Стилевые и жанровые особенности искусства эпохи Нового времени (ХVII-ХVIII в.в.)

Искусство (живопись, театр, литература, музыка) в эпоху Нового времени освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей.

Историческое своеобразие искусства Нового времени отчетливо воспринимается по контрасту с эпохой Возрождения:

· если Ренессанс открыл человеку безграничные перспективы, то Новое время выявляет социальную зависимость человека. Если ренессансные мастера, основываясь на идеях гуманизма, воплощали представления о действительности в форме художественного идеала, то, в Новое время действительность предстала перед художниками во всей остроте неразрешимых конфликтов. Ведущей тенденцией развития искусства является человек в его реальном бытии.

· если в искусстве Ренессанса давался обобщенный «внеклассовый» образ человека, то уже в XVII в. дается отчетливая социальная окраска образов.

· если в искусстве Возрождения практически не появлялись образы представителей народа (за исключением Брейгеля «Мужицкого» в Нидерландах и Тинторетто в Италии), то художники Нового времени расценивают народ как носителя высоких человеческих качеств.

· если ведущим жанром Возрождения был портрет, то в XVII в. стремительно развиваются жанры, отражающие окружение человека, (неприкрашенный пейзаж, различные типы натюрморта).

· в искусстве Возрождения мы видим идеализированный образ человека, то в Новое время наблюдается непосредственная связь с натурой, большая конкретность передачи образов реальной действительности.

Расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особой остротой ставят проблему стиля.

Стиль – это художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка. Неотъемлемое качество стиля – синтез всех видов пластических искусств, в котором ведущую и образующую роль играет архитектура.

В XVII – XVIII в.в. сложились такие стилевые системы как барокко, классицизм, рококо. Складывается также реалистическое направление в искусстве (Харменс ван Рейн Рембрандт, Франс Хальс, Микеланджело да Караваджо, Диего Веласкес, Франциско Гойя ).

Барокко (итал. ваrocco – причудливый, странный) Стиль барокко сформировался в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия).

Для барокко характерны большая эмоциональная приподнятость и патетический характер образов. В архитектуре – криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши – статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. Усиливают эффект живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.

Культовые, дворцовые сооружения, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. Дворцово-парковые комплексы эпохи барокко, отличающихся мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами – павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами. Ярче всего черты барокко воплотились в монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, бурная динамика форы).

В живописи барокко господствовали монументально-декоративные росписи, в основном плафоны, алтарные картины с изображениями апофеозов святых, сцен чудес, мученичеств, огромные исторические и аллегорические композиции, народный портрет (большой стиль).

Барокко получило также распространение во Фландрии (П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), а также в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве, в Беларуси.

Барочное искусство Фландрии имеет свою специфику. УРубенса, Йорданса во многих алтарных композициях, также как и в картинах на темы античной мифологии, прославляются человек и реальное бытие. Во Франции стиль барокко не занимал ведущего положения, но зато Франция XVII в. – это историческая арена развития классицизма.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. во Франции. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме. В XVIII в. классицизм стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением.

Принципы классицизма основаны на идеях философского рационализма, отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики, которые торжествуют или побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Классицизм огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства. Герои его произведений обладают стойкостью перед превратностью и жестокостью судьбы. Для них общее выше личного, страсти подчинены долгу, разуму, общественным интересам.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, определила соответствующие нормативные правила. Была установлена строгая иерархия жанров: в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. В литературе «высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» – комедия, сатира, басня.

Представители классицизма – живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр,скульпторы Ж. Б. Пигаль, Ж.Гудон, Э. М. Фальконе во Франции, скульптор Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России)

В первой половине XVIII в. ведущим направлением во французском искусстве стал стиль рококо. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства, игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно термин «рококо» произошел от французского «рокайль» – буквально бриллиант и украшение из раковин. Сюжет – только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Яркими представителями французского рококо стали Франсуа Буше и Антуан Ватто.

Особенностью искусства XVIII в. стал культ природы. Увлечение естественностью, восторженное созерцание природы начинается с эпохой Просвещения. Зримым воплощением «лучших миров» стали сады и парки. Парки создавались как совершенная среда для совершенного человека, при этом не были тождественны естественной природе. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам – любви, дружбе, меланхолии. Все это символизировало просветительские представления о счастье как «естественном состоянии», о «естественном человеке», основным условием которого было возвращение к природе.

В искусстве XVIII в. появляются течения, не имеющие собственной стилистической формы, например, сентиментализм (от франц. чувство). Он отразил мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. Суть сентиментализм выражена Ж.Ж. Руссо: «Разум может ошибаться, чувства – никогда»

В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена, художника, создавшего в сущности новую живописную систему, который писал вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи.

Для XVIII в. характерен расцвет национальной школы живописи в Англии, который начался Уильяма Хогарта, живописца, графика, теоретика искусства

Высокого развития в новое время достигло музыкальное искусство. Знаменитые композиторы эпохи – Г.Ф. Гендель, И.С. Бах, К.В.Глюк, Й. Гайдн, В.А. Моцарт. В XVIII в. возникла опера – синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Театр Нового времени призван для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары».

На развитие театра оказал влияние классицистический стиль. Триединство (единство времени, места, действия), характерное для драматургии классицизма, обращение к античным сюжетам, иерархия жанров, возвышенные этические идеи, конфликт страсти и долга, наиболее выразились в драме Пьера Корнеля «Сид», первого высокого образца классицистического театра. Эта пьеса пользуется особой любовью у французов. В трагедиях Жана Расина «Британик», «Федр» изображено противоборство страстей человеческой души и необходимость следовать требованиям нравственного долга.

Творчество Мольера перешагнуло стилевые рамки классицизма. Сочетая традиции народного театра с достижениями классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, высмеивая сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, развращающую силу денег.

В XVIII в. театр выражает идеологию Просвещения. Крупнейшим английским драматургом был Ричард Бушели Шеридан. Его сатирические комедии нравов «Соперники», «Поездка в Скарборо» и «Школа злословия» направлены против безнравственности «высшего» света, пуританского лицемерия буржуа.

Самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов была «Женитьба Фигаро» французского драматурга Бомарше. Фигаро оказался олицетворением общенародной оппозиции старому режиму, которая привела к революции. Недаром два человека так ненавидели эту пьесу – Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.

Основной литературный жанр эпохи Просвещения – роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Знаменитые авторы романов эпохи Просвещения – Даниэль Дефо и Джонатан Свифт.

Наиболее яркими представителями литературы эпохи Просвещения в Германии были Лессинг, Гете, Шиллер.

По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И.В. Гете в трагедии «Фауст», оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами.

Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений. Не случайно конец этой эпохи приходится на начало Великой Французской революции. Она похоронила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса, усилила позиции критиков его целей и идеалов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: