Идентификация рисков

ЛИТЕРАТУРА

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ

Конспект урока-лекции

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших инструментов, позволяющих рационально использовать рабочую силу. При разработке политики в области заработной платы необходимо учитывать соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда.

Можно выделить три основные модели, определяющих соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы (рис.16):

· рост заработной платы пропорционален росту производительности труда;

· рост заработной платы отстает от роста ПТ (дегрессивная модель);

· рост заработной платы опережает рост производительности труда (прогрессивная модель).

Рис. 16 Соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда

Первую модель (рис. 16, I) можно считать идеальной. В масштабах государства она не порождает инфляции, а для предприятия содержит стимул к повышению производительности труда его работников. На практике такое соотношение поддерживать трудно.

Вторая ситуация (рис. 16, II) не должна порождать инфляцию, но не содержит стимула к повышению производительности труда.

Если темп роста заработной платы опережает темп роста производительности труда, то такая модель стимулирует рост производительности труда, но порождает инфляцию (рис. 16,III). Слишком высокие темпы роста заработной платы (рис. 16, IV) нарушают связь между затратами труда и его оплатой, что так же приводит к снижению его производительности.

Таким образом, грамотная политика в области оплаты труда позволяет повышать его производительность, а, следовательно, эффективность использования рабочей силы.


Цели:

показать взаимосвязь методики обучения грамматике с другими науками;

раскрыть сущность преподавания грамматики в начальной школе.

План:

1) взаимосвязь методики обучения грамматике с философией;

2) основополагающие данные языкознания;

3) необходимость знаний психологии и педагогики;

4) невозможность обучения без знаний передового опыта.

1) Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978.

2) Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

3) Золотова Г.А. О возможностях перестройки в преподавании русского языка. Русский язык в школе. – 1989. - №5.

4) Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

5) Русский язык в начальных классах. Под редакцией Соловейчика М.С. – М., 1993.


Одна из важнейших задач обучения и воспитания школьников -формирование у них системы научных взглядов на мир, поэтому методика русского языка опирается на такую науку, как философия.

Каждая учебная дисциплина вносит определенный вклад в форми­рование у учащихся элементов научного мировоззрения. В начальной школе это в большей мере осуществляется на уроках чтения и природоведения, но и уроки русского языка через грамматический материал выполняют эту задачу (разделы "Лексика", "Фонетика", "Словообразование" особенное место занимают).

Сущность языка как общественного явления выражается в его коммуникативной функции. Ведущее направление в изучении русского язы­ка в школе, в том числе и начальной, - осознание учащимися коммуникативной функции языка.

Методика обучения грамматике опирается на научные данные языкознания. Грамматика сама является разделом языкознания, которая изучает строй слова и предложения в языке. В начальной школе мы имеем дело с элементарными сведениями по языкознанию, но они даются научно. Например, различение букв и звуков вол - вёл, угол - уголь и т.д.

Методика обучения грамматике опирается на данные психологии.

Грамматические понятия носят отвлеченный характер предмета, признака, действия - абстракция, которую ребенок может усвоить лишь постепенно.

Рука, ручка, парта - предметы, но и мысль, доброта, зло - с точки зрения грамматики тоже предметы.

Дети привыкли видеть в словах реальные значения, а грамматика говорит не о лексических, а о формальных, грамматических значениях слов.

Возникавшее у детей противоречие между реальными и формальными признаками слова надо примирить. Опираясь на данные психологии, методика разрабатывает систему упражнений, которые помогают решить данное противоречие. Мы учим детей приемам умственной деятельности, которые помо­гают обобщить знания и выработать навыки отличия одной орфограммы от другой.

Методика, опирается на научные данные педагогики.

- учебный материал должен быть доступен детям;

- использовать наглядные пособия, так как мышление в этом возрасте конкретное;

- учитывать принцип преемственности и перспективности (в каждом клас­се дети получают знания, которые становятся фундаментом для полученных сведений в следующих классах);

- отбирать дидактический материал, ценный в воспитательном значении, а методические приемы должны способствоватъ развитию детей;

- новые знания, умения и навыки приобретается сознательно, а это лучше всего происходит, если дети самостоятельно добывают эти знания, дела­ют выводы и обобщения, выводят правила.

Методика обучения грамматике опирается на передовой опыт школы, города, района и т.д.

От грамматики следует отличать правописание (графику, орфографию, пунктуацию). Правописание опирается на грамматику, но имеет свои особенности.

При определении рисков, свойственных деятельности данного конкретного предприятия, целесообразно пройти вдоль технологической цепочки производства (бизнеса) с выделением на каждом "технологическом" этапе всех возможных рисков. Упрощенно можно выделить следующую схему: кредитование предприятия - закупка сырья и комплектующих - завоз сырья и комплектующих - хранение - производство - хранение готовой продукции - вывоз готовой продукции - проведение расчетов с покупателями - кредитные платежи. Для каждого предприятия эта схема адаптируется с учетом конкретных условий его бизнеса.

Риски должны рассматриваться в комплексе, с учетом их взаимного влияния. Так, взрыв газового оборудования может повлечь за собой пожар, остановку производства, срыв договорных поставок, несвоевременные платежи по кредитам, др.

Кроме того, некоторые риски могут быть отрицательно коррелированны по отношению друг к другу (один риск компенсируется другим). Например, при падении цен на рынке сырья снижается объем продаж. В то же время, если у компании есть дочернее предприятие, которое использует то же самое химическое сырье для производства, то благодаря низким ценам издержки этого предприятия падают, а прибыль растет. Объединив два риска в один портфель, компания получает естественную компенсирующую позицию. Или более простой пример: остановка производства при срыве поставок сырья приводит к снижению вероятности взрывов, пожаров и т.д.

Помимо разбиения рисков на основе технологической цепочки, следует произвести разделение предприятия на отдельные объекты - здания, сооружения, структурные подразделения и т.д. в зависимости от вида рассматриваемого риска.

Выделяются следующие основные этапы идентификации риска: определение источника риска, определение эффекта воздействия риска, определение зоны поражения. Эта процедура производится для каждого выделенного объекта предприятия.

На этапе определения источника риска необходимо выяснить принципиальную возможность существования данной угрозы. Ее источник может быть как внутренним, так и внешним. Так, наличие электропроводки в помещении означает, что принципиально существует угроза возникновения пожара. При этом нет необходимости анализировать все возможные причины возникновения риска - достаточно выделить одну из них. Подчеркнем, что количественная оценка вероятности возникновения такого события здесь не рассматривается. Если в самом объекте источник риска отсутствует, следует изучить возможность существования внешних угроз. Так, абсолютно безопасное с точки зрения возникновения взрыва и пожара предприятие может иметь по соседству нефтебазу или газозаправочную станцию.

При определении эффекта воздействия риска выясняется, что именно на данном объекте может пострадать и в какой степени. Например, несмотря на наличие возможности возникновения пожара, на рассматриваемом объекте может отсутствовать что-либо, что способно гореть в данных условиях. Или: риск хищения может иметь отношение к элементам отделки здания, но не имеет отношения к его фундаменту.

На этапе определения зоны поражения производится построение сценариев дальнейшего развития событий и оценка того, какие последствия будет иметь данное событие для других объектов предприятия. При этом рассматривается как возможность перехода воздействия риска на другие объекты, так и инициирование связанных с данным риском последствий (цепочка "пожар - перерыв в работе - срыв поставок и т.д."). Построение таких сценариев порой достаточно сложны, т.к. требуют учета взаимного влияния достаточно большого количества факторов. Так, в ситуации, когда пожар начался на складе пиломатериалов, возможно, потребуется учесть линейную скорость распространения пламени по поверхности древесины в условиях пониженной влажности (6,7 см/сек), скорость срабатывания пожарной сигнализации, время приезда пожарной команды, и т.д. Результатом такого расчета станет обоснованная величина площади поражения.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.
Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:
- определение потенциальных зон риска;
- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;
- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.
Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:
1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации;
2. Методы сбора новой информации;
3. Методы моделирования деятельности организации;
4. Эвристические методы качественного анализа;
Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа. На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.
Если предпринимательское решение принимается группой лиц, вероятность нежелательного исхода может быть определена экспертным путем. Следует отметить, что в том случае, если вероятность нежелательного исхода велика, предпринимателю следует осторожно относиться к данной сделке, т.к. в данной ситуации велик риск неудачи. В то же время игнорирование любых вариантов, связанных с любым уровнем риска, может в условиях рыночной экономики привести к утере конкурентоспособности фирмы.
Авторами, занимающимися исследованиями в этой области (Т. Бачкаи, В. Рудашевский, К. Татеиси), разработана эмпирическая шкала риска, которая может быть рекомендована для использования в работе предпринимателя. (табл. 2).
Однако необходимо знать, что предлагаемая шкала носит условный характер и в любом случае окончательное решение о допустимой для конкретной сделки вероятности нежелательного исхода остается за предпринимателем.

Таблица 2 - Эмпирическая шкала допустимого уровня риска

Вероятность нежелательного исхода (величина риска) Наименование градаций
1 0,0 – 0,1 Минимальный риск
2 0,1 – 0,3 Малый риск
3 0,3 – 0,4 Средний риск
4 0,4 – 0,6 Высокий риск
5 0,6 – 0,8 Максимальный риск
6 0,8 – 1,0 Критический риск

Бачкаи Т., Рудашевский В., Татеиси К. «Хозяйственный риск и методы его измерения» - 1979 г.


Первые три градации вероятности нежелательного исхода соответствует нормальному, разумному риску, при котором рекомендуется принимать обычные предпринимательские решения. Решения с большим уровнем риска рекомендуется принимать в особых случаях (если при неудачи они не приведут фирму к банкротству).

  • В практической деятельности при анализе риска в основном пользуются анализом нижнего предела прибыли, а именно – определением точки безубыточности и того объема производства и сбыта, который обеспечивает безубыточную работу. Если запланированный объем реализации продукции/услуги существенно выше, тогда риск потерь невелик. Аналитическим представлением модели безубыточности служит уравнение безубыточности: Выручка = Затраты [24,с.70].
    Из этого уравнения выводятся основные параметры модели:
    – критический (безубыточный) объем производства=порог рентабельности;
    – критическое значение цены реализации;
    – критическое значение постоянных затрат;
    – критическое значение переменных затрат.
    По каждому из исследуемых параметров рассчитывается маржа безопасности или запас финансовой прочности предприятия – процентное соотношение плановой или фактической и критической величины параметра. По параметру объем производства запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов при изменении ситуации на рынке может упасть объем производства вплоть до критического.
  • Выделение рисков предприятия и качественная оценка их значимости.
  • Создание карты рисков предприятия.




double arrow
Сейчас читают про: