Культура Беларуси в первое послевоенное десятилетие

Советский период развития белорусской культуры

Благоприятные условия для развития национальной белорусской культуры сложились в 1920-е годы, когда в республике проводилась политика белорусизации.

В 1922 г. на базе научно-терминологической комиссии был открыт Институт белорусской культуры (Инбелкульт). На его базе в 1929 г. была создана Академия наук Беларуси. Первыми академиками стали Я. Купала и Я. Колас, Вл. Пичета, Я. Лесик и 3. Жилунович.

В это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии – Белгоскино.

В 20-е гг. широкое развитие получила литература. В конце 1923 г. возникло литературное объединение «Молодняк», которое считало себя организацией пролетарских писателей. Но его члены грешили ультрареволюционной фразеологией. В 1926 г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодняка» и создала новое литературное объединение «Узвышша». Его основателями были А. Бабарэка, З. Бядуля, П. Глебка, В. Дубовка, К. Крапива, М. Лужанин, К. Черный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, критиковало нигилистическое отношение молодняковцев к классическому наследию, большое внимание уделяло национальной специфике. В 1927 г. сформировалось литературное объединение «Полымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и среднего поколения. Среди них были Я. Колас, Я. Купала, А. Александрович, Т. Гартный, А. Дудар, М. Чарот и другие. Это объединение стало сдерживающим центром, уравновешивающим крайние позиции. В 1928 г. была создана Белорусская ассоциация пролетарских писателей (БелАПП). Своей задачей она считала активную поддержку социалистического строительства.

Успешно проходило и становление белорусского изобразительного искусства. На протяжении 1918–1922 гг. Витебск стал одним из центров художественной жизни республики, там действовало художественное объединение «УНОВИС», организованное известным художником-супрематистом К. Малевичем, плодотворно работали М. Шагал, Э. Лисицкий и др.

В первой половине 20-х гг. начали свой творческий путь скульпторы А. Грубе, А. Бразер, З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов.

В 20-е гг. БССР достигла значительных успехов в развитии образования, науки, литературы и искусства. Однако с начала 1930-х годов этот поступательный процесс был прерван, поскольку в культурной жизни возобладал жёсткий идеологический контроль, были репрессированы многие деятели белорусской культуры и науки.

Огромные и во многом невосполнимые потери нанесла белорусской культуре война нацистской Германии против СССР 1941-1945 годов. На фронтах, в партизанских отрядах, подполье погибла значительная часть белорусских писателей и других работников культуры и науки. За годы войны была почти полностью разрушена материально-техническая база науки и культуры республики. Но даже в условиях жёсткого оккупационного режима на территории республики в 1941-1944 гг. имели место проявления культурной жизни (театр, школы, музеи, библиотеки, печать, религиозная жизнь).

После освобождения Минска возобновилась работа Академии наук БССР. Расширялись направления научных исследований. Далеко за пределами Беларуси были известны имена ученых А.Р. Жебрака (генетик), Н.И. Гращенкова (физиолог), С.И. Губкина (физик), Г.Ф. Александрова (философ), В.Н. Перцева (историк) и др.

Однако развитие науки сдерживалось слабой материально-технической базой, администрированием, грубым идеологическим диктатом. Ряд ученых подверглись репрессиям и были реабилитированы лишь после смерти Сталина. Гражданское мужество проявил академик АН БССР А.Р. Жебрак, открыто отвергнувший лженаучные взгляды Т.Д. Лысенко. На много десятилетий назад были отброшены в своем развитии общественные науки.

В советском обществе культура, наука, образование были подвержены сильному влиянию идеологии КПСС – КПБ. С 1946 г. началась компания борьбы против «коленопреклонения перед Западом», против «белорусского национализма» и «безродного космополитизма». Резко критиковались положения о государственности Беларуси в средневековье, о «золотом веке» в истории белорусской культуры и т.д. Ряд произведений белорусских писателей и поэтов были признаны «идеологически вредными». Необоснованной критике подверглись Э. Огнецвет, К. Буйло, М. Лужанин и др.

В послевоенные годы продолжалась творческая деятельность Я. Брыля, С. Дергая, И. Мележа, И. Шамякина и др.

В белорусском изобразительном искусстве преобладала героико-патриотическая тематика. Многие полотна и скульптурные произведения вошли в золотой фонд белорусского искусства. В их числе – «Оборона Брестской крепости» И. Ахремчика, «Минск, 3 июля 1944 года» В. Волкова, «Пленных ведут» А. Шибнева, «Парад белорусских партизан в 1944 г. в Минске» Е. Зайцева и др.

Скульпторы стремились осмыслить исторический подвиг народа. Работают скульпторы З. Азгур, А. Бембель, М. Керзин, А. Глебов. Ими созданы скульптурные портреты известных революционных деятелей, героев Великой Отечественной войны, курган Славы, памятники воинам, партизанам, подпольщикам, отважным пионерам и комсомольцам. Самым значительным достижением белорусских архитекторов и скульпторов стал величественный ансамбль площади Победы в Минске.

Мужеству народа посвящались оперы, симфонии и контаты Е. Тикоцкого, Н. Аладова, А. Богатырева. В послевоенные годы появились имена композиторов В. Оловникова. Ю. Семеняки, Г. Вагнера и др. В 1951 г. начал выступления государственный народный хор БССР во главе с.Цитовичем. Активно работала Государственная академическая хоровая капелла БССР под руководством Г. Ширмы.

Белорусские кинематографисты создали фильмы, отражавшие военное и послевоенное время. В их числе – «Дети партизана», «Константин Заслонов». Были экранизированы «Павлинка» Я. Купалы, «Поют жаворонки» и «Кто смеется последним» К. Крапивы. Значительным событием явились фильмы «Красные листья» и «Часы остановились в полночь». Была восстановлена и получила развитие сеть культурно-просветительных учреждений, увеличился выпуск газет, журналов, книг, расширилась киносеть, строились музеи.

Образование, наука и культура середины 50-х – середины 80-х гг. Критическое переосмысление сложных проблем истории и современности в период «оттепели» содействовало появлению новой плеяды литераторов – А. Адамовича, В. Быкова, Р. Бородулина, В. Короткевича, И. Науменко, И. Чигринова, Н. Гилевича и др. В военной прозе главной становится тема человека на войне. Всеобщее признание получили произведения В. Быкова «Альпийская баллада», «Журавлиный крик», «Третья ракета» и др. Известными стали романы И. Шамякина «Сердце на ладони», «Возьму твою боль» и др. В 1981 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. Историческая тема нашла свое отражение в произведениях В. Короткевича «Дикая охота короля Стаха», «Черный замок Ольшанский» и др. В 70-е – первой половине 80-х гг., в белорусскую литературу пришло новое поколение: А. Дударев, С. Законников, В. Некляев и др.

Отображение современной жизни занимало значительное место в творчестве многих художников. Такими являются картины И. Стасевича, М. Савицкого, Г. Ващенки.. Тема Великой Отечественной войны отражена на полотнах Л. Щемелева, М. Савицкого («Партизанская Мадонна», «Витебские ворота», «Поле») и др.

Определенных успехов достигли кинематографисты Беларуси. Историко-революционной теме посвящены фильмы кинорежиссера В. Корж-Саблина «Первые испытания», «Москва – Генуя», «Крушение империи». Популярностью у зрителей пользовались фильмы «Альпийская баллада», «Отец», «Полонез Огинского» и др.

На ниве музыкальной культуры плодотворно работали А. Богатырев, Е. Глебов, Ю. Семеняко, Д. Смольский, В. Оловников, И. Лученок, Э. Ханок, Е. Тикоцкий и др.

Сегодня в науке и публицистике часто встречаются негативные оценки культуры советского периода как идеологизированной и официозной. Бесспорно, монополия на идеологию не могла не сказаться на культуротворческом процессе, однако и в этот период были созданы такие образцы, которые имеют непреходящую ценоость для культуры белорусского народа. Так, например, уже нельзя представить белорусскую культуру без ансамблей «Песняры», «Верасы», «Сябры», вокально-хореографический ансамбля «Хорошки» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: