишком быстрое решение произведет впечатление необдуманности или субъективности. Слишком затянутое — отпугнет нужных кандидатов, и они примут другие предложения.
Помимо результатов разных видов тестирования и собеседования, критерием отбора является и поведение кандидата. Существуют неписаные нормы поведения, несоблюдение которых ставит под сомнение позитивный результат собеседования или тестирования. Примерами несоблюдения таких норм являются опоздание на собеседование, назойливость и т. д.
Обсуждение условий найма идет на протяжении всей процедуры, но после завершения отбора могут быть затронуты следующие вопросы:
• срок найма;
• уровень присвоенной квалификации;
• продолжительность испытательного срока;
• денежное вознаграждение;
• дополнительные условия контракта.
Существуют следующие методы обучения:
• лекция. Представляет собой выступление преподавателя при очень ограниченном обсуждении;
• групповое обсуждение. Описание реалистичной ситуации и распределение между слушателями конкретных ролей;
• ситуационный анализ. Письменное описание реальной ситуации или вопроса, с которыми менеджеру пришлось столкнуться в конкретной организации. Слушатели предлагают выход из ситуации;
• управленческие игры. Слушателям предоставляется информация об организации. Их разбивают на группы, и каждая группа должна принять оперативное решение и оценить его;
• подготовка стажеров. Слушатели работают под руководством опытного преподавателя, имеющего лицензию, и получают более низкую зарплату;
В зависимости от целей и задач обучения существуют следующие основные виды обучения:
• обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии и т.д.;
• ежегодное обучение руководителей и специалистов для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами;
• повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов;
• стажировка — форма обучения, в процессе которого закрепляются на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки. Осуществляется также для изучения передового опыта;
• профессиональная переподготовка направлена на получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.