Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов.
Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Госстандарт России. Он представляет государство и в международных и региональных организациях по стандартизации, обеспечивает организацию работы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывает правила внедрения международных стандартов.
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению, Госстандарт России образовал:
- на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;
- в Москве - Ростест;
- в Санкт-Петербурге - Тест.
На законодательном уровне принят перечень нормативных документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним. В набор основных нормативных документов входят следующие:
- государственные стандарты России - ГОСТ Р;
- общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
- стандарты отраслей;
- стандарты предприятий;
- стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.
Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке. Существует два варианта их применения:
- в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации без каких либо дополнений;
- в форме соответствующего отечественного нормативного документа с внесением дополнительных требований, отражающих особенности потребности Российской Федерации.
Таким образом, узаконенный перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.
Положение о юридическом статусе функционирующих нормативных документов по стандартизации играет наиважнейшую, принципиальную роль: изменение юридической силы действующих или введение новых документов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятий, связано с большими материальными затратами, вносит изменения в права и обязанности и юридическую ответственность предприятий и государственных органов и потребителей.






