Бурное развитие новых национальных рынков

Развитие коммуникационных технологий

Еще в 80-х годах социологи говорили об усилении информационного фактора в жизни общества (О.Тоффлер «Третья волна»). Ряд государств отнеслись к этой тенденции серьезно. США запустили в 93 году программу по развитию национальной информационной супермагистрали. Эксперты сравнивали ее возможности с эффектом от инвестиций в железные дороги. В итоге сегодня 165,2 млн. американцев подключены к Интернету из дома.

В США 70% семей являются подписчиками кабельных систем (данные за 2003 год). Кабельные сети спешат ввести цифровые технологии, так как почти пятая часть семей (20 миллионов) в США принимает цифровое ТВ через спутник. К 2006 году переход к цифровому вещанию на национальном уровне.

Среди других стран с наиболее развитыми информационно-коммуникационными технологиями – Япония, Южная Корея и Сингапур.

Наличие широкополосных линий связи сегодня усложняет структуру медиарынка: СМИ ориентируются на производство мультимедийной продукции: не просто газета, но имеющая он-лайновый аналог + рассылающая новости на мобильники. Развитие кабельных и спутниковых сетей частично вытесняют наземные передатчики. В США в этом году перешли на цифровое ТВ. Однако многие государства сохраняют эти сети – на случай если по непредвиденной ситуации спутники выйдут из строя.

В отличие от устоявшихся рынков развитых стран Европы и Северной Америки, информационные рынки развивающихся стран показывают бурные темпы роста. Как правило – не за счет поэтапного накопления капитала, а за счет вливания финансово-промышленного капитала (как результата – политизированность изданий, олигополия на информационном рынке).

Быстрее всего телевизионный бизнес развивается там, где его до сих пор не было вообще, либо где он находился в зачаточном состоянии. За 2003 год в Азии рынок телерекламы вырос на 60%, в Восточной Европе – на 4-6%, в Западной Европе на 2%, в Северной Америке – лишь на 0,5%.

Если газетный рынок развитых стран показывает тенденцию медленного сокращения объема продаж, то газетный рынок Азии демонстрирует динамичный рост. Сегодня в Азии издаются 70% из ста самых продаваемых газет мира (62% из них приходится на Китай, Японию и Индию). Китай даже стал первым в пятерке крупнейших газетных рынков: Китай, где ежедневно продается 96,6 млн. экземпляров газет, Индия – 78,7 млн., Япония – 69,7 млн., США – 53,3 млн., Германия – 21,5 млн. экз.

В развитых странах тиражи газет либо падают, данные за 2005 год: Норвегия – 2,8%, Швейцария 3,3%, США – 2,35%, Япония – 0,97%, в Германии – 2,5%, Нидерландах – 3,67% и пр.; либо незначительно увеличиваются, данные за 2005 год: Великобритания – 0,05%, Австрия – 0,4%, Ирландия – 2,16%, Россия – 1,2%.

Изменения печатных изданий:

* переходят на формат таблоида

* введение специальных форматов для быстрого чтения, изменение заголовков и стиля подачи информации.

*создание он-лайновых дублей, как правило с бесплатным доступом, опыт: прибыль приносит лишь «Уолл стрит жорнал» («Татар-информ» тоже отказались).

*первая полоса приобретает большую значимость. Даже консервативные газеты вроде французской «Ля Монд» начинают использовать больше цвета, фотографий и индексов, чтобы привлечь внимание читателей.

* освоение новых каналов распространения – от бесплатных ежедневных газет до он-лайн изданий. На бесплатные ежедневные газеты приходится 6% глобального газетного тиража и 17% европейского.

Рекламный рынок, хотя везде увеличивается, но особенно – в развивающихся странах. Рекламные доходы газет в США, крупнейшем рынке газетной рекламы в мире, выросли за 5 лет на 7%. В Китае выросли за 5 лет на 128%, в Индии – на 107,7%, в Южной Африке – на 232,23%, в Турции – на 236,6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: