Предприятие (фирм)а и гое место на рынке

Ограниченная роль государства

Приоритет личного интереса

Роль конкуренции в рыночной экономике

Свобода предпринимательства дает человеку право приобретать ресурсы и организовывать производство по своему усмотрению.

Предприниматель сам решает, что именно, в каких количествах, с помощью каких технологий будет производится. Его ошибочные приказы столь же неукоснительно исполняются, как и правильные решения.

В рыночной экономике потребитель обладает суверенитетом. Его поведение не ограничено какими-либо нормами потребления.

Каждая экономическая единица делает только то, что ей выгодно и, следовательно, любые процессы в хозяйстве начинают происходить только тогда, когда они соответствуют интересам достаточно могущественных групп людей. Напротив, даже осознанные общественные потребности, если их удовлетворение не выгодно никому конкретно, не имеют прямого механизма реализации и могут длительное время игнорироваться.

Общество в целом признает широкие экономические свободы личности, считает их оправданными и не стремится подчинить своему контролю. Ни в одной рыночной экономике важнейшие параметры функционирования экономики (объем производства, его структура, уровень цен) не устанавливаются государством сверху.

На почве индивидуализма развивается инициатива и предприимчивость частных лиц, закладывается база гибкости экономики и энергичного НТП. Как принцип организации экономики индивидуализм сопряжен для хозяйства с существенными недостатками: не сдерживаемые ничем корыстные интересы частных лиц способны подорвать нормальный ход функционирования экономики, следовательно, и базу собственного существования.

Хозяйствующие субъекты в рыночной экономике не могут даже ограничиться одними «пассивными добродетелями», т.е. не обманывать клиента, не вынуждать его переплачивать за товар, не навязывать невыгодные условия. Все это необходимо, но не достаточно.

Даже из двух хороших продуктов потребитель стремится выбрать лучший. Поэтому фирмы вынуждены постоянно активно искать пути совершенствования своей продукции, стремясь обогнать всех прочих в удовлетворении запросов клиента.

А. Смит доказал, что каждый предприниматель, стремясь только к собственной выгоде, одновременно реализует интересы всего общества (принцип «невидимой руки»).

Главным действующим лицом конкретных отношений на рынке выступает фирма. История коммерческих (т.е. действующих ради получения прибыли) фирм уходит корнями в традиционное общество (купеческие предприятия).

Предприятие (фирма) – организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров и (или) услуг с целью получения прибыли.

Функции предпрития (фирмы):

Ø Концентрация и использование ресурсов. Основными факторами производства являются земля, капитал и труд (включая предпринимательскую способность). Их соединение и использование в рыночной экономике осуществляет фирма. Ей необходимо получить в свое распоряжение ресурсы, добившись при этом, чтобы по своим качественным и стоимостным характеристикам они были пригодны для производства конкурентоспособной продукции.

Ø Организация производства. Влияние рыночной среды на фирму сказывается на «входе» в производственный процесс чрез цены и качество потребляемых ресурсов и на «выходе» через спрос на готовую продукцию. Но организация производства (выбор технологии, создание стимулов к труду, контролю качества) является сугубо внутрифирменным делом.

Ø Сбытовая деятельность. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя. Через сбытовую сеть фирма получает информацию о том, как ее продукцию принимает рынок.

Ø Получение прибыли и несение риска. Прибыль является целью всей деятельности фирмы, что служит источником финансирования инвестиций, без которых развитие ни фирмы, ни всей экономики в целом невозможно. Готовность фирмы нести риски является важным условием гибкости в хозяйстве: без ошибок нельзя создать ничего нового.

Ø Накопление опыта. Подобно живым организмам, фирмы являются самообучающимися системами. Успехи и неудачи тщательно анализируются, чтобы наращивать преимущества и устранять недостатки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: