Эмоционально насыщенная лекция

Дебаты студентов контролируемые преподавателем

Лекция с участием студентов

Законченное устное эссе

Это традиционная лекция, проведенная мастерски, к чему мы стремимся. Устное эссе - безупречно сделанная работа, которая искусно трактует конкретный вопрос или проблему. Эссе представляет собой "интеллектуальный опыт" для студентов, слушающих в благоговении "превосходную" речь профессора. Цель лекции подобного рода не только в том, чтобы донести информацию, но и показать мастерство преподавателя. Хотя устное эссе является великим мастерством, студенты - лишь свидетели законченного продукта, но не участники процесса.

«ВАЖНА НЕ КОНЕЧНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ НА ДОСКЕ, А ПРОЦЕСС ЕЕ СОЗДАНИЯ. В ОТЛИЧИЕ ОТ УСТНОГО ЭССЕ ЛЕКЦИЯ С УЧАСТИЕМ СТУДЕНТОВ ПРЕДПОЛАГАЕТ БОЛЬШЕ ДУМАТЬ, НЕЖЕЛИ ПИСАТЬ».

Такую лекцию лучше назвать плодотворной умственной работой, порождающей у студентов идеи, которые затем записываются на доске в организованной последовательности. Начиная новую тему, студенты призваны словами "все, что знаете о Первой мировой войне" (или о Фрейде, дарвинизме, Китае, волнах и частицах) поразмышлять вместе. Зафиксированный на доске план раскроет целый ряд конкретных фактов, чувств, предубеждений и, возможно, даже решений. Студенты приходят на большинство занятий как хорошо осведомленные, так и сильно дезинформированные. Но и те и другие могут удостовериться в своей правоте на лекции подобного рода.

Единственным правилом при анализе каждой новой идеи является запись данной идеи на бумаге. По мере того как вносятся новые предложения, вы можете даже преобразовать услышанное в категории, но только об этом необходимо сказать остальным, иначе вас заподозрят в манипуляции чужими идеями.

Еще лучше было бы попросить студентов предложить каждому свой план и комментировать его соответствующими фактами, объяснениями и впечатлениями.

Процесс разработки плана на доске улучшает, особенно у студентов с хорошим зрительным восприятием, усвоение информации в отличие от лекций, основанных только на слуховом восприятии. Когда участие студентов свободно и открыто, они очень активны и даже преподаватели могут узнать нечто новое об уже известном.

Все оставшиеся варианты лекций в определенной степени являются версиями лекции с участием студентов и включают в себя взаимодействие студентов с разным уровнем развития.

3. Решение проблемы: демонстрация, доказательства, примеры

Данная лекция начинается с вопроса, либо парадокса, либо загадки, либо незаконченной смешной истории - некой притягивающей интерес студентов проблемы. Ответ раскрывается в процессе лекции. И если искать ответ умело, то он будет найден только за 10 минут (или и того меньше) до окончания урока.

Поиск ответа на вопрос может представлять собой либо простую лекцию, в которой студенты с безразличием предлагают свои варианты, либо интенсивный процесс, в котором студенты предлагают пути решения проблемы или завершают предложенную историю, что затем записывается на доске и обсуждается.

4. Снятие напряжения: чередование мини лекций и обсуждений

«МИНИ ЛЕКЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ НАНОСЯТ ВСТРЕЧНЫЙ УДАР ПРОБЛЕМЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ, ПЕРЕНОСЯ НАГРУЗКУ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА СТУДЕНТОВ И НАОБОРОТ КАЖДЫЕ 15-20 МИНУТ».

Учитель начинает с 20-минутной лекции, освещая некоторые важные проблемы, которые обсуждаются в течение 10-15 минут, а затем читает следующую мини лекцию. За 5 минут до окончания времени лекции студентам дается задание: какова основная проблема последней мини лекции? Таким образом, следующее занятие начинается с обсуждения этой проблемы, затем следует еще одна мини лекция и так далее.

5. Толкование текста: приобретение аналитических навыков

Одним из недостатков высшего образования является то, что мы часто сталкиваемся с неграмотностью студентов. Они не умеют читать, что необходимо для аналитических навыков. Лекция дает возможность практиковать устаревшую, но надежную технику: explication du texste (толкование текста).

Аудитория из 50 или 500 студентов, самостоятельно занимающихся по учебникам или разработкам, может наблюдать, как профессор работает над составлением документа, речи, проповеди, эссе, поэмы, доказательства или вымышленного события. Составив некую цепочку, можно начать мини обсуждение, перенося напряжение с учителя на студентов и наоборот и создавая условия для взаимодействия. Реакция профессора на то, как студенты решают проблемы ("Что по этому поводу говорит Локк?"), движет процессом обучения.

"Но мой поток слишком большой для проведения таких мероприятий!" "Я не позволю им разбиваться на группы. Откуда мне знать, что они там обсуждают. Я боюсь, они выйдут из-под контроля".

Понятие контроля в данном случае играет, действительно, очень важную роль. Позволив однажды говорить другим на лекции, преподаватель рискует потерять контроль над ситуацией.

Важным ходом является занятие профессором центрального места в лекционном зале, разделив его на части, чтобы организовать дебаты. Студенты могут поддержать какое-либо мнение по предложенной проблеме и занять место там, где сидят сторонники этого мнения. Что бы вы не предприняли, вы можете держать ситуацию под контролем, руководя процессом. Процедура может повторяться несколько раз с неизбежными опровержениями. А в заключении несколько студентов приглашаются для подведения итогов.

7. Маленькие группы в больших классах: моделирование и инсценировка

Для тех преподавателей, которые иногда хотят создать в классе небольшой хаос, данный вариант - гарантия приобретения заряда энергии, участия студентов в лекции и их взаимодействия.

Во-первых, основная мини лекция устанавливает, каковы контекст и декорации для инсценировки, как свободного моделирования актеров и проблем.

Во-вторых, класс делится на несколько маленьких групп (разных по размеру и включающих в себя дублеров), каждая группа получает свою роль - обычно связанную с историей или с настоящим временем.

В-третьих, каждой группе дается конкретное задание - обычно необходимо показать положение и ход событий.

Наконец, в-четвертых, предложения разных групп неизбежно придут к конфликту по какому-нибудь вопросу идеологическому, тактическому, расовому, региональному или по вопросу скудных фондов, земли, работы, власти или ресурсов.

Данный вариант лекций имеет огромный потенциал для процесса изучения и, конечно, заряжает энергией и порождает коммуникацию.

«ИНОГДА ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТОЛЧКА ЛУЧШЕ ЗАВЕРШИТЬ ЛЕКЦИЮ, ЧТОБЫ СТУДЕНТЫ УШЛИ С ТРЕПЕТОМ В СЕРДЦАХ... И ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬСЯ».

Ни один вариант лекций не может считаться идеальным без использования средств массовой информации.

Останавливаясь на конкретной теме (например, мужской и женский стереотипы, депрессия, работа, приемы ведения войны или китайская культура), соберите вместе ряд цитат, необязательно в определенном порядке. Пригласите специалиста (или кого-нибудь из своих студентов) прочесть цитаты либо как представление с последующим обсуждением, либо как краткое введение перед началом лекции.

Второй метод связан с показом слайдов, включающим ряд наглядных образов из песен или речи. Презентация, особенно связанная с музыкой, хитрый ход, чтобы вызвать эмоции студентов, привлечь их интерес. Но наглядные образы и лирика содержат в себе важную суть.

Заключение:

Совершенно справедливо, что показ лекций, игра по ролям, лекция с участием студентов так же важны, как устное эссе или обычная лекция. Очень важно использовать все эти варианты, увеличивающие наши возможности как преподавателей и помогающие выбрать для себя наиболее подходящий.

Таким образом, в этой статье предпринята попытка показать, что не всегда лекции для большой аудитории являются барьером для взаимодействия, участия студентов в процессе обучения. И кто знает, может быть, используя все предложенные варианты, в конце лекции на вопрос "есть ли вопросы?" вы получите положительный ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: