Магнатский театр Беларуси ІІ половины 18 века

В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов – в Ружанах, Огинских – в Слониме, Тизенгаузов – в Гродно и др.

Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал магнатский театр. Любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. При чем на сценических площадках параллельно выступают любители, профессионалы, принимаемые в театр по контракту и крепостные актеры, подготовленные в специальных школах. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта. Театр являлся частью быта. Средством «репрезентативности»

Первый магнатский театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже Радзивиллами. В 70-е годы XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Беларуси стал Слонимский двор великого литовского гетмана М.Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег — в Ружанах и Деречине, Радзивиллов — в Слуцке, Зорича — в Шклове, Чернышева — в Чечерске, Тышкевичей — в Свислочи. Музыканты, актеры, танцоры этих театров отличались проф. подготовкой, художественными данными, а репертуар – тематическим разнообразием. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр. На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане. Ее творческое наследие – 16 произведений (комедии, трагедии и оперные либретто на польском языке). Сюжеты произведений У Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. Первые переводы Мольера («Жорж Данден», «Лекарь по неволе» и др.) сделаны были У. Радзивилл и в Беларуси пьесы были поставлены раньше, чем в Варшаве и Санкт-Петербурге. При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

В 1780-х гг. при Кароле Станиславе Радзивилле (Пане Каханку) в несвижском театре увидели свет оперетта «Агатка, или Приезд пана» И. Голланда, балет «Орфей и Эвридика»в постановке Г. Петинетти. Работала профессиональнальная труппа польского антрепренера Л. Перожинского.

В Слуцком театре Геронима Флориана Радзивилла в 1750-х гг. работали итальянские балетмейстеры А. Путини и Л.М. Дюпре. Была открыта балетная школа по обучению 8-10 летних мещанских детей

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Елисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои. Ставились оперы Д. Паизиелло, А. Дуни, А. Гретри.

Репертуар театра Зорича в Шклове целиком был ориентирован на драматургию русских столичных театров (Москвы и Петербурга) и включал балеты с хорами, легкие комедии и пантомимы итальянских, немецких и фр. композиторов. Многие крепостные актеры театра, получив хорошую проф. Подготовку у лучших педагогов того времени, позднее служили в русских театрах.

Деятельность магнатских театров имела большое значение для развития профессионального театра. Подготовка местных кадров танцоров, музыкантов, певцов и работников сцены (машинисты, декораторы, костюмеры и т.д.). Многие из которых после ликвидации крепостного права перешли в профессиональные антрепризы и оркестры городов Беларуси.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: