Реструктуризация предприятия. Схема разработки бюджета маркетинга

Схема разработки бюджета маркетинга

Маркетинг представляет собой четкую систему действий и анализов

При разработке бюджета маркетинга используют две схемы. Первая - планирование на основе показателей целевой прибыли. Вторая - планирование на основе оптимизации прибыли.

Рассмотрим первую схему по этапам:
1.Оценка общего объема рынка на следующий год. Она формируется путем сопоставления темпов роста и объемов рынка в текущем году.
2. Прогнозирование доли рынка в будущем году. Hапример, сохранение доли рынка, расширение рынка, выход на новый рынок.
3. Прогноз объема продаж в будущем году, то есть, если доля рынка составляет n %-, а прогнозируемый общий объем рынка в натуральных единицах равен m единиц, то расчетный объем составит X единиц.
4. Определение цены, по которой товар будет продан посредникам (цена за единицу).
5. Расчет суммы поступлений планируемого года. Определяется умножением объема продаж на цену за единицу.
6. Расчет себестоимости товара: сумма постоянных и переменных издержек.
7. Прогноз валовой прибыли: разность валовой выручки (дохода) и валовой себестоимости реализованной продукции.
8. Расчет контрольного показателя целевой прибыли от сбыта, в соответствии с планируемым коэффициентом рентабельности.
9. Расходы на маркетинг. Определяются как разница суммы валовой прибыли и целевой прибыли по плану. Полученный результат показывает, какую сумму можно истратить на проведение маркетинга с учетом расходов на налогообложение.
10. Распределение бюджета на маркетинг по следующим составляющим комплекса маркетинга: реклама, стимулирование сбыта, маркетинговые исследования.

Вторая схема планирования на основе оптимизации прибыли. Оптимизация прибыли требует от руководства фирмы четкого осознания взаимосвязи между объемом продаж и различными составляющими комплекса маркетинга. Для обеспечения взаимосвязи между объемом продаж и одним или несколькими этапами комплекса маркетинга можно использовать термин "Функция реакции сбыта". Функция реакции сбыта – прогноз вероятного объема продаж в течение определенного отрезка времени при разных условиях затрат на один или несколько элементов комплекса маркетинга (рис.4)


Рис.4. Возможный вид функции реакции сбыта

Предварительную оценку функции реакции сбыта применительно к деятельности фирмы можно сделать тремя способами: во-первых, существует так называемый статистический метод, когда управляющий собирает данные о прошлых продажах и уровнях переменных комплекса маркетинга и производит оценку функций реакции сбыта с помощью статистических приемов. Во-вторых, существует экспериментальный метод, требующий варьирования уровня маркетинговых затрат и их распределения по аналогичным географическим или иным единицам разбивки с последующими замерами достигнутых объемов сбыта. В-третьих, существует ме­тод экспертной оценки, когда при установлении необходимого уровня затрат руководствуются обоснованными предположениями экспертов.

Одним из реальных путей выхода предприятия из кризиса является реструктуризация, т.е. изменение технологической, производственной, общехозяйственной и организационной структур предприятия. Цель реструктуризации – осуществление комплекса мероприятий для преодоления убыточности и достижения нормального, устойчивого функционирования предприятия в соответствии с выбранной стратегией: повышение эффективности производства, управления, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Т.е. антикризисное управление предполагает реструктуризацию производственной, управленческой и финансовой сфер предприятия.

Понятие реструктуризации следует отличать от таких понятий как реформирование и реорганизация.

Реформирование – приведение статуса и экономических отношений в соответствие с новым Гражданским кодексом РФ, приспособление их к рынку.

Необходимость реформирования вызвана сл.причинами:

- сменился общественный строй в стране, плановая экономика заменена рыночной; реформы необходимы, что бы вместо предприятий, приспособленных ля выполнения плановых заданий, создать предприятия, реагирующие на сигналы рынка, конкурентоспособные на рынке.

- изменились формы собственности и организационные правовые формы юридических лиц; предприятия стали в большинстве своем частными и акционерными по Постановлению Правительства или указу Президента. Реформа необходима, чтобы создать условия для перехода собственности к более эффективным собственникам и дать им возможность распоряжаться своей собственностью.

Юридические основы реформирования определены в ГК РФ, законах и постановлениях Правительства РФ. Таким образом, реформирование предприятий обусловлено сменой общественного-экономического строя.

Реорганизация – это изменение структуры и статуса предприятия.

Существует достаточно большое количество вариантов реорганизации. Наиболее часто используемыми являются:

- присоединение к сильным хозяйствам;

- слияние двух предприятий;

- разделение крупного с\х предприятия на более мелкие (благодаря уменьшению повышается их управляемость и заинтересованность работников).

- выделение структурной единицы из предприятия.

- преобразование. (интеграция с предприятиями других отраслей)

Выбор варианта зависит от состояния конкретного предприятия, его целей и задач на момент принятия решения.

Слияние и присоединение могут потребовать предварительного согласования с федеральными и территориальными антимонопольными органами. Реорганизация любого юридического лица (кроме АО) требует единогласного решения всех его участников.

Судьба имущества при разделении или выделении юридического лица решается в передаточном акте и разделительном балансе. Этими документами определяется объем прав и обязанностей образуемых юридических лиц. Имущество передается по разделительному балансу со всеми активами и пассивами, включая прибыли и убытки.

Пути реструктуризации:

1. Реорганизация;

2. Реструктуризация без признаков реорганизации;

3. Очень часто реструктуризация осуществляется комбинированно.

Необходимость проведения реструктуризации вызывают:

А) проблемы выживания – многие крупные сельскохозяйственные предприятия страны находятся на грани краха;

Б) повышение эффективности работы в условиях:
- развивающейся неуправляемости предприятия из-за его расширения – «синдром большого бизнеса»;
- перспективы снижения прибыльности;
- конкуренция.
Возможность осуществления реструктуризации зависит от большого количества самых различных факторов:
- своевременности осуществления, то есть проведения тогда, когда еще не поздно;
- правильного выбора пути реструктуризации;
- наличия или возможности набора, подготовки в приемлемые сроки необходимых кадров;
- наличия или возможности заимствования денежных средств и др.

Реструктуризация без признаков реорганизации может быть осуществлена юридическим лицом путем создания новых юридических лиц (без процедуры выделения) для выполнения определенных функций. Организационно-правовая форма создаваемого нового юридического лица должна соответствовать целям и задачам создания и обеспечивать наиболее эффективное выполнение им возложенных функций. Это может быть дочернее, зависимое либо независимое общество или товарищество, если есть рычаги управления последним помимо доли в уставном капитале. При такой реструктуризации сводятся к минимуму либо полностью отсутствуют многие проблемы реорганизации.
Помимо создания нового юридического лица реструктуризация может осуществляться путем приобретения (определяющего участия) действующего «чужого» предприятия, которое специализировано или достаточно легко переспециализируется на нужды предприятия-покупателя.

Трудности при такой реструктуризации по сравнению с вышеуказанными формами реорганизациями: при создании нового юридического лица велика вероятность ошибки в прогнозе эффективности его работы (многое создается заново); при приобретении (покупке) – борьба с возможным противодействием конкурентов-покупателей, дороговизна покупки.

Выбор того или иного пути реструктуризации зависит от конкретных условий и предпочтение должно быть отдано тому варианту, осуществление которого требует наименьших затрат, наиболее реально, менее рисковано на единицу эффекта, то есть риск должен совпадать с ожидаемым эффектом.


Основные принципы проведения реструктуризации.


Соблюдение основных принципов проведения реструктуризации является необходимым условием успешного ее осуществления.

1. Осознает ли руководитель, что его предприятие необходимо реструктуризовать – в этом заключается ведущая роль руководителя в проведении реструктуризации.

2. Для того, чтобы правильно определить причины и установить диагноз проблемности, надо предварительно сделать всесторонний и глубокий анализ проблем.
3. Установив причины и диагноз, можно обоснованно разработать стратегию и программу действий.

4. В ходе проведения намеченных программ необходимо соблюдения принципа обоснованности и последовательности.

Проведение реструктуризации должен возглавить сам руководитель (собственник), не самоустраняться в процессе реструктуризации, не занимать позицию постороннего наблюдателя, критикующего принимаемые решения в ходе разработки мероприятий, а активно участвовать в «процессе».
таким образом реструктуризация – это комплексное преобразование организаций с целью обеспечения их конкурентоспособности.

Включает в себя следующие эапы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: