Методики социального проектирования

ОГЛАВЛЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ассэль Гэнри. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Вайсман А., Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Экономика, 1995.

3. Виханский О.С. “Стратегическое управление”, Издательство Московского Университета.,1998, 455 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во Московского университета, 1995.

5. Глушаков В.Е. Стратегический менеджмент: Учебное пособие, «Экоперспектива», 2001. – 167 с.

6. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование// Маркетинг в России и за рубежом, №4, 2001, с. 124.

7. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 1995. – 257 с.

8. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. – М.: Издательство "Финпресс", 1998 г. – 192 с.Мескон М. Х.,

9. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Эффективный менеджмент. – М.: Высшая школа, 2003. – 555 с.

10. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.:ИНФРА-М; Новособирск, 1999. – 288 с.

11. Муромкина И.И. Разработка стратегий маркетинга на рынке потребительских товаров. - Н.Новгород: НКИ, 2000.

12. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА - М, 2001. – 97 с.

13. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия//Управление компанией, №3, 2001, с.18.

14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 448 с.

15. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. Пособие./Под ред. А.П. Градова. – 3-е изд., испр. – СПб.: Спец. – Лит., 2000г. – 589 с.


Введение…………………………………………………………………………...  
Лекция 1. Этапы развития методологии стратегического управления ……….  
Лекция 2. Основные понятия и определения стратегического менеджмента...  
Лекция 3. Методика анализа внешней среды …………………………………...  
Лекция 4. Методика анализа внутренней среды фирмы………………………..  
Лекция 5. Анализ хозяйственного портфеля фирмы…………………………...  
Лекция 6. Виды конкурентных стратегий фирмы……………………………..  
Лекция 7. Диверсификационные и интернационализационные стратегии фирмы………………………………………………………………………………  
Лекция 8. Конкурентные преимущества фирмы ………………………………  
Лекция 9. Разработка комплексной стратегии развития фирмы……………..  
Лекция 10. Корпоративная стратегия: базовые подходы……………………….  
Лекция 11. Примеры реализации корпоративной стратегии в диверсифицированных фирмах………………………………………………………………..  
Список литературы………………………………………………………………..  

Методики – способы достижения цели.

Методики бывают:

  1. матрица идей (когда на основе различных идей составляются несколько вариантов решений той или иной проблемы)
  2. метод аналогии (сравнение различных объектов по определённым показателям)
  3. методика мозгового штурма (генерации идей, с их равноправной конкуренцией и возможностью сопоставления), осуществляется путём коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки и полемика мнений.
  4. построение дерева целей (построение определённой структуры, снабжённой ключевыми целями по совершенствованию (улучшению) некой проблемной ситуации и соответствующими этим целям задачами)
  5. дерево целей это постановка целей и перевод их на язык задач (разложения по отдельным действиям и мероприятиям, при этом все составляющие дерева целей имеют качественную и количественную оценку – это даёт возможность сравнивать их и определять наилучший вариант)

Дерево целей. Пример.

Задачи: 1. Содействие развитию малого и среднего предпринимательства 2. создание условий, для расширения рынка сельхоз продукции, сырья и продовольствия 3. стимулирования занятости населения (организация дополнительных рабочих мест в количестве…) 4. организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы городского округа. 5. Учреждение печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов Задачи: 1.Утверждение бюджета города и контроль за его исполнением 2.Изменение и отмена местных налогов и сборов 3.Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования (к 2013 году обязательство построить … км дорог) 4.Повышение уровня предоставления услуг образования и культуры 5.Популяризация объектов культурного наследия (памятников истории культуры, находящихся в собственности города) 6.Организация и оказание на территории города первичной медико-санитарной помощи 7.Обеспечение социальной безопасности отдельных групп населения 8.Осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов (количество домов) Задачи: 1.Организация охраны общественного порядка на территории города 2.Создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка 3.Улучшение содержания деятельности аварийно-спасательных служб 4.Организация ряда мероприятий по охране окружающей среды (с перечислением мероприятий) 5.Улучшение организации сбора, вывоза, утилизации, и переработки бытовых и промышленных отходов. 6.Улучшение благоустройства территории города, нацеленное на воспроизводство городских лесов, расположенных в границе города.

Этапы проектирования

Этапы проектирования – система приёмов, методов, правил, процедур по созданию социального проекта.

Этапы проектирования:

1. Описание проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это наличие противоречия и осознание проблемной ситуации, осознание необходимости решения возникшего противоречия, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие, успешное движения вперёд.

2. Паспортизация объекта – это получение точных данных об объекте, о системе, о явлениях, т.е. описание его состояния, т.е. анализ качественных и количественных параметров. Внесение показателей, которые будут изменяться.

3. Цель – является основным поводом, для начала деятельности. Построение целей (целеполагание) включает в себя:

А) Отображение потребности

Б) Отображение путей и способов её удовлетворения (планирование действий)

В) Отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и не желаемых)

4. Определение задач (этапы достижения целей) см. дерево целей.

5. Предвидение тенденций и перспектив возможного дальнейшего развития (если …, то…)

28 марта 2012 г.

Социальная организация.

  1. Сущность организации, её типы, виды и формы управления.
  2. Социальная организация, признаки, структуры, элементы.

Типы организации: неформальные организации (межличностные связи), формальные организации.

Признаки формальной структуры организации: рациональность, безличность, функциональность, наличие персонала.

Виды организации:

По формам собственности: государственные, кооперативные, акционерные, собственность трудового коллектива, частные, смешанные, совместное с иностранным капиталом, иностранное.

Организации бывают производственные(трудовые) и социальные.

Социальная организация-система социальных групп и отношений между ними, для достижения определённых целей, посредством распределения функциональных обязанностей, координацию усилий и соблюдение определённых правил взаимодействия. В основе построения организации лежит сочетание двух принципов:

  1. Координационный принцип (горизонтальный)
  2. Иерархический принцип (вертикальный)

Формы управления.

  1. пирамидальная структура
  2. «линейка» или линейная структура
  3. матричная структура (наличие многих отделов, взаимосвязь между отделами и т.д.)
  4. конгомерантная (транснациональные компании)

Признаки социальной организации:

  1. наличие единой цели
  2. распределение функций
  3. наличие коммуникаций (взаимодействие)

Структура организации: производственная структура и непроизводственная структура (межличностные связи). В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень (внешняя среда организации и внутренняя среда организации).

Основные факторы внешней среды:

  1. политическая ситуация
  2. влияние рынка (особенно конкуренты и рынок труда)
  3. роль экономики
  4. влияние социальных и культурных факторов
  5. технологии

Внутренний уровень (внутренняя среда организации), та обстановка, в которой приходится работать людям, объединёнными совместными целями, интересами и деятельностью.

Элементы внутренней среды организации:

  1. формальная структура (нормативная структура)
  2. цель – это «цемент» организации, связующее организации

виды целей:

а) цель – задание, т.е. программа действий

б) цель – ориентация, т.е. совокупность целей всех участников организации

в) цель – система, т.е. стремление организации сохранить себя

г) цель – коммуникация

3. Участники организации (персонал), обладающий знаниями, квалификацией, мотивация.

4. Технология, т.е. организация – то место, где производятся определённые типы работ.

Под технологией мы понимаем:

А) технология как система физических объектов

Б) технология как связь физических объектов и человеческой активности

В) технология как совокупность знаний и умений.

Организационная культура.

  1. понятие организационной культуры и её происхождение
  2. уровни и элементы организационной культуры
  3. типология организационной культуры

Организационная культура это совокупность норм и ценностей конкретной организации. Включает в себя ценности организации и её символику. Термин организационная культура (корпоративная культура) был введён в 1969 году. Организационная культура – набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражения в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Уровни и компоненты организационной культуры.

1. Национальная культура (самый масштабный) - та культура в которой мы живём

А) организационная культура (поверхностный и глубинный уровни)

Элементы организационной культуры:

  1. идентификация организации (её позиционирование и т.д.)
  2. коммуникативные системы и язык общения
  3. одежда и внешний вид
  4. осознание времени и отношение к нему
  5. взаимоотношения между людьми
  6. ценности и нормы
  7. убеждения и мировоззрения (перекличка с п.1)
  8. развитие и самореализация сотрудников
  9. особенности и методы работы

Типология орг. культур.

  1. индивидуализм и коллективизм
  2. дистанция власти (досягаемость начальников)
  3. культура с низким или высоким уровнем избегания неопределённости (на сколько долго человек планирует работать в данной организации)
  4. мужской и женский тип культуры
  5. культура высокого риска и быстрой обратной связи, культура низкого риска и быстрой обратной связи, культура высокого риска и медленной обратной связи, культура низкого риска и медленной обратной связи (система государственной службы)

Организационная культура должна быть ценна для сотрудников, должна быть неподражаема.

Методы изучения организационной культуры.

  1. интервью или анкетный опрос. Это опросы в виде анкетирования или интервьюирования, основной целью которых является получение информации на следующие вопросы:

а) ключевые стратегические ценности организации

б) организационные символы (какие понятия и т.п. понятны только сотрудникам вашей организации

в) герои и антигерои в организации

  1. включённого наблюдения происходит изучение устного фольклора. (наблюдатели, по сути «стукачи» которые наблюдают за сотрудниками.)
  2. анализ документов.
  3. изучение сложившийся практики управления

Итогом изучения сложившейся в организации культурной среды должно стать решение трёх задач:

  1. ясно осознать, прописать и сформулировать ведущие ценности, приоритеты, установки, призванные поддержать перспективную организационную стратегию.
  2. прояснить какие культурные ценности будут помогать (или мешать) реализации стратегических целей организации
  3. оценка имеющихся несогласованностей и несоответствий между целями организации и тем, что организация на самом деле из себя представляет.

Изменение организационной культуры.

Типы изменений:

  1. введение новой техники (или технологий)
  2. изменение в организационной структуре
  3. новая система оплаты труда
  4. переход на другой режим работы
  5. пересмотр должностных инструкций (с точки зрения подчинённости)

На возможность изменения культуры влияют следующие факторы:

  1. организационный кризис
  2. смена руководства
  3. стадия жизненного цикла организации
  4. возраст организации (включая возраст сотрудников)
  5. размеры организации
  6. статус организации
  7. уровень культуры сотрудников
  8. наличие национальных субкультур

Для изменения культуры необходима особая структура управления культурой в организации, она предполагает: анализ культуры (её оценка), разработка специальных предложений и мер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: