Стокгольмская конференция по вопросам ОС. Идея коэволюции человека и природы Н

Идея коэволюции человека и природы Н. Моисеева

Основные доклады Римского клуба.

год Название доклада Руководитель исследовательской группы
  Пределы роста Д. Медоуз
  Человечество на перепутье М. Месарович, Э. Пестель
  Пересмотр международного порядка Я. Тинберген
  За пределами века расточительства Д. Гарбор и др.
  Цели для человечества Э. Ласло и др.
  Энергия: обратный счет Т. Монбриаль
  Нет пределов обучению Дж. Боткин, Э. Эльманджра, М. Малица
  Третий мир: три четверти мира М. Гернье
  Диалог о богатстве и благосостоянии О. Джириани
  Маршруты, ведущие в будущее Б. Гаврилишин
  Микроэлектроника и общество Г. Фридрихс, А. Шафф
  Революция босоногих Б. Шнейдер
  Первая глобальная революция А.Кинг, Б. Шнайдер
  За пределами: глобальная катастрофа или устойчивое будущее? Д. Медоуз
  Фактор четыре. Удвоение богатства, двукратная экономия ресурсов Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс

В следующем докладе «Человечество на перепутье» в противовес идее нулевого прироста была разработана идея дифференцированного ограниченного, так называемого «органического» роста. Её авторами были Михайло Месарович и Эдуард Пестель. Третий доклад под названием «Пересмотр международного порядка» подготовил Нобелевский лауреат, один из создателей эконометрики Ян Тинберген. Работа 1975 года обосновывала экономическую необходимость нового мирового порядка. За этим докладом последовали ещё полтора десятка работ, направленных на изучение проблем мирового сообщества, на осознание внешних и внутренних лимитирующих развитие факторов (основные представлены в таблице)[7].

«Коэволюция» буквально означает соразвитие, совместное развитие. Этот термин вошёл в научный обиход в 70-х годах 20 века. В 1968 о концепции коэволюции человека и биосферы писал Н.В. Тимофеев-Ресовский, ей посвящались работы Э.В. Гирусова и Е.Н. Шульги[8]. Особое место идея коэволюции занимает в научном наследии Никиты Николаевича Моисеева.

Учёный рассматривает коэволюцию человечества и биосферы как единственный выход из экологического кризиса, наполняя это понятие и эколого-этическим содержанием[9]. Н.Н. Моисеев называет обеспечение гармоничного соразвития природы и общества «центральной проблемой теории развития ноосферы»[10], связывая этот процесс с изменением нравственных основ общества, с одной стороны, и с ограничением характера развития производства. Моисеев сближает содержание концепции устойчивого развития и идеи коэволюции человека и природы (хотя эта точка зрения подвергалась критике[11]).

5 мая 1972 года открылась Стокгольмская конференция ООН по вопросам окружающей среды. Именно с неё началось широкое международное сотрудничество в данной сфере. В итоге этой конференции был создан новый орган по вопросам охраны среды – ЮНЕП (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде). В своей работе ЮНЕП опиралась на концепцию “развития без разрушений”(«development without destruction»).Для функционирования ЮНЕП был создан постоянно действующий Координационный совет, секретариат которого разместился в Найроби (Кения).

Важным последствием конференции считают образование национальных природоохранных структур, а также толчок для развития «зелёного движения»[12].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: