Структура социологического знания

01.02.2012

1. Культура – совокупность ценностей, убеждений и выражающих их специфических символов, таких как мораль или искусство, которые являются общими для какой-либо группы людей и служат для систематизации человеческого опыта

2. Социальная система – совокупность взаимосвязанных социальных явлений и процессов, образующих некоторый целостный социальный объект

3. Социальный процесс

4. Социальные группы

5. Социальная стратификация – (слой, страта) изучение всех соц. слоев общетсва

6. Социальные институты

7. Индивид

Общенаучные методы:

1. Наблюдение

2. Описание

3. Индукция и дедукция

4. Анализ и синтез

5. Сравнение

Частнонаучные методы:

1. Социологический опрос (интервьюирование и анкетирование)

2. Соц. эксперимент

3. Работа с документами

История, становление и развитие социологии

Основные направления из школы современной зарубежной социологии

Среди различных школ социологии чаще всего выделяют 3 направления:

1. Функционализм (американцы Торкот Пастернс и Меркот)

Общество в целом состоит из тесно взаимосвязанных друг с другом компонентов, они поддерживают существование всей системы

2. Конфликтологический (Карл Марск, Миллкс, Ральф Далендор)

Трения и конфликты между социальными группами это естественное состояние общества. Соц. жизнь - это есть нескончаемый процесс борьбы за власть. В каждом обществе ресурсы распределяются неравномерно. Соц. структуры закрепляют преимущества одних соц. групп по отношению к другим, и организуют общество таким образом, чтобы поддержать и укрепить свое господство.

3. Символический интеракционизм (Гербер Гмит и Джордж Хомакс)

Символический – обозначает, что делается акцент на смысле, который вкладывается действующими лицами, вступающими во взаимодействие.

Эта теория рассматривает общество с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.

Теория получила свою модификацию в виде «теории обмена». Основатель этой теории Джорж Хомакс, считает, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, предметами обмена может быть все что имеет соц. значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену и поведение человека находится в рамках этой шкалы.

Огюст Конт раскрывал суть позитивизма:

1. Реальное в противовес химерическому

2. Полезное в противовес негодному

3. Достоверное в противовес сомнительному

4. Точное в противовес смутному

5. Организующее в противовес разрушительному

Его работы:

· Курс позитивной философии

· Система позитивной политики

· Субъективный синтез

Классическое развитие социологии

Гербер Спесерс (1820-1903)

Как и Конт положил в основу своего мировоззрения принцип эволюционности в развитии общества и природы. Он постоянно проводил аналогию между социально и биологической эволюцией. Соц. революции рассматривал как болезнь общества, выживаемость рассматривал как приоритет более одаренных и наиболее приспособленных. Впервые этот ученый ввел в научный оборот понятия: структура, функция, соц. институт.

Карл Маркс (1818-1883)

Пессимистично оценивал возможности капитализма, анализируя его противоречия и социальные язвы (рост преступности, нищеты, разорение крестьянства и сказочное обогащение кучки буржуев). Главная движущая сила общества – классовая борьба. Именно поэтому Маркса считают основоположником теории соц. конфликта. Единственный из социологов выступал за революционный путь изменения общества.

Макс Вевел (1864-1920)

Превыше всего ставил отдельную личность. Причиной развития общества считал культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Вевелу только отдельная личность обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

Подошел к теории социального действия, выделяя 4 типа соц. действия:

1. Целе-рациональное действие

2. Ценностно-рациональное

3. Традиционное

4. Аффективное

В соответствие с типологией соц. действия выделяется 3 типа господства:

1. Рациональное

2. Традиционное

3. Харизматическое

Эмиль Дюргейм (1858-1917)

Предлагал опираться на соц. факты (коллективные привычки, обычаи, традиции).

Вельфредо Паретто (1848-1923)

Выдвинута концепция циркуляции или смены элит в обществе, согласно которой основы общественных процессов это творческая сила и борьба элит за власть. Наиболее одаренные представители низов поднимаются вверх, пополняя ряды правящей элиты. Представители же правящей элиты деградируя опускаются вниз. Так происходит круговорот элит. Циклы подъема и упадка, возвышение и падение элиты является законом существования человеческого общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: