Лекция I Введение в методику преподавания географии

План:

1. Методика преподавания географии как наука, предмет, задачи, структура.

2. Источники развития методики преподавания географии.

3. Научные основы специальной методики преподавания географии, взаимосвязь с другими науками.

I. Методика преподавания географии (специальная) - сравнительно молодая и мало разработанная, стоит в ряду педагогических наук.

Это прикладная наука, поскольку, опираясь на теорию, она решает практические задачи обучения, воспитания, развития и коррекции интеллектуальных и речевых недостатков у детей с нарушением интеллекта.

Преподавание географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида, так же как и в массовой, решает общие учебно-воспитательные и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с нарушением в развитии и спецификой самого предмета.

Предметом изучения методики преподавания географии является процесс обучения географии, формирование элементарных географических представлений и понятий у детей с нарушением интеллекта, способствующего формированию гуманистических представлений об окружающем мире, воспитанию и развитию личности, коррекции познавательной деятельности.

В процессе изучения элементарного курса географии ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида приобретают определенную систему знаний, представлений, понятий, суждений.

Географическое представление - это воспроиз­ведение в сознании ученика образа географического объекта, ко­торый возникает в процессе непосредственных наблюдений школьников за предметами и явлениями, а также при использо­вании наглядных пособий.

Объект исследования это учебные планы, программы, учебники, организационные формы и закономерности обучения.

Говоря о задачах специальной методики преподавания географии, как прикладной науки, выделяют следующие задачи:

1. Определение основной направленности обучения географии детей с отклонением в развитии.

2. Установление объёма и содержания естествоведческого (географического) образования, доступного, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, для данного контингента детей.

3. Разработка содержания обучения методических принципов обучения и определение условий реализаций дидактических принципов применительно к данному учебному предмету.

4. Исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, способствующей эффективной организации уроков географии, коррекции речевых недостатков и интеллектуальному развитию.

5. Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами содержания предмета географии.

II. Методика преподавания географии – как и любая другая наука иерархическая, состоит из трех ступеней.

I. Система понятий, в которой отражаются основные теоретические концепции. Методические закономерности обучения географии, научно теоретические положения системы преподавания географии.
II. Цели, задачи содержания учебного процесса, методы и средства обучения.
III. Методические рекомендации к изучению программных тем. Практика.

Методика обучения географии - наука иерархическая, разнопорядковая. Ее первую ступень составляет система понятий, в которой отражаются основные методические концепции. Сюда входят методические условия реализации дидактических прин­ципов, методические закономерности обучения географии и сформулированные на их основе научно-теоретические поло­жения системы обучения географии, чтению географической карты. Изучение географии нашей страны, а также материков и оке­анов в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотическо­го, интернационального, эстетического и экологического воспита­ния учащихся.

На второй ступени иерархии располагаются цели, задачи, со­держание учебного процесса, методы и средства обучения, виды практических упражнений по географии. Все эти методические ка­тегории формируются на основе теоретических концепций на­уки. Так, с учетом особенностей умственно отсталых школьников и методических закономерностей их обучения выдвигаются конкретные задачи пропедевтического пе­риода при изучении природоведения, определяются основные методы обучения детей на данном этапе (5 класс).

Третья, последняя ступень методики представлена методи­ческими рекомендациями к программным темам, например, система изучения природных зон, животный мир и растительность Африки и др. Все ступени этой иерархической лестницы тесно связаны друг с другом, взаимообусловлены. Чем детальнее, стройнее раз­работана концептуальная система науки, тем точнее ставятся цели, тщательнее отбирается учебный материал, целенаправлен­нее используются методы и приемы обучения, тем больший эффект дают методические рекомендации по отдельным темам программы.

Недооценка одного из звеньев методики преподавания географии приводит к хаотич­ности в поиске приемов работы и случайности их выбора, к не­умению правильно определять цели уроков, обосновывать отбор средств обучения и видов занятий. Методическая практика мо­жет стать эффективной, только если она будет постоянно опи­раться на методическую теорию. В этом случае методическая практика окажется и мощным средством для развития методики как науки.

Подобное взаимопроникновение теории и практики, их по­стоянная взаимосвязь особенно важны для методики преподавания географии в специальной школе, поскольку она является достаточно молодой отраслью знаний.

III. Источники развития методики преподавания географии:

Изучение и обобщение передового опыта учителей – предметников (географии).

Педагогический эксперимент.

Наблюдение.

Метод изучения детских практических работ.

Изучение и анализ научно – методической литературы.

Ученые и методисты НИИ дефектологии (в настоящее время НИИ коррекционной педагогики) и кафедр олигофренопедагогики педагогических вузов России проделали большую работу по улучшению качества программ, созданию учебников по географии для спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида, методических пособий в помощь учителю (Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина) Но еще больше предстоит сделать. В совершенствовании специаль­ной методики как науки должно проявиться содружество вузов­ских методистов и учителей.

Не случайно одним из главных ис­точников ее развития и методом научного исследования являет­ся изучение опыта учителей, а также обобщение ими собственной практики работы. Анализ прогрессивного опыта одного учителя или коллектива преподавателей, выявление основных законо­мерностей обучения географии, их психологическое обос­нование, установление логики взаимодействия выявленных за­кономерностей и используемых методов и средств обучения не­редко приводят к созданию определенных методических кон­цепций, действующих в рамках одного раздела программы, всего курса или обучения географии в целом. Именно таким путем была создана и теоретически обоснована методическая система работы с географической картой на уроках географии А.С. Баркова, которая в дальнейшем получила развитие в трудах Т.И. Пороцкой, а позднее и в работах других методистов.

Наиболее важным методом исследования и средством совер­шенствования методики считается педагогический эксперимент. Этот метод ценен тем, что обладает высокой степенью доказа­тельности. Эксперименту предшествует выдвижение рабочей ги­потезы, которая уточняется и развивается в процессе его орга­низации. Различают два вида эксперимента: естественный, осу­ществляемый в ходе обычной классной работы, и лабораторный, который проводится в специально созданных условиях.

Лабораторный эксперимент используется в методике реже, чем естественный. Вместе с тем посредством лабораторного эксперимента легче определить, например, степень эффектив­ности приемов индивидуального подхода, способов объяснения условных обозначений на географической карте. Как правило, лабораторный эксперимент допол­няет естественный.

В качестве метода научного исследования используется и наблюдение за процессом обучения школьников на уроках географии. На­учные сведения этот метод дает только в том случае, когда им пользуются систематически и достаточно длительное время. С его помощью можно получить необходимые сведения о работо­способности различных групп учащихся или отдельных учеников в процессе выполнения практических работ по географии, самостоятельной работы с контурными картами и сделать вывод о допустимом объеме учебного материала; можно определить степень активности школьников при использовании игровых приемов, рассчитанных на детский коллектив. Данные наблюде­ний очень строго и последовательно фиксируются в виде прото­колов, магнитофонных записей, фотографий. Наблюдение, также как лабораторный эксперимент, применяется в совокупности с другими методами (с обучающим экспериментом, обобщением передового опыта работы).

В научном поиске наряду с наблюдением широко применя­ется метод изучения детских работ и документации. Анализ пись­менных упражнений, тестов и изложений, контрольных и проверочных работ дает богатый материал для оценки эф­фективности того или иного способа подготовки учащихся к выполнению различных видов заданий, возможностей детей в самостоятельной работе, степени продуктивности их деятельно­сти на различных этапах урока географии. Разбор ошибок в детских рабо­тах и изучение медицинских и анамнестических документов по­могают определять особенности отдельных групп учащихся, выявлять характер их затруднений, намечать пути коррекционного воздействия.

Как и наблюдение, метод изучения детских работ и доку­ментации применяется во взаимодействии с другими методами исследования.

Большое значение для роста научного потенциала методики имеет анализ научно-методической литературы. Изучение литера­турных источников дает возможность знакомиться с тем, как освещалась та или иная тема в методической литературе про­шлого и как она отражена в современных публикациях. В зави­симости от состояния вопроса литература выдвигает те или дру­гие проблемы научного исследования.

Анализ литературы способствует выявлению основных под­ходов к предмету исследования, осознанию того, как решить по­ставленную проблему. На основе изучения литературы, а также имеющегося у исследователя опыта работы оформляется рабочая гипотеза. Анализ методической литературы всегда предшествует проведению самого исследования и продолжается в процессе экс­периментальной работы.

Главная задача настоящей методики заключается в изучении закономерностей, которые проявляются в процессе обучения школьников географии, и создании на этой основе соб­ственной концептуальной системы.

IV. Взаимосвязь с другими науками.

Однако методика представ­ляет собой сложную отрасль знаний, сформировавшуюся во взаимодействии с другими науками - такими, как специальная психология, олигофренопедагогика, естествознание, методика географии в массовой школе. Именно данные этих наук, прежде всего, учитываются специальной методикой географии. Из них она черпает информацию об общих объ­ектах исследования. Полученные сведения преломляются через собственный предмет исследования, трансформируются в соб­ственные методические факты и включаются в понятийный аппа­рат данной науки.

В первую очередь научные поиски связывают методику географии с олигофренопедагогикой.

В соответствии с реко­мендациями олигофренопедагогики, методика определяет содержание мате­риала по географии и придает ему коррекционную и прак­тическую направленность, при создании системы работы по тому или иному разделу учебной программы; опирается на ди­дактические принципы, содержание которых отработано оли­гофренопедагогикой; использует методы обучения с учетом тех специфических требований к ним, которые также сформулиро­ваны специальной дидактикой.

Методика географии в коррекционной школе широко опирается на данные об умственно отсталом ребенке, которые предоставляет психология. Психологические исследования позна­вательных процессов и особенностей речевого развития уча­щихся помогают определять оптимальные пути обучения географии, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приемы работы, виды заданий.

В свое время специальная психология выявила такую осо­бенность умственно отсталых детей, как смешение зрительных представлений о предметах, которые имели как сходные, так и отличительные признаки, и предложила рекомендации по созда­нию условий, закрепляющих их стабильность. С помощью этих рекомендаций в методике географии была разработала сис­тема заданий, помогающих школьникам запоминать условные обозначения географической карты. Географическая карта отличается от других наглядных посо­бий (например, от картин) тем, что природные явления и объ­екты показаны на ней, но в своем натуральном виде, а с помо­щью условных знаков. Школьные географические карты приспо­соблены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и в массовой, работа с кар­той проводится при изучении всего учебного материала, состав­ляющего курс географии. Учитель должен научить школьников читать карту, свободно в ней ориентироваться. Знать карту - зна­чит владеть картографической грамотой, представлять по памяти взаимное расположение, форму и названия определенных геогра­фических объектов, уметь воспроизводить живую местность при помощи символов на бумаге. Знание карты тесно связано с умением ее читать. Уметь чи­тать карту - это значит уметь уяснить, понимать географиче­скую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. ви­деть местность так, как она есть на самом деле. В специальной (коррекционной) школе VIII вида используется несколько видов гео­графических карт, в том числе контурные карты, предназначен­ные для обучения учащихся массовой школы, глобусы разной величины, рельефные карты и глобусы, изготовляемые для сле­пых школьников.

В методике преподавания географии в специальной школе использу­ются также результаты естествоведческих исследований. В качестве закономерностей обучения географии принимаются такие положения естествознания, как связь языка и речи, языка, мышления и действительности. Бла­годаря учету этих связей методика обеспечивает развивающий и коррекционный характер обучения. Так, основой для развития устной речи школьников на специальных уроках в 1- 4-м классах служат предметы и явления окружающего мира.

В исследовательских работах об особенностях де­тей-олигофренов отмечаются значительные трудности умственно отсталых учащихся в пространственной ориентировке и в усвое­нии ими географических названий, связанных с картой (геогра­фической номенклатуры), в цветоразличении и другие.

Большой коррекционный смысл содержится в таких упражнениях, как со­ставление учащимися словесных описаний тех или иных объек­тов при чтении географической карты, который имеет практическое значение для формирования речи учащихся.

Поэтому в комплексе практических работ на уроках географии программой для специальной (коррекционной) школы VIII вида предусматриваются разнообразные работы с картой. Этому предшествовало проведение эксперименталь­ной проверки, направленной на выявление уровня знаний кар­ты, географической номенклатуры умственно отсталыми уча­щимися.

Таким образом, первоначаль­ные сведения о предметах и явлениях, об их простейших взаимосвя­зях находят отражение в соответствующих языковых формах. По мере углубления и расширения представлений и знаний детей об окружающем мире усложняется и их речевая деятельность, обога­щаясь новыми структурами (сложные предложения) и новыми формами (монологическая речь).

В своей практической сфере специальная методика исполь­зует рекомендации, разрабатываемые методикой географии для массовой школы. Связи этих двух методик базируются на высказанном Л.С. Выготским теоретическом положении о единстве основных закономерностей развития нормального ребенка и умственно отсталого. Общность законов развития детей в норме и при аномалии обусловливает тождест­венность отдельных принципов, форм, а также некоторых мето­дов и приемов работы, видов упражнений и характера заданий, идентичность наглядных и технических средств обучения. В спе­циальной методике широко используются такие общие методы, как беседа и рассказ учителя, частично-поисковый метод и эле­менты программированного обучения, одинаковые виды практических упраж­нений.

Вместе с тем аномальное развитие умственно отсталых детей требует, чтобы все используемые методы и средства обучения способствовали коррекции их недостатков. Вот почему заим­ствованные методические рекомендации проходят длительную проверку через эксперимент и практику в условиях специальной школы, в результате чего подтверждается или опровергается их пригодность. Если рекомендации оказываются приемлемыми - их уточняют, разрабатываются дополнительные приемы, вводят­ся новые этапы работы, отрабатывается система подготовки школьников к восприятию данных методов и средств обучения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Определите предмет методики преподавания географии как науки. Сформулируйте ее цели и задачи.

2. Докажите, что методика преподавания географии является самостоятельной наукой.

3. В чем заключается разнопорядковость методики преподавания географии как науки?
Охарактеризуйте содержание каждой ступени методической иерархии.

4. Какие методы научного исследования применяются в методике преподавания географии?

Расскажите о связях специальной методики с другими науками. Приведи­
те примеры, иллюстрирующие, как обогащают методику эти связи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Обоснуйте необходимость решения задачи № 5. (Поиски путей оптимального воздействия на детей средствами содержания предмета географии).

2. Перечислить и обосновать сущность источников развития методики преподавания как науки.

3. Назвать и обосновать взаимосвязь с другими науками.

Темы докладов на семинаре:

1. Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии

2. Исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, способствующей эффективной организации уроков географии, коррекции речевых недостатков и интеллектуальному развитию.

4. Научные основы специальной методики преподавания географии, взаимосвязь с другими науками.

Литература:

1. Бгажнокова И.М. Некоторые особенности усвоения географических знаний учащимися старших классов вспомогательной школы // Современное состояние исследований в изучении, воспитании и трудовой подготовки детей с нарушениями умственного и физического развития. - М., 1975.

2. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1965.

3. Лифанова Т.М. Тематическое планирование по курсу географии // Дефектология. 1994. № 4.

4. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Современный подход к использованию учебников нового поколения в процессе преподавания географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Коррекционная педагогика. 2004 № 4

5. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1977.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: