Вопрос о революции был подготовлен деятельностью оппозиционных организаций конца XIX в. Слово «партия» применительно к истории стран Востока вообще и Китая в частности не соответствует действительности. Существующие организации лучше называть «движениями», или «партиями-движениями». Почему? Китайские партии не выдерживали обычной для западной терминологии связки «партия-класс», так как на Востоке никаких классов в западном понимании не было. И второе замечание: лидеры «партий» были увлечены национальной идеей. Вопрос о национальном суверенитете был главным вопросом революций. Национальная идея почти всегда носит надклассовый характер, она разрушает любые сословные, классовые рамки, объединяя под своими знаменами различные социальные слои.
В начале XX в. произошло идеологическое оформление оппозиционных течений в Китае. В них четко обозначились два потока, две тактики, два направления, хотя цели этих оппозиционных групп нередко совпадали.
Первое направление – реформационное. Лидерами этого движения были Кан Ювэй и Юань Шикай. Они видели главную задачу в проведении буржуазных реформ и установлении конституционной монархии. Реформаторов поддерживали представители китайской бюрократии и руководящий состав армии.
Второе направление – революционное. Революционная оппозиция во главе с демократом Сунь Ятсеном выступала за свержение маньчжурской монархии и установление республиканского режима правления.
Оппозиционные движения в Китае опирались на мощнейший «кризис низов». Об этом сохранились многочисленные свидетельства. В 1905 г., когда, несмотря на объявленный страной нейтралитет, шли военные действия на территории Китая, русский умеренно-либеральный журнал «Нива» писал: «У четырехсотмиллионного народа такое унижение может быть только ненормальным и временным».
В 1910 г. российский посланник в Пекине И.Я. Коростовец доносил Министерству иностранных дел: «В сущности, все население Китая охвачено духом протеста против существующего строя, и готово при первом же удобном случае прибегнуть к насилию. В стране почти повсеместно замечается антиправительственное брожение, проявляющееся в восстаниях, бунтах, погромах и военных мятежах»[88].
Каковы же были программные требования оппозиционных групп?
Программа реформаторов была выработана Кан Ювэем в ходе «ста дней реформ». Главный акцент в ней сделан на модернизацию страны по западному образцу, т.е. проведение умеренных реформ в целях создания независимого высокоразвитого Китая. Кан Ювэй и его сторонники считали, что революция не спасет, а погубит Китай. Они ссылались на пример Индии времен Великих Моголов. В XVIII в. борьба индийцев против центрального правительства привела к распаду государства на отдельные независимые княжества, поодиночке захваченные англичанами. Исходя из этого опыта, реформаторы не шли дальше требования установления конституционной монархии. Проведение реформ планировалось исключительно с опорой на собственные силы, без помощи извне. Реформаторы считали антиманьчжурские лозунги устаревшими, так как маньчжуры и китайцы давно слились в один народ. В 1906 г. произошло организационное оформление движения – были созданы конституционные общества, издавался журнал «Чжэнь лунь» (Политический вестник). Лян Цичао написал программный документ «Декларация ассоциации». К 1910 г. реформационное движение было представлено двумя группировками: северной и южной. Они несколько отличались друг от друга: северная группировка была более умеренной.
Революционное движение связано с именем Сунь Ятсена. Китайский «народник» родился в 1866 г. в Гуандуне[89], жил на Гавайях, окончил медицинский институт. До своего возвращения в Китай Сунь Ятсен был членом ряда революционных кружков за границей. По своим взглядам Сунь Ятсен – революционный демократ с ярко выраженным национальным уклоном.
В 1905 г. доктор Сунь совершил второе кругосветное путешествие, посетил США, Францию, Англию и Японию. Во время поездки он заручился поддержкой зажиточных китайских эмигрантов.
К 1905 г. в Китае и Японии действовали три независимые друг от друга организации революционеров. Одну из них (Союз возрождения Китая) возглавлял Сунь Ятсен. Осенью 1905 г. на учредительном съезде в Токио произошло объединение трех организаций. Так возник Китайский объединенный революционный союз (Тунмэнхуэй). Вскоре Объединенный союз стал выпускать газету «Миньбяо» (Народ). В ходе революции союз был преобразован в Национальную партию – Гоминьдан [90]. Члены Объединенного союза давали клятву изгнать маньчжуров, возродить Китай, создать республику, осуществить уравнение прав на землю[91]. В самой клятве отражена и программа, и цель, и тактика движения. Кроме клятвы, у революционеров брали отпечатки пальцев – вероятно, это было символом верности идеям союза. В дальнейшем программные установки союза были обобщены в так называемых «Трех народных принципах» Сунь Ятсена.
Что же это за принципы?
Первый принцип – национализм. Под ним понималась необходимость борьбы за превращение Китая в подлинно независимое национальное государство. Это должно быть государство, освобожденное от маньчжурских правителей. Основной задачей Сунь Ятсена было свержение Цинской монархии. Как относился китайский революционер к странам Запада и их правительствам? Он считал, что западные страны обязательно окажут помощь Китаю, так как они заинтересованы в обновлении страны. Революционный романтизм был присущ лидерам движения до начала 20-х годов.
Второй принцип – народовластие или демократизм. Под ним понимались борьба против монархии, свержение монархии и установление республики.
Третий принцип – народное благосостояние или разрешение аграрного вопроса. Каким путем революционеры хотели решить аграрный вопрос? Сунь Ятсен считал, что нужно обложить землевладельцев земельным налогом согласно цене на землю. То есть новое государство должно провести постепенную национализацию земли путем установления прогрессивного налога.
Первый принцип для Сунь Ятсена являлся главным, два других имели подчиненное значение. Взгляды революционного демократа менялись, в зависимости от них менялось и конкретное содержание трех принципов. Он также разработал основы будущей конституции Китая, так называемой «конституции пяти властей». Что же это за пять ветвей власти? Кроме традиционных для западной демократии ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, применительно к Китаю добавлялись контрольная власть и экзаменационная. Последние две трактовались исключительно в духе конфуцианской традиции.
В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. Сунь Ятсен неоднократно разъяснял и уточнял свой третий принцип. Вопрос о земле действительно является важнейшим вопросом многих революций. Китайский революционер считал, что нужно уравнение прав на землю, это средство поможет избежать «капитализма» и установить «государственный социализм». Под «капитализмом» он понимал монополии. Для Сунь Ятсена «государственный социализм» – это экономика Германии 1905 г.
Что же объединяло реформаторов и революционеров? Ведь в революции и те, и другие приняли участие. Вероятно, их объединяла национальная идея, стремление превратить Китай в независимое, процветающее государство. Однако если для Кан Ювэя главная опасность порабощения шла от западных держав, то для Сунь Ятсена – главным виновником китайских бед была «чужая» маньчжурская правящая династия.