Содержание образования как дидактическая категория педагогической науки
Понятие образования - весьма сложное и многоаспектное. В Законе Российской Федерации об образовании оно определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» и трактуется как воспитание в широком педагогическом смысле. В образовательном процессе происходит усвоение человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Как отмечали русские интеллигенты еще в XIX веке, три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова. Очень важно подчеркнуть, что также и в соответствии с современным пониманием образованности оно включает и воспитанность («благородство чувств»).
|
|
Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс, бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности.
Сущность содержания образования и его исторический характер
Основные теории формирования содержания школьного образования сложились в конце XVIII - начале XIX в. В истории педагогики они известны как теории материального и формального образования.
Материальная теория формирования содержания образования, известная в истории педагогики еще и как теория дидактического материализма (по названию книги гербартиста Ф.В. Десрпфельда), обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Сторонники этой теории (их называют еще энциклопедистами), в частности английский поэт и историк Дж. Мильтон, немецкий педагог Н.Б. Беседов, видя основную цель школы в передаче обучающимся знаний, считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого, они стремились включить в программу изучения своего предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук. Такой подход к формированию содержания школьного образования оказывается малоэффективным, так как на головы учащихся обрушивается лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно, прежде всего за счет памяти.
|
|
Начало же становления материальной теории формирования содержания образования были заложены еще в позиции Я.А. Коменского, стремившегося разместить в своем учебнике все знания, необходимые для учащихся.
Теория дидактического формализма (название возникло в конце XVIII в. в книгах «Эмпирическая психология» Э. Шмидта и «Принципы воспитания и обучения» А.А. Немейера), окончательно оформившаяся как формальная теория формирования содержания образования, исходила из постулата «многознание уму не учит», высказанного еще в древности Гераклитом и Цицероном. В дальнейшем эту позицию развивали И. Кант и И.Г. Песталоцци. Последний считал, что главной целью обучения должно быть «усиление правильности мышления учеников или формальное образование», нацеленное главным образом на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления и др.). Соответственно, в содержание образования должны включаться учебные предметы, отражающие прежде всего инструментальный, а не содержательный, фактологический материал (языки, математика). По сути дела, в данной концепции отрицается необходимость в обучении предметам, например, естественным; не учитывается реальная сила в становлении личности в процессе обучения связи между содержанием и формой, между фактами и обусловленными ими интеллектуальными операциями.
Таким образом, обе теории содержания образования отличаются односторонностью, и не случайно они были подвергнуты резкой критике К.Ф. Ушинским, писавшим, что «формальное развитие рассудка... есть несущественный признак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях» (Ушинский К.Ф. Собр. соч. в 11 т. Т. 8, М., 1951. С. 661). Его афористическое высказывание о том, что «пустая голова не мыслит», предполагает единство материального и формального подходов к формированию содержания школьного образования.
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое — в теорию формального и теорию материального образования. Каждая из них связана с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе. Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны, и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к разному пониманию этих функций, человек — цель или средство, общество для него или он для общества?
Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользу концепции человека как средства, а не цели общественного развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону от гуманизма. Таков трагический урок, преподанный ушедшим веком.
Обличья, которые принимает авторитаризм в определении содержания образования многообразны. Рассмотрим в этом плане три наиболее распространенные концепции содержания образования с точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
|
|
Другая концепция, в основе которой лежит тот же подход, рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (Харламов И.Ф. Педагогика: Высшая школа, 1990. С. 128). Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и другим учебным предметам.
Научные основы содержания образования
В современных условиях развития нашей российской общеобразовательной школы всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников именно таких качеств, формирование у них ценностно-значимых запросов и намерений, наконец, приобщение их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. Это свидетельствует о том, что знаниево-ориентированный подход, доминирующий в формировании содержания общего образования, должен уступить место культурологическому личностно-ориентированному подходу, нацеленному на освобождение творческой энергии каждого человека. Такой подход, в сущности является частью глобального социального процесса смены рецептивно-отражательного подхода к мышлению и деятельности человека другим подходом — конструктивно-деятельностным. Именно он в наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления. Это и есть третья концепция содержания общего среднего образования, получившая научное обоснование в трудах В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина. Именно она в наибольшей степени соответствует установкам гуманистического мышления, т.к. содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте.
|
|
В соответствии с излагаемой концепцией содержание, изоморфное социальному опыту, состоит из четырех основных структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов — знаний; опыта осуществления известных способов деятельности — в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности — в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений — в форме личностных ориентации (см. Краевский В.В. Содержание образования — вперед к прошлому. М., 2001. С. 15). Эти элементы образуют структуру содержания. Они связаны между собой таким образом, что каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования:
знания о природе, обществе, технике, мышлении а способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности,
опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению социальной культуры народа;
опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает развитие у молодого поколения способностей к дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность, как показатели сформированности у человека умений творчески работать складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать их надо уже в содержании образования;
опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительной, отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт, «перенос» социального в индивидуальное на основе особым образом организованной деятельности учащихся (см. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983).
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на определенном содержательном материале знаний, и умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к которой устанавливается то или иное отношение, предусматривает овладение поведенческими навыками и умениями. Усвоение этих элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть, к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых, человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок, вплоть до его реформирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.
Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся, так как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с другой — оно выступает инструментарием конструирования и осуществления учащимися этой деятельности и тем самым является средством удовлетворения личностных потребностей индивида в обучении, средством развития личности и формирования ее базовой культуры. С точки зрения дидактики оно выступает как содержательная сторона обучения в единстве с процессуальной стороной.
Источники и факторы формирования содержания школьного образования
Источниками формирования содержания школьного образования, как уже отмечалось на предыдущих страницах настоящей главы, является культура, или социальный опыт. Однако содержание социального опыта, т.е. культура, взятая в целом, еще не определяет содержание образования в школе. В социальном опыте кии культуре необходимо найти более определенные источники, формирующие содержание школьного образования. Они определяют факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Таковыми являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности человека или, точнее, виды деятельности. К последним относятся, практико-преобразователькая, познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, художественная деятельность. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с этими требованиями содержание социального опыта подвергается педагогической переработке. Оно отбирается с позиций его ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности. Наконец, при формировании содержания образования учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов. С этой целью в содержании общего образования предусматриваются помимо обязательных предметов и учебные предметы для свободного выбора, к которым ученики могут проявить особый интерес. Такой подход способствует углубленному познанию и развитию профессиональных интересов, склонностей учащихся.
В качестве факторов, которые влияют на отбор и формирование содержания школьного образования, выступают потребности общества в образованных людях, цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой на тех или иных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании.
Не только общество выдвигает требования к образованию, которое изменяется под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. Но и граждане имеют право на его выбор. Поэтому в педагогике имеются такие понятия, как образовательные потребности населения, образовательные услуги, дополнительное образование, дифференцированное обучение (см. Закон РФ «Об образовании»). Функции государства состоят в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственным стандартам в образовании — обязательному минимальному объему знаний по той или иной образовательной программе и необходимый уровень ее усвоения (см. Закон РФ «Об образовании»,ст.9,п.6).
Принципы отбора содержания общего образования
Основанием для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Какие же принципы лежат в основе построения содержания образования? Однозначного ответа на этот вопрос в педагогической науке нет. В осуществлении самого отбора, ученые пытаются обосновать более частные основания: в содержание образования включаются научные знания, отображающие современную картину мира; в содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности; в содержании образования необходима оптимально доступная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах, принципах действий; в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания; сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей; в содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом; необходимо реализовать межпредметные связи.
Представленная номенклатура принципов полностью отражается в следующих трех основных принципах, предложенных В.В. Краевским и дополненных нами:
принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;
принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;
принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования.
Указанные принципы являются главными ориентирами для определения того, что следует, а что не следует включать в состав содержания образования.
* * * * *
Судить о содержании образования в российских музыкальных учебных заведениях, деятельность которых протекала в далёком прошлом, весьма затруднительно. Конец XVIII – первая половина XIX вв. в России – время любительского музицирования. Центром его были великосветские салоны, дома состоятельных граждан /их называли меломанами/, либо известные своими культурными традициями учебные заведения – такие как Московский университет, Смольный институт, Академия художеств, университетский благородный пансион, и др. Кто и как учил музыке в то время, чему учили и на каком музыкальном материале - ответить с научной достоверностью не представляется возможным. «Занятия в домашних условиях обычно ограничивались практикой игры на каком-либо инструменте или пением; музыкально-теоретического и музыкально-исторического образования учащиеся, как правило, не получали. Восполнить этот существенный пробел лишь в весьма небольшой степени могли публичные лекции, которые устраивались с конца 1830-х гг. главным образом в Петербурге» /Л.А. Баренбойм/.
Однако сам факт, что уже на рубеже ХVIII-XIX вв. наблюдалось тяготение определённой части русского общества /просвещённого дворянства, разночинной интеллигенции/ к музыкальной культуре, весьма симптоматичен.
Ситуация меняется в 60-х гг. XIX столетия, когда в Петербурге и Москве были открыты первые русские консерватории. Они дали ощутимый толчок дальнейшему развитию отечественной системы музыкального воспитания и образования, внесли принципиально важные элементы профессионализма в этот процесс. Вслед за консерваториями в российских столицах были открыты музыкальные учебные заведения в Киеве, Казани, Саратове, Тамбове и ряде других городов страны. Была учреждена Главная дирекция Российского музыкального общества, которая стала фактически опекать молодые учебные заведения, курировать их деятельность, их учебные программы и планы, словом, держать под контролем содержательную и формальную стороны их учебно-воспитательной работы.
Структура и организационное устройство российских училищ и консерваторий было неодинаковым, однако чаще всего можно было встретить следующую схему: три курса «младшего отделения» и три курса старшего /«профессорского»/ отделения. В итоге образовывался общий шестилетний цикл обучения. Контингент обучавшихся был весьма разнородным как по возрасту, так и по уровню профессиональной подготовки, по своим природным музыкальным данным. Поэтому осваивался полный шестилетний цикл обучения далеко не всеми, значительная часть учащихся отсеивалась по ходу учёбы.
Комплекс учебных дисциплин в российских консерваториях и музыкальных училищах распадался, как правило, на три основных блока: специальные музыкальные дисциплины; – музыкально-теоретические дисциплины, – общеобразовательные («научные») дисциплины; последние были представлены чаще всего историей, литературой, географией, арифметикой, иностранными языками и Законом Божьим. Здесь к месту заметить, что подобная тематически-содержательная направленность блоков, их смыслообразующая функциональность сохранились в общих чертах /хотя, разумеется, и с неизбежными изменениями/ и по наше время.
Привлекает внимание тот факт, что во многих российских музыкальных учебных заведениях существовало два направления в работе – одно ориентировало учащихся на концертное исполнение, другое – на преподавательскую деятельность. Так было, в частности, в практике Московской консерватории. В отчёте о её деятельности за 1882/83 гг. можно прочитать: «Учащиеся фортепианных классов при переходе с четвертого курса на пятый делятся Художественным советом на основании мнения экзаменационных комиссий на две категории: подающие надежду сделаться виртуозами-исполнителями продолжают свои занятия по нормальному учебному плану Московской консерватории с правом получения от оной диплома или аттестата; не подающие таких надежд, но могущие по своим способностям быть полезными деятелями на поприще музыкального преподавания, переводятся после четвертого курса на дополнительный двухгодичный курс в старшее /профессорское/ отделение и по окончании в оном, а также по окончании полного курса всех обязательных предметов, получают аттестат...». [7]
Будущим «виртуозам», т.е. исполнителям концертного плана, создавались условия, благодаря которым они могли более или менее активно практиковаться в концертных выступлениях, которые организовывались в стенах их родных учебных заведений, либо в других подходящих аудиториях. Будущие преподаватели, т.е. те, кто обучался на соответствующих отделениях, обязаны были заниматься соответствующей педагогической практикой; в этом отношении ситуация в Московской консерватории мало чем отличалась от положения дел в других городах России.
Со второй половины XIX в. содержание образования в российских музыкальных учебных заведениях складывалось из трёх основных блоков – общеобразовательного, общепрофессионального и специального. Это свидетельствует о том, что существующие на сегодняшний день структура и содержательное пространство среднего и высшего профессионального образования, представленные в виде единства трёх основных блоков учебных дисциплин, имеют, во-первых, далеко идущие исторические корни, и, во-вторых, что они выдержали испытание временем.
В то же время, оценивая с исторической дистанции содержательные и организационные подходы к музыкальному образованию, характерные для российского дореволюционного прошлого, можно констатировать что, имевшее место разграничение обучающихся на «будущих виртуозов-исполнителей» и «будущих преподавателей игры на том или ином инструменте» /два особых, взаимоизолированных отделения/, – вряд ли может быть сегодня признано целесообразным.
Многочисленные примеры из живой музыкально-образовательной практики свидетельствуют: трудно прогнозировать в процессе обучения профессиональное будущее учеников; варианты их «трудоустройства» непредсказуемы и опровергают порой, казалось бысамые бесспорные прогнозы. Так, потенциальные «исполнители-виртуозы» вынуждены в силу обстоятельств заниматься педагогической работой /примеры тому весьма часты/, из чего следует, что приобщать к профессии преподавателя необходимо на любом отделении /факультете/ музыкального учебного заведения.
Существенную роль в музыкальном образовании России играли учебные заведения, готовившие учителей пения для школ /гимназий/, а также регентов хоров. К их числу относились учительские институты Министерства народного просвещения, духовные семинарии, епархиальные училища, церковно-учительские школы Св. Синода и др. Архивные источники свидетельствуют, что содержание образования в учебных заведениях этого профиля также вбирало в себя общеобразовательный, музыкально-теоретический и «специальный» компоненты; последний был представлен такой широко распространённой в России учебной дисциплиной как хоровое пение. Считалось, что именно через хоровое пение российская учащаяся молодёжь сможет приобщиться к национальным духовным и эстетическим ценностям; и в этом, надо отметить, был свой резон, во всяком случае, на определённом этапе развития музыкальной культуры в стране.
Репертуарной основой занятий хоровым пением были образцы духовной и, отчасти, светской музыки /большую роль в становлении духовно-церковного репертуара сыграли такие авторы как Д.С. Бортнянский, А.Д. Кастальский, А.А. Архангельский, II.Г. Чесноков, А.Т. Гречанинов, С.В. Рахманинов и др./. В лучших учебных заведениях страны – в петербургской Придворной певческой капелле, Московском Синодальном училище, Петербургском Регентском училище, – органично сочетались теоретические, методические и практические подходы к обучению; осваивались в индивидуальном порядке хоровые партитуры, практиковалось чтение с листа, аккомпанирование, транспонирование, прививались и другие необходимые умения и навыки. Учащиеся проходили практику в начальных классах школ – давали пробные уроки, разучивали с детьми те или иные /чаще всего, духовные/ произведения.
Говоря о содержании образования в многочисленных учебных заведениях, связанных со Св. Синодом или Министерством Народного Просвещения, нельзя обойти молчанием тот факт, что вся эта учебно-образовательная система сверху донизу была пронизана совершенно определённым идеологическим стержнем, суть которого могла бы быть выражена в триаде: православие – самодержавие – народность. «...Основное внимание уделялось овладению знаниями, умениями и навыками, очерченными учебными программами, формированию опыта эмоционально-ценностных отношений /религиозно-нравственных/, адекватных началам государственности. Обращает на себя внимание тот факт, что по мере осознания возможностей воздействия учебного предмета «пение» на сознание и чувства детей, на воспитание у них патриотизма, и любви к Отечеству, нормой педагогической деятельности становился принцип воспитывающего обучения. Эти же принципы обучения /.../ реализовывались и в процессе музыкально-педагогического образования будущих учителей».[8]
Экскурсы в прошлое дают возможность констатировать совершенно чёткую идеологическую ориентацию на занятиях дисциплинами, образующими гуманитарный блок и, в частности, дисциплинами музыкально-эстетического цикла. Это было воспитывающее обучение в прямом смысле слова, несущее в себе вполне определённые мировоззренческие и нравственные идеи, формирующее у учащихся целостную систему отношений к окружающему и к самим себе.
Не ставя задачу дать всестороннюю оценку подобной идеологической и морально-нравственной направленности обучения, заметим, однако, что воздействие идеологической парадигмы на содержание гуманитарного образования всегда было традиционным в России.
(ПАРАДИГМА — это совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени)
Сами парадигмы в разные времена выглядели, естественно, по-разному, утверждали различные, подчас диаметрально противоположные идеалы, как это было, скажем, до 1917 года и в последующие времена. Но наличествовали они в общественном самосознании практически всегда. Поэтому нельзя правильно понять и оценить процессы, происходившие /и происходящие/ в российской системе образования вне учёта идеологического компонента.
Более того, есть основания утверждать, что отказ от этой «составляющей» содержания образования, от воспитательной функции как таковой – как, впрочем, и чрезмерная заидеологизированность процесса обучения – чреват серьёзными негативными последствиями.
Вернёмся, однако, к содержанию образования в специальных /светских/ музыкальных учебных заведениях России. В этой сфере во второй половине XIX столетия имели место достаточно примечательные и симптоматичные явления. Осмысление их помогает лучше разобраться в сегодняшних достижениях нашей национальной российской музыкальной педагогики и, одновременно, глубже осознать происхождение многих нынешних проблем и противоречий в их историческом генезисе.
При изучении документации, в которой отражена учебная деятельность российских музыкальных училищ и консерваторий второй половины XIX – начала XX вв., обращает на себя внимание, прежде всего, явно выраженный акцент на формировании технического /двигательно-моторного/ потенциала учащегося; это понимается как специальная, можно сказать, самодостаточная учебная задача. Показательно, что программы российских музыкальных учебных заведений (как средних, так и высших), предназначенные для широкого массового пользования, структурированы из двух самостоятельных разделов: технического и исполнительского. Причём, исполнительский раздел состоит в значительной мере из этюдов, т.е. нацелен на решение тех же двигательно-технических проблем.
Так, программа, принятая для «преподавания в фортепианных классах адъюнктов консерватории, составленная советом профессоров 25 марта 1867г.» выглядит следующим образом:
Программа на 1-й год
Часть техническая
«1/ Образование удара. 2/ Развитие механизма пальцев на пяти клавишах. 3/ Приготовительные упражнения для гамм. 4/ Гаммы: а/ мажорные и минорные /гармонические и мелодические/ во всех тонах, в прямом движении по всей клавиатуре обеими руками в октавных интервалах; б/ в обратном движении. 5/ Хроматическая гамма по всей клавиатуре обеими руками, в прямом и обратном движении. 6/Арпеджные аккорды; тонический и доминантный, с их оборотами, во всех тонах, в прямом и обратном движении обеих рук. 7/ Упражнения для развития кисти.»[9]
Следующая за этим «часть исполнительская» включает в себя в основном этюды /Бертини, Шмидт, Черни, Геллер и др./ и лишь в незначительной части «лёгкие классические пьесы».
Примерно по такой же схеме составлены программы и для последующих лет обучения в консерватории; и в них наблюдается явный крен в сторону технических упражнений, этюдов, пальцевых экзерсисов.
Но это еще не всё. В ходу были разного рода пособия, учебно-методические и инструктивные материалы, ориентировавшие учащихся /пианистов, скрипачей, виолончелистов, исполнителей на духовых инструментах/ на сугубо одностороннее двигательно-техническое развитие. Обратимся, например, к «Систематическому курсу фортепианной игры» А.И. Алмазовой, служившему, по мысли автора, «руководством для преподавания музыки, применительно к программам консерватории». И здесь можно видеть то же: нескончаемые подборки упражнений на всевозможные виды исполнительской техники. Их рекомендуется транспонировать «во все тона», тщательно осваивать, добиваясь «максимальной чёткости и ровности». На такую работу, по предположениям автора, должно уходить по нескольку часов ежедневно.[10]
Нетрудно представить, знакомясь с этими материалами, в каком направлении двигалось обучение музыке в описываемое время, и каков был эмоциональный фон этой работы, как реагировали на неё большинство обучавшихся.
Так направленность обучения, методологические установки, исповедовавшиеся в прошлом, определяли содержание учебной работы; содержание, в свою очередь, детерминировало формы и методы работы, в конечном счете, её направленность.
Имела место своего рода круговая зависимость, основывавшаяся на вере в упражнение как основной и главенствующий способ занятий музыкой; на вере в механическую тренировку, в многочасовые «выстукивания» на инструменте как в «единственное и универсальное средство выработки техники».[11]
Примерно та же направленность обучения сохранялась и в дальнейшем, на старших курсах консерватории в «профессорских классах». И там, в учебной работе учащихся доминировали гаммы, арпеджио, разного рода экзерсисы на двойные ноты, «крупную технику» и т.д. Профессор был «обязан передать ученику все средства к приобретению современной техники».[12]
Речь шла до сих пор о занятиях в классах фортепиано. Однако ту же ситуацию можно было наблюдать и в классах, где преподавалась игра на других музыкальных инструментах. Методологический подход к содержанию и формам обучения был практически везде одинаков, от конкретной специализации учащихся не зависел. Причём внедрялся такой подход с первых же шагов обучения; начинающий пианист /скрипач, виолончелист и т.д./ сразу же оказывался в области пальцевого тренажа, в сфере однообразных, длительных и утомительных технических экзерсисов. Доминировало убеждение, вернее, своего рода теоретический и методологический принцип: вначале ученик должен «приобрести технику» /так говорилось в методических трактатах прошлого/, «наработать» круг соответствующих игровых умений и навыков, – и лишь затем он получал право подойти к изучение подлинно художественных произведений. Иными словами, работа над техникой и над художественно-образным содержанием музыкальных произведений проходила в процессе становления музыканта не одновременно, а поочерёдно, поэтапно, раздельно.
Ошибочность подобный методологической позиции заключалась в том, что технические умения и навыки вырабатывались у учащихся абстрактно, вне связи с тем, что обозначается термином «музыкальный смысл». «Однако никакой абстрактной техники в искусстве нет, а, следовательно, нет и абстрактных технических способностей, которые можно выработать вне живой исполняемой музыки. Только навыки, приобретаемые при воплощении художественного образа в материале, могут привести к подлинной виртуозности исполнения» /С.И. Савшинский/.[13]
Можно выдвигать различные объяснения той ориентации на гипертрофированный техницизм, которая была присуща педагогам-инструменталистам второй половины XIX в. Возможно, объяснение культа технического упражнения следует искать в том, что молодые учебные заведения, возникшие в России на рубеже шестидесятых–семидесятых годов XIX столетия, видели свою основную задачу в противостоянии дилетантизму, широко распространившемуся в предыдущую эпоху. Дилетантизм музыкантов-любителей, так называемых «меломанов», действительно был неприемлем для педагогов-профессионалов, работавших в российских музыкальных училищах и вузах, – и их стремление противодействовать ему, в общем, вполне понятно.
Возможно, впрочем, и другое. Известно, в широких кругах преподавателей-практиков далеко не всегда находит должное понимание тезис, согласно которому техническое совершенство музыкальной формы обуславливается ясным представлением учащегося о содержании музыки; что путь в любом виде художественного творчества лежит от внутреннего к внешнему, от поэтической идеи /образа/ к её материализации. Известный пианист Иосиф Гофман следующим образом описывал «нормальный», «естественный», по его выражению, вариант работы двигательно-технического аппарата музыканта-исполнителя: «В нашем воображении вырисовывается звуковая картина. Она действует на соответственные доли мозга, возбуждает их сообразно своей яркости, а затем это возбуждение передается двигательным нервным центрам, занятым в музыкальной работе. Таков, насколько нам известно, путь превращения исполнителем своего музыкального замысла в звуковую реальность. Следовательно, при разучивании нового произведения настоятельно необходимо, чтобы в уме /исполнителя – А.Б./ сложилась совершенно ясная звуковая картина, прежде чем начнется механическая /или техническая/ работа».[14]
О том же неоднократно говорили и другие видные российские и европейские музыканты: «... Достаточно, чтобы в вашем в о о б р а ж е н и и возник образ определённого звучания, и пальцы словно сами собой произведут его необходимую дифференциацию».[15]
К сожалению, непонимание этой принципиально важной закономерности, определяющей деятельность сложнейшего по своему устройству музыкально-исполнительского /психо-физиологического/ «аппарата», приводило к тому, что основная нагрузка в занятиях учащихся приходилась на изолированную пальцевую работу, на многочасовой, механический «тренаж», трактуемый как самодостаточный и эффективный вид учебной практики. Проблема заключалась даже не столько в том, что учащиеся упражнялись неоправданно много, занимаясь техническими экзерсисами за счёт разучивания художественно-полноценного репертуара; проблема была в том, что упражнялись плохо, принося подчас больше вреда своей исполнительской технике, нежели пользы. Ибо чем больше мысль музыканта прикована к движению как таковому, оторванному от конкретной художественной цели /задания, музыкального смысла и т.д./, тем меньше шансов на успех, тем ниже результат работы. «... Всякое вообще чрезмерное устремление внимания человека на совершаемые им движения, оказывают дезорганизующее влияние на двигательный процесс, – писал Г.М. Коган. /.../ Чем больше мысль играющего прикована к его движениям, тем хуже он с ними справляется. Поэтому, чтобы движение вышло, внимание исполнителя должно быть – в основном – не привлечено к двигательному процессу, а, наоборот, отвлечено от него». Г.М. Коган в то же время считает нужным добавить следующее: «Всё сказанное не означает, конечно, что двигательная сторона фортепианной игры должна оставаться вовсе вне поля зрения учителя и ученика. Временное обращение внимания последнего на движение возможно и даже необходимо; на определённых этапах работы все педагоги в большей или меньшей степени прибегают к этому средству. Но пользоваться им нужно крайне осторожно, иначе оно, как показано выше, даёт обратный эффект».[16]
Итак, проблема работы над техникой, над движениями рук играющего, над техническими упражнениями и т.д. – проблема весьма сложная и в теоретическом, и в практическом отношении. Даже в наши дни, когда наука /психофизиология в первую очередь/ и передовая музыкально-исполнительская практика многое дали для уяснения этой проблемы в её педагогическом выражении, она не потеряла своей злободневности и остроты. Факт есть факт: и сегодня в массовом музыкальном сознании бытует убеждение: «наработает» исполнитель «технический капитал» – путь к воплощению художественно-образного содержания музыки он так или иначе найдёт; что же касается указанной выше «наработки», то последняя, по мнению значительной части музыкантов, напрямую зависит и обуславливается количеством времени, затраченного на технические упражнения.
Иначе говоря, одно прямо пропорционально другому. Высказываясь по этому поводу, крупнейший дирижёр ХХ столетия Вильгельм Фуртвенглер обращал внимание на то, что «в наши дни впадают в ошибку, полагая, что певца, инструменталиста, дирижёра можно обучать «технике» и развить её без теснейшего, постоянного контакта с искусством, по отношению к которому эта техника имеет право быть лишь средством. Сейчас проблемы техники буквально гипнотизируют; достигнуты определённые успехи и в понимании их основ, особенно с помощью современного научного подхода. Теперь есть возможность достичь значительно лучших результатов в гораздо более короткий срок, чем всего несколько десятилетий назад. Только артисты от этого /.../ стали не лучше, а хуже, поскольку речь идёт о решающем, именно о непосредственной артистической способности выражения. Техника, выработанная как самоцель, с трудом поддаётся воздействию, но сама она оказывает влияние; стандартизованная техника создаёт, в порядке обратного действия, стандартизованное искусство. /.../ То, против чего я восстаю и что наполняет меня тяжкой заботой, это громадный разрыв, зияющий между нашими познаниями о технической и духовной стороне искусства».[17]
Резюмируя сказанное выше, можно констатировать следующее: противоречие, существующее в наши дни между интересами художественного развития учащегося, формирования комплекса его общих и специальных способностей, с одной стороны, – и ориентацией значительной части педагогов-музыкантов на приоритетное развитие техницизма, с другой, – это наследие тех установок, которые имели место в прошлом. Проявляется этот «фактор наследования» как в методике обучения, так и на более высоком уровне – в профессиональной ментальности педагогов /пианистов, скрипачей, виолончелистов и т.д./.
Конечно, если рассматривать педагогику прошлого только под одним углом зрения – тем, который был обозначен выше, – картина будет выглядеть весьма непривлекательно. Однако односторонний /«однобокий»/ взгляд на сложные социокультурные и педагогические явления всегда даёт искажённое представление. Разумеется, были в дореволюционной музыкальной России крупные педагогические величины, отнюдь не сводившие содержание музыкального образования к элементарному пальцевому тренажу, проводившие учебно-воспитательную работу с учащимися на «широком фронте». Антон и Николай Рубинштейны, В.Сафонов, А. Есипова, Н. Зверев, Т. Лешетицкий, С. Танеев, Л. Ауэр, К. Давыдов /перечень этот можно было бы продолжать/, – каждый из них был яркой, неординарной творческой личностью, каждый, представляя собой мощное педагогическое дарование, умело отбирал необходимый материал для работы с учащимися, не ограничивался при этом решением сугубо ремесленнических, прагматических задач. Педагогические установки и принципы вышеназванных музыкантов также вошли в качестве важнейших компонентов в российскую национальную музыкальную традицию. Из этого следует, что, работая сегодня над разрешением противоречий в теории и практике преподавания музыки, вполне можно и нужно опираться на тот «позитив», который имел место в прошлом.
И еще один существенный аспект. Поскольку содержание образования – в широком, универсальном толковании этой категории – это не только определённый комплекс профессиональной информации, специальных знаний, умений, навыков и т.д., поскольку сюда входят также те или иные мировоззренческие идеи, нравственно-этические постулаты, отношения индивидуума к себе и окружающему миру, - неправомерным было бы игнорировать то ценное и жизнеспособное, что несла в себе музыкальная педагогика прошлого и что может опосредованно помочь в преодолении некоторых противоречий сегодняшнего дня.
Архивные источники свидетельствуют, что работа, проводившаяся в классах лучших российских педагогов-музыкантов, являла собой образцы подлинно воспитывающего обучения. А.Г. и Н.Г. Рубинштейны, В.Сафонов, А. Есипова, К. Давыдов и их коллеги ставили целью /осознанной, намеренной, или неосознанной – в данном случае это неважно/ – наряду с научением как таковым – сформировать у своих воспитанников социально значимые, позитивные, духовно содержательные качества и свойства, молодых людей приобщали в ходе занятий к высоким художественным идеалам, к морально-этическим нормам и «правилам», к внутренней и внешней /поведенческой/ культуре; помогали определиться в своём отношении к профессии, к искусству, к окружающему миру. Сама музыка как учебная дисциплина, как вид искусства, создавала оптимальные условия для проведения такого рода работы. «На произведениях Баха и Бетховена, Шуберта и Шопена я могу воспитать не только грамотного, высокообразованного профессионала, я могу вырастить духовно богатого человека, интересно мыслящего и чувствующего, – говорил А.Г.Рубинштейн, добавляя к этому: «Прежде больше держались за воспитание, теперь больше – за образование. Сочетание обоих этих требований – идеал; но там, где они встречаются поодиночке, мне первое всё же предпочтительнее последнего».[18]
Например, такие деликатные ситуации как переход учащегося от одного преподавателя к другому всегда строго регламентировались как в Петербургской и Московской консерваториях, так равным образом и в других российских музыкальных учебных заведениях. Вот как разрешалось это «Программой художественных предметов и Правилами Тамбовского музыкального училища РМО»: «...только в особых случаях и только по особо уважительным причинам, и не иначе как в начале полугодия с согласия соответствующих преподавателей и Директора училища».[19]
Таковы некоторые штрихи российского музыкального прошлого.
[1] Цит. по: Российская педагогическая энциклопедия, т. 2, М. 1999, С. 349.
[2] Термин «формализм» истолковывается в данном случае в ином значении, чем то, которое стало привычным в наши дни.
[3] Цит. по: Дидактика под редакцией М.Н Скаткина. -М., 1982, С. 93.
[4] Цит. по: Е.Б.Лысова. Проблемы содержания образования во французской педагогике. - Журн. Педагогика, 1999, № 3, С. 106.
[5] Цит. по: Высшее образование в России. - М., 1994
[6] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М., 1959, - Собр. соч., т. 8, С. 661.
[7] Смотр.: Отчёт Московского отделения РМО за 1882/83 г., раздел «Отчёт консерватории», М., 1883, стр. 58 / ЦГАЛИ, ф. 658, оп. I, ед. хр. 33.
[8] Абросимова Т.Н. Содержание и формы организации музыкально-педагогического образования учителей начальных школ России конца XIX - начала XX века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Самара, 1999, С.С. 14, 15.
[9] Цит. по кн.: Алексеев А.Д. Русские пианисты. М., 1948, С. 84.
[10] Алмазова А.И. Систематический курс фортепианной игры. М., 1912, С.С. 73, 74 и др.
[11] Цит. по сб.: Коган Г.М. Вопросы пианизма. М., 1968, 1968, С. 7.
[12] Любомудрова Н. Фортепианные классы московской консерватории в 60-70-х годах прошлого столетия. В сб. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3. - М., 1962, С. 286.
[13] Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. - Л-д, 1968, С. 81.
[14] Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., 1961, С. 57.
[15] Гизекинг В. Мысли художника. - «Советская музыка», 1970, № 10, С. 111.
[16] Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 1977, С.С. 18, 19, 20.
[17] Фуртвенглер В. Из «Бесед о музыке». - В сб. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2-й, М., 1966, С.С. 159, 160.
[18] Рубинштейн А.Г. «Из короба мыслей». - В сб. Литературное наследие, Т. I, М., 1983, С. 170.
[19] «Программа художественных предметов и Правила Тамбовского музыкального училища РМО», С. 57.