Кайзен-костинг

Слово “кайзен” в переводе с японского означает “улучшение, усовершенствование ма­ленькими шагами”. Понятие кай­зен очень широко – оно обозначает усовершенствование как в личной, семейной и общест­вен­ной жизни человека, так и в его трудовой деятельности.

Когда слово “кайзен” употреб­ляют в отношении деятельности человека на его рабочем мес­те, имеют в виду процесс постоянного улучшения, в который вовлекаются все сотрудники компании – от старшего менеджера до простого рабочего[2].

Целью кайзен является усовер­шенствование деятельности компании или её отдельных подразделений с помощью внут­рен­них резервов, без привле­че­ния крупных инвестиций извне.

Понятие же “кайзен-костинг” означает обеспечение необходимого уровня себестоимости продукта и поиск возможностей снижения затрат до некоторого целевого уровня. Система кайзен-костинг – важнейший и необходимый элемент японского управленческого учёта, в отличие от понятия кайзен, кото­рое можно рассматривать как своеобразную философию, стиль управления и взаимодействия персонала.

Таким образом, кайзен – это философия постепенного усовершенствования качества и бизнес-процессов, а кайзен-костинг – инструмент снижения затрат, который используют ме­неджеры для дости­жения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.

Одним из наиболее ярких примеров того, как работает система кайзен, явля­ется опыт компании Toyota, разработавшей широко известную своей эффективностью кон­цепцию про­изводства TPS. Данная концепция создаёт все условия для сохранения ресурсов путём устранения непродуктивных потерь, а одним из её ключевых элементов является система непрерывного усовершенстования «маленькими шагами» – кайзен. Философия кайзен предполагает участие всех членов большой команды Toyota, ко­то­рые активно выдвигают идеи и предложения, позволяющие улучшить производственный процесс. Члены команды Toyota пос тоянно учатся быть внимательными к непродуктивным потерям; они выявляют те затраты материалов, усилий и времени, которые не приносят пользы, и оперативно устраняют их. Компания Toyota проводила радикальную реорганизацию систем управ­ле­ния производством и людскими ресурсами. Программа реконструкции затронула многие за­воды и сборочные линии.

Считается, что тремя краеугольными камнями японской системы управле­ния затратами (cost management system) являются таргет-костинг, кайзен-костинг и функция поддержки до­стигнутой себе­стоимости.

Система управления затратами в компании Toyota, изображённая на рис. 1, позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестои­мости, рацио­нально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия мно­жества людей, вовлечённых в производственный процесс, и совместными уси­ли­ями доби­ваться достижения поставленных целей.

Рис. 1. Система управления затратами в компании Toyota.

И таргет-костинг, и кайзен-костинг решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и раз­ными методами. Обе концепции предназначены для снижения уровня отдельных статей за­трат и себестоимости конеч­ного продукта в целом до некоторого приемлемого уровня, но если мы разделим жизненный цикл продукта на две части – стадию планирования и раз­работки и стадию произ­вод­ства, то таргет-костинг решает данную задачу на первой ста­дии, а кайзен-костинг – на вто­рой.

Вместе обе системы дают предприятию весьма ценное конкурентное преимущест­во, состоя­щее в достижении более низкого по отношению к конку­рентам уровня себе­стои­мости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата / удержания соответствую­щих секторов рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: